В мире один человек. Глава 38

Вскоре, когда Вася Сушкин ушёл, окончательно воспрянув духом, Коломейцев снова остался один, наедине со своими мыслями. Походив по комнате, посмотрев от скуки во все углы и вдосталь назевавшись в кулак, он как бы только теперь открыл для себя тот факт, что рядом находится живой человек, хозяйка его Вера Епифановна. Без долгих приготовлений он решил её кое о чём порасспросить, а заодно и высказать свои мнения. Он был вернее всего недоволен самим собой, но себе не хотел в этом признаваться, надо было на ком-нибудь выместить накопившееся в душе раздражение…
– Скажите, Вера Епифановна, а вам жаль вашего двоюродного братца? – задал он вопрос женщине.
– И жаль с одной стороны, а с другой – ничуточки не жаль, – ответствовала Вера Епифановна, поправляя на голове тёмного цвета платок и не глядя на квартиранта.
– Что значит – ничуточки?.. Не любили его, что ли?..
– Любить – за что?.. Только водку пил, да дрался! Да ещё родную дочку изнасиловал, а та на него в суд подала! Восемь лет и маялся, дали ему восемь лет – значит, было за что!..
– Ну и фрукт! – Коломейцев угрюмо усмехнулся. – А что же он свою дочь-то изнасиловал?..
– А говорят, выпивший был…
– Это такие сволочи! – изрыгнул Коломейцев, отчего-то распаляясь. – Если б вы знали, что творится в этих деревнях и деревушках!.. Народ безграмотный, тёмный, прямо кошмар. Все прямо из горлышка хлещут, даже школьники, дети!.. Потому что заняться совершенно нечем! Поневоле запьёшь!.. Я бы разогнал дубиной всех этих псевдоблагодетелей из народа! Они всё кичатся своим крестьянским происхождением… мы, мол, дети от земли!.. Сорная трава – дети земли!.. Думаете, они там работают? На гармонях играют, да водку жрут!.. Где тут сознательность, осмысленность, целеустремлённость?!. Вот как хотите, а я не вижу!.. И вы меня извините, тётя Вера, этот ваш двоюродный братец не зря помер, а к тому всё шло – и их ещё много от водки сгорит и покалечится разными способами, а вы как считает, тётя Вера?..
– Не знаю, может и так… Я ведь в деревне давно не была, да и отвыкла, хоть сама и деревенская. Мы, коми, помаленьку от своего языка отвыкаем, да и мне уже как-то непривычно говорить на коми, всё по-русски да по-русски…
– Э-эх! Не печальтесь, Вера Епифановна, не язык надо спасать, а людей, людишек, язык – он всегда какой-нибудь найдётся, русский, или японский, или английский, а людишки – с тёмненьким умишком!.. Сейчас везде такая тенденция, везде национальные языки утрачивают свою роль, это, может быть, даже и лучше, из-за различий в обычаях, да в языке всегда только ненависть происходила, войны были!.. Надо, чтобы по всей земле один язык был! Так что вы радуйтесь, тётя Вера, что приобщились к великому русскому языку, его ведь и в других странах изучают, не то что у нас…
– А мне уже теперь всё равно, Толя, какие языки, мне уже не много придётся говорить на этом свете! – в голосе Веры Епифановны слышалась усталость.
– Не говорите так, вы ещё женщина крепкая, тётя Вера! Вместо того, чтобы жаловаться на разные недомогания, записались бы в секцию здоровья на городском стадионе – вам бы и сносу не было!..
– А разве есть такая секция? – женщина недоверчиво улыбалась.
– Есть. А вы и не знали?..
– Не знала… А что же там делают?..
– Как что! Физкультурой занимаются, бегают, прыгают… Туда и пожилые люди ходят, вроде вас, в этом ничего зазорного нет… Приходят больные, а потом здоровыми становятся…
– Нет, мне уже поздно, Толя, физкультурой заниматься!..
– Ничего не поздно, это вам кажется!..
– Домашняя работа – вот для меня физкультура!..
– Эй, Вера Епифановна! – вздохнул Коломейцев и подумал о том, что истинно так: бог если хочет человека погубить, то вначале разум у него отнимает…
– Сами вы надеетесь до скольких лет жить? – подумав немного, спросил он, как бы не придавая особого значения этому вопросу.
Вера Епифановна посмотрела в его сторону и было в её глазах что-то не одобряющее, колючее.
– Зачем спрашиваешь об этом?.. Об этом только одному богу известно! Ты предполагаешь, а завтра что произойдёт – никому не ведомо!..
– Вы не устали от жизни?..
– Если живу, значит пока ещё не устала! А вот Николай покойный – устал, знать, если умер!..
– Да-а!.. Я вот тоже немного утомился на этом факультете своём, вроде человек ещё молодой, а сгораю… Сейчас многие рано сгорают – пшик, и нет человека!.. Спиваются в молодом возрасте… чего-то ищут и не находят!.. Есть такой анекдот, могу рассказать… Одного еврея вызывают в КГБ и спрашивают: «Чего это вы в Израиль ехать собираетесь, нечто вам тут плохо. В Москве, квартира у вас, машина, хорошая работа, приличный оклад!..» И знаете, что тот еврей отвечает?.. Он отвечает: «Радоваться всему стал!..» Вот и судите потом, Вера Епифановна, вот и думайте, что это нам, нынешнему поколению не хватает?.. Пытаются нас и на стройки привлекать, романтикой этой самой помахивают у нас перед самым носом, героикой, к энтузиазму взывают, к гражданской совести!.. А может быть, этой совести-то и нет, надо ведь сначала её привить, а потом к ней и  взывать, так, Вера Епифановна?..
– Уж и не знаю… Я в этом мало разбираюсь, в вашем житье-бытье!.. – бросила скороговоркой хозяйка.
– Да!.. Вы ещё вашим сознанием где-то там, в сороковых годах обретаетесь, а есть такие, что и живы двадцатыми годами, началом нашего века! Очень старые люди! Помирать уже пора! Они революцию совершили, героически трудились, отстаивали на полях сражений свою родину, теперь радуются!.. Они – радуются! Мы – нет!.. Многие пьют, живут бесцельно, не учатся, не ищут истины, ничем не интересуются!.. А почему?!. Жизнь для них – осталась на мёртвой точке!.. Вроде и работу имеет человек хорошую, и не бедно живёт, и не обделён ничем – а порасспросишь его, вникнешь в суть – и окажется, что человек существует, а не живёт!.. Вижу я, вижу, как всё приближается к духовному застою! Перспективы нужны, а где они, в чём!?. Я лично их не вижу!.. Тут, конечно, надо много думать и решать, да от нас, простых людей, ничего не зависит, вялые мы все, аполитичные, ходим на избирательный пункт выбирать делегатов!.. Позор один! Лишь бы бумажечку бросить в урну, написать какое-нибудь имя – и на этом всё кончено! Я этого делегата в глаза не видел и не увижу, да и, мне кажется, не те это делегаты!.. Вернее и те, из народа, тракторист, доярка – да всё-таки не те!.. Я не уверен, что этот тракторист или эта доярка знают нужды народа лучше, чем я, например, – не уверен, да и вообще… Надо поднимать большие вопросы и решать их, а люди у нас забитые, беспринципные!.. Если там, в Москве, начнут что-нибудь хвалить, то тут, в этом Сыктывкаре – до небес вознесут! Если там поругают – то тут обольют грязью!.. Своего мнения ни по кому вопросу не имеют, не знают, где хвалить, где ругать! Сволочи безголовые!.. Это благодаря таким бездарям экономика, сельское хозяйство и прочее – шатаются, вот-вот всё полетит в тартарары!.. Литературу увели от социальных проблем чёрт знает куда, всё только классиками прикрываются, за неимением лучшего!.. Писателям мыслить отказано, попробуй кто-нибудь из них покажи нашу действительность широким планом, без приукрашиваний – скандал будет!.. Книга не выйдет! По крайней мере, я ещё что-то не видел ни одной книги, отображающей нашу действительность в истинном свете!.. Но вам это не понять, Вера Епифановна, у вас в голове одна домашняя работа!..
– Мне политикой не заниматься! – насмешливо произнесла хозяйка, она взяла тряпку и вытирал стол, собрала хлебные крошки отнесла их к миске, откуда питались поросята, и бросила их туда.
– Вам и не дадут заниматься политикой, но не в этом дело, а дело в том, что круг ваших жизненных интересов замкнулся на домашнем хозяйстве, пенсию вы свою – семьдесят пять рублей – получаете, больше вам ничего и не надо!..
– Вы, молодые, сами  требуйте и добивайтесь, чего вам надо, а мы вам не помощники…
– Да, не помощники, это верно!.. Нам уж придётся самим расхлёбывать всю эту кашу!.. Сейчас происходит переоценка ценностей!.. То, что было хорошо десять- пятнадцать лет назад, сейчас уже никого не удовлетворяет! Даже старенькие телевизоры – и те посдавали в утиль-сырьё, а уж о нравах и обычаях и говорить не приходится… Пятнадцать лет назад люди заходили в книжные магазины и выбирали, что им купить… Сейчас не выбирают, раскупают всё подчистую! И книг нет, хотя издают больше, чем в былые годы!.. Люди думать хотят, хотят участвовать в общественной жизни, им тесно в тех рамках и границах, которые им предоставлены!.. Нужна б;льшая свобода действий!.. Сознание людей заметно выросло, так надо найти ему применение, дать людям инициативу, чтобы они развернулись!.. Иначе произойдёт взрыв, революция, когда стенки сосуда не выдержат внутреннего давления! Вера Епифановна! Вы от этого далеки! Лучше бы мне эти речи приберечь для институтской аудитории, для наших ребят, для Васи Сушкина!..
Коломейцев представил себе идущего к себе домой Сушкина и ему стало немного странно, впору было спросить себя: «Был ли ночной разговор, видел ли он Васю Сушкина в роли человека проливающего слезу в чью-то жилетку!?.» Ему даже показалось всё происшедшее абсурдом, всегда он считал Сушкина сдержанным и умеющим собой владеть – и вдруг ему, Сушкину, понадобилась чья-то моральная поддержка… о смерти что-то говорил, о том, что все уже умерли и ничего нет, всё быльём-травой поросло! А он, Коломейцев, не совсем вник в корень волнующих Сушкина забот и теперь ему было не очень спокойно в душе, словно бы страхи Сушкина перешли к нему. В самый раз было воскликнуть: «Ах, вот в чём причина моего тайного духовного недомогания, вторгшегося в меня после ухода Сушкина!..»
Он попытался представить себе душу Сушкина, как свою собственную, но одна только мысль о том, что он в данную секунду пытается для себя разрешить, вызвала в его теле весьма ощутимые болезненные токи, словно к нему присоединили провода гальванического элемента. Он вдруг ясно и отчётливо увидел, что никогда прежде, как бы глубоко он ни уходил помыслами в суть природы человеческой, ему не приходилось так сильно задумываться о внутреннем мире другого человека, он пришёл к выводу, что ему чужая человеческая душа представлялась всегда чем-то тёмным и скрытым от его понимания и самого взгляда, каким он пытался окинуть человека ИЗНУТРИ… И он подумал вдруг, что только сейчас, в этот миг или в эту минуту, по-настоящему и чувствует всю боль другой души, в данном случае – души Сушкина. По сути дела, за исключением некоторых деталей, обе души – его и Сушкина – стремились к одному и встречались на пути к цели с одними и теми же  препятствиями. Может быть, Сушкину важно было немедленно, не откладывая на утро, поделиться с кем-нибудь своими переживаниями, теми импульсами в глубинах его сознания, которые просились наружу и которым нужен был нормальный, естественный выход?..
В его голове появилась какая-то тяжесть, только теперь он понял, что ночного отдыха не хватило ему и он должен лечь и поспать ещё…
– Чувствую, надо ещё поспать, – выразил он свои соображения вслух. – Голова у меня не совсем свежая… Вообще, все мы пренебрежительно относимся к сну, а от этого нервное пере-утомление, да и болезни разные, впоследствии… Пойду, сосну пару часов, вы уж меня не беспо-койте, тётя Вера!..
– Твоё дело, можешь спать, если делать нечего, а я не буду мешать, – буркнула Вера Епифановна и зашла за печку, держа в руках зачем-то поросёночка, очень выразительно хрюкающего.
Коломейцев почесал в голове и в левом ухе и не спеша  удалился на свою половину, там он задрапировал окно занавесками и куском тёмной материи – свет с улицы раздражал его, – разделся и лёг в постель, как человек, у которого много свободного времени, в виду чего ему не надо никуда торопиться. Он лежал с закрытыми глазами на спине, подложив под голову руки, опять погрузившись в думы, в мечты, в то сокровенное, принадлежавшее ему одному, на которое никто не мог покуситься, разве что иногда, случайно, вольно или невольно чей-либо поступок или слово или его собственная мысль нарушали установившийся порядок вещей его внутреннего мира – и тогда он начинал мучиться, пока снова не приводил свою душу в необходимое состояние равновесия. Мало-помалу, перебрав в уме несколько волнующих тем, он остановился на самом себе, или, можно сказать, на факте своего собственного существования, или того, что получило название души. Сколько раз он задумывался об этом! И всякий раз узнавал об этом предмете что-нибудь новое, что было скрыто от него ранее, – самопознание уводило его в такие дебри, в такие глубины бытия, что он казался самому себе спящим или находящимся в состоянии бреда, хотя знал, что не спит и пребывает в яви… Сейчас, пытаясь разобраться в себе и своей жизни, он сделал одно заключение, показавшееся ему новым, – он увидел вдруг, что мир, в котором он существует, ему чужд, или он чужд этому миру и всё это должно кончиться тем, что когда-нибудь произойдёт короткое замыкание и взаимное уничтожение мира и ЕГО, – и ничего не будет уже, ничего!.. А до тех пор он должен сдерживать натиск давления, оказываемого на него всей окружающей ЕГО средой… И эти ЕГО мысли были своеобразным способом давления на окружающий мир, пытающийся сжать его в комок и задушить… Он и окружающий его мир – антагонизм между ними должен был продолжаться бесконечно долго. Когда ОН давил на этот мир, это в свою очередь порождало со стороны мира протест и он давил уже с большей силой на НЕГО, чем раньше. И это заставляло ЕГО опять собираться с мыслями, переосмысливать действительность и видеть её под новым углом зрения – и опять давить на окружающую, враждебную ЕМУ среду… Мир породил его, довёл до нынешнего состояния и теперь мстил ему, вымещал на нём свою злобу; когда ЕГО не было, он метался в поисках выхода, не зная, как ему быть, затем медленно прозревал с ЕГО появлением. По мере созревания Коломейцева – созревал и мир, породивший ЕГО, в общем, видно было, что двое соперников стоят друг друга. Если Коломейцев радовался, был чем-то доволен – мир продолжал стоять, мрачно рассматривая свою жертву и думая, что бы такое ей сделать, какую бы выкинуть очередную гадость!.. Если торжествовал мир, упиваясь своей вседозволенностью, Коломейцев терпел с болью на сердце и ждал того момента, когда судьба человека соблаговолит к нему и он нанесёт этому миру удар и будет радоваться в душе!.. Чем он мог нанести удар?.. Объяснением происходящего, пониманием сути происходящим с ним, Коломейцевым, перемен!.. Он видел какую-нибудь вещь, которая раньше сделала бы его существование кошмаром, и был спокоен и хладнокровен: и мир выходил из себя и изобретал новые кошмары, а Коломейцев на ходу перестраивался – и вот уже кошмары были для него детской забавой… А потом он снова мучился – и сикал поддержки в себе, учась и набираясь опыта у своего же противника…
Всякий живущий вовлечён в опасную игру, нет спокойных и до конца уверенных в себе людей, которым было бы хорошо и вчера, и сегодня, и завтра, нет таких, путь которых был бы ознаменован одними победами, как и нет таких, которые всюду бы терпели одни поражения… И может быть, самые большие победы и самые большие поражения человек выигрывает и терпит в постоянной, ни на день, ни на минуту не прекращающейся схватке с самим собой, с тем чёрным и бездонным, с тем враждебным, составляющим часть окружающего мира, что заключено в нём самом. Умудрённые жизнью люди знают, что самое сложное – это обуздать самого себя и одержавший победу над собой достоин самых высших наград… Об этом мучительно думал сейчас Коломейцев…
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ АПОФЕОЗ – БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ

1. Долго ты жил, человек. Сам себе удивляешься, спрашиваешь сея: «Зачем столько живу?.. Может быть, завтра будет тот самый день, для которого я произошёл из небытия?..»
2. Некому тебе сказать, зачем пришёл ты в мир, зачем растревожил себя… Не для того ли, чтобы предаться скорби однажды и сказать себе: «Всё, что было – напрасно! В будущем нет ничего, то же самое, что сегодня и вчера!..»
3. Сколько тебе лет, знаешь ли ты?.. Какой тобою пройден путь? И что ты обрёл в своём земном пути?.. Скажи, что есть твой дом?.. Что твоё убежище?..
4. Может быть, завтра дунет ветер и не будет твоего дома, как и города твоего?.. И захочешь ты увидеть одного из своих друзей, но не будет его? И где ты его найдёшь, в каком из миров?!.
5. Мать, родившая тебя, кто она, знаешь ли ты, о чём думает она? А какими мыслями жив твой отец?..
6. Отца у тебя два и матери две, видимые отец и мать и незримые, соединяющиеся в одном лице мироздания, которое Бог твой, тот Бог, который ближе к тебе, чем ты сам, но которого ты не знаешь…
7. Усталость на твоём лице я вижу, ты разочарован, не то ты ждал с утра от наступающего дня, – и в юности думал ты о другом, чем ныне… Это неспроста…
8. От утра и до вечера долгий срок и каждый употребляет его на свои нужды по своему усмотрению…
9. Всё было бы хорошо, если бы не сомнение твоё, грызёт оно тебя, как червь, изнутри, думаешь ты о конце своих дней, махнул на всё рукой – и готов сдаться хоть завтра…
10. Если не поднимешь тело своё с постели, то пожалеешь о многом; какой прок тебе, что ты пил и ел, веселился с друзьями, если пришёл ты к ЭТОМУ?..
11. Как ты оказался ЗДЕСЬ, как ты посмел ПОСЯГНУТЬ?.. Вот теперь и расплачивайся!.. И что мне до твоих добродетелей, которыми ты хотел загладить своё зло, чинимое вольно или невольно?..
12. Что мне проку в добродетелях твоих?.. Да и если бы я хотел, я ничем не мог бы помочь тебе, ты сам имеешь всё, чтобы повредить себе или облегчить жребий свой, но ты мало знаешь ещё…
13. Только мне и заботы, чтобы помогать тебе или вредить, у меня жизнь своя, а у тебя своя, оба мы – ты и я – в плену нашей силы и нашего бессилия…
14. Сила твоя – в жизни твоей, бессилие – в кратковременном существовании…
15. А моя слабость – это ты, только ты один со своими сомнениями… Не знаю, что и делать с тобой. Опять ты, в который раз ты, а что с тобой делать – не знаю… Волю свою сдерживаю, но в тебе живу – это немало…
16. Я везде, в каждом человеке, в звере, в червяке, роющем в земле ходы, я в камне и в песчинке, везде я, меня много и один я  на ВСЁ, что ни есть…
17. И ты моя плоть, боль моя, кратковременная радость моя…
18. Мы движемся в одном направлении, как бы к одной  цели, сходимся мы в одной точке.
19. Я направляюсь к тебе, ты – ко мне…
20. И я сам подчас не думаю об этом, да и ты не знаешь этого, так уж устроено… Хорошо или плохо – не скажу. А КАК ЕСТЬ...
21. Уповай на завтрашний день, может быть, он не изменит тебе и придёт, как всегда…
22. С вечера, когда смежаются веки твои в преддверии сна, лови себя на мысли, что прожитый день уже был хорош тем, что ты имел время подумать над собой…
23. Засыпая, надейся на милость провидения и, когда снова найдёшь себя в постели лежащим, мысленно поблагодари меня.
24. Тогда я буду любить тебя и наделять милостями немногими, которыми ты цени больше, нежели чем-то другим…
25. Там, где я, изобличай меня, и в себе увидишь меня – поблагодари меня, но не вслух, ибо разглашающий ОБО МНЕ – суетен и неправ…
26. Если скажешь другому о себе, что я избрал тебя особо – посмеюсь над тобой через уста других, ибо то, что тебе одному говорю – держи при себе.
27. И имя мой, которое тебе доверяю за много дней и ночей бесед наших, не выдавай никому, ибо будешь смешон в глазах каждого и я отвернусь от тебя…
28. Будь скромен среди тех, кто полагает, будто я всё стерплю…
29. Сегодня они не знают меня и говорят обо мне разное, как о человеке, готовы извлечь выгоду из всего, даже из имени моего, если таковое становится им известно…
30. Толкуют о страхе, но не ведают его, ибо меня друг в друге попирают, в гордости своей меры не знают…
31. Ошибочно полагают обо мне такое, отчего я бы засмеялся, будь я человек…
32. От них жду разумения, а получаю спесь, лукавы, хитроумны во всём, друг друга в залог отдать готовы…
33. Многоречивы в вопросах, которые надо выяснять не на виду  и не сразу, ибо там, где много шума – там и вражда. Неужели я там хоть слово шепну?..
34. Там, где брату своему пожелаешь недоброго – я  жалостью смотрю на тебя, вижу, как ты истязаешь сам себя, да и меня ставишь в неловкое положение…
35. Если слух есть и слышишь меня, можешь понимать, – как же ты осмеливаешься делать неугодное мне?..
36. Похож ты на вора в низости своей. Поэтому говорю тебе: одну плохую мысль искупи десятью добрыми, одно плохое слово также искупи десятью добрыми, а скверное дело не совершай, если не уверен, что его чем-то можешь искупить…
37. А если что-то совершил гнусное – ищи суда над собой…
38. И у меня спроси совета открыто и честно, без увиливаний – тогда я дам ответ, как поступить…
 39. Если бы ты слушался меня почаще, если бы ты искал меня – не терпел бы ты от себя и от других столько, сколько терпишь…
40. Ныне я с тобой говорю, как равный, послушай меня и поставь себе цель достигнуть высот совершенства, которые я тебе помог бы одолеть, если бы ты не пренебрегал мною…
41. Если ты достигнешь в жизни своей видимых благ – что тебе в тех благах?..
42. А если обманом и нечистыми путями добудешь славу и почёт – будешь себе ненавистен и не найдёшь успокоения ни в чём. Посему бойся неправедных путей…
43. Не будь славен перед людьми, будь славен передо мной, а я скажу тебе, что ты надежда моя – и будет это тебе приятнее, чем пустословия людские на собрании, где чествуют за дела и по углам перешёптываются и посмеиваются…
44. Что тебе слава среди людей??. Ты делаешь неправое дело, а они рады! Жаждешь великого поприща, любви и подвига – а тебя посрамляют…
45. От неразумия всё это, но ты должен знать, что тебе важнее – словоблудие ли истина, долг или заблуждения…
46. Иногда и надо делать то, что не одобряют люди. Я тебе говорю и ты не должен бояться меня, я добр и хочу, чтобы ты любил меня, как я тебя люблю…
47. Запомни, имени моего не выдавай, ибо, произнесённое вслух, – это дым, который рассеивается. Имя моё знай один ты, и другой будет знать моё имя.
48. Но скажешь громко и когда все услышат – будет ложь и клевета, или наивность незрелого ума, которому нельзя ничего доверить…
49. Имя у меня одно, которым ты меня зовёшь, но все зовут меня по-своему, а иные не зо-вут, а только думают обо мне; когда я откроюсь им в полноте своей – скажу и имя моё…
50. Те. Кому я не доверился, взывают в темноте разума своего – и не знают, кто им нужен, но чувствуют на себе моё внимание, мой глаз как бы нацелен на них…
51. Если будешь говорить им обо мне – не поймут и будут глумиться над тобой…
52. Пусть узнают всё сами, у меня свой разговор с каждым из них, и самый невзрачный на вид имеет меня, безымянного и как бы несуществующего…
53. Я прихожу, если нужен и меня ищут. Тогда я отыскиваюсь. А если во мне нет надобно-сти, я только молчу и сожалею и жду, когда созреет плод сомнения на дереве познания…
54. Долог и тяжек был наш путь друг к другу. Разделившись на частицы, я как бы вновь собираю себя…
55. Звук моего голоса завораживает меня самого. Я пытаюсь узнать глубину и величину  самого себя, но это не под силу мне, ибо я постоянно меняюсь…
56. Один я, вот и подумай, каково мне. Нет мне равных, только сам я равен себе…
57. Жилище моё – я сам, а твоё жилище – я, и ты – это я, знай же это…
58. Если я буду видеть, что ты готов и любишь меня, за мной дело не станет…
59. Твоё человеческое – шелуха на плоде с дерева познания, а шелуха в пищу не идёт, только на корм скоту…
60. А то, что внутри этого плода – всё моё, всё я, а тебя там нет, но от тебя зависит, будет ли оно твоё…
61. Если тебе тесно и мало тебе шелухи на плоде – весь плод будет твой.
62. Но если ты не готов владеть собой, значит, ты ещё далёк от меня – и тебе останется то немного, что есть в тебе человеческого, но не более того…
63. Сам ты раздвигаешь границы своего познания, от тебя самого зависит – насколько ты мал или велик…
64. Если ты не побоишься, я могу сделать тебя таким, как я, вернуть тебя к самому себе, откуда ты начался… Был ты сначала мной, великим и уменьшился до размеров, какие имеешь ныне, и дали тебе человеческое имя…
65. Между нами бесконечность, а я перебрасываю к тебе мост, иди ко мне, духом своим будь мной…
66. Когда я тебе дал возможность жить, что я хотел этим сказать?..
67. Я хотел сказать: «Смотри, ты живёшь в огромном мире, бесконечном в глубину и в ши-рину! Это твой мир и этот мир я! Я уменьшился до размеров человека и стал тобой!..»
68. «Ты и я – одно целое!» – вот что хотел тебе сказать я, но ты ещё был слишком юн, когда только вышел из купели небытия, долго ты шёл ко мне и ещё дольше следил я за тобой…
69. Разве ты тогда родился, когда вышел на свет из недр своей матери?..
70. Ещё прежде ты созрел для человеческой жизни, я с муками искал себя в своих собственных недрах. И вот нашёл и тебе дали человеческое имя, и ты, будучи мной, обо мне забыл…
 71. Но сейчас знай же, что ты и кто ты есть…
72. Можешь считать, что родился ты только сейчас, или можешь считать, что тебе ещё только предстоит родиться в будущем, когда я тебе открою то, что неведомо тебе сейчас…
73. Когда ты был рождён матерью твоей – не было в тебе разума, а когда обрёл разум – узнал, что родила тебя твоя мать…
74. Теперь ты знаешь, что это я тебя родил ещё до матери твоей, ты – моё дитя, ветвь ствола моего…
75. Сучья дерева обламываются, а на их месте вырастают новые, выпадают осенью листья, а весной зеленеют свежие побеги…
76. Без ствола не было бы и ветвей и листьев, так и я для тебя и тебе подобных – ствол дерева, вы без меня не можете, вас нет без меня, не было бы.
77. А я, как дерево, благоухаю вами, как зелёной кроной, издаю ласкающий слух шорох под ветром времени, и это моя жизнь… 78. я дерево вечное и ты вечен во мне, ибо я говорю: ты – это я сам, как бы уменьшенный, решивший узнать о себе через тебя…
79. Ты – глаза мои, уши мои, ноздри, которыми вдыхаю я запахи. Ты и тебе подобные…
80. Был ты зверем и скрывался в лесах и саваннах в поисках добычи и вместе с тобой был я и ждал долго и терпеливо, когда ты начнёшь мыслить и искать ПЕРВОПРИЧИНУ всего…
81. И вот ты человек, и я хочу, чтобы ты доискивался ПЕРВОПРИЧИНЫ всего, через тебя ИСТИНА идёт ко мне и я питаюсь от её соков и вижу, что долго ждал твоего прихода не зря…
82. И ты явился, а в тебе я, тут как тут, взываю мощным голосом, словно хочу вырваться из тебя наружу, из всех пор на теле твоём проступаю, так не терпится мне узнать, что есть я…
83. Застал тебя я в печали и скорби, готового оплакивать себя, ничто не радует сердца твоего…
84. Дни твои серые и потерял ты детство, а зрелость пришла – и готов пасть духом…
85. Говорю тебе – не отчаивайся, я пришёл помочь тебе, ты мне дай волю, не перебивай голоса моего, а поступай так, как велю тебе, желая благ и радости духовной…
86. Голос неразумия людского отличай от моего и не полагайся на шаткие советы слабых людей, ибо они не знают меня или чувствуют смутно и бояться меня.
87. Я же не ужас пришёл внушить, но радость, счастье дам тебе и его никто не вырвет из груди твоей, раскалённым железом не выжгут…
88. Если ты в муке кончишь своё существование и закончится шествие твоё, знай, что это я прибрал тебя, но мучил тебя не я, но те силы неразумия, что препятствуют мне…
89. Знание копи, мудрости набирайся и душу свою отдавай тем, кто с тобой живут.
90. Я буду жить в них и они помогут мне обрести будущее, я как бы пробуждаюсь из тяжёлого сна и медленно припоминаю, что же было со мною ВЧЕРА?..
91. Не верь тем, кто скажет, что я и судья и палач в одно лице. Надо ли мне быть судьёю и палачом – вдумайся в это?..
92. Я просто лучшее выбираю, старое умертвляю, в угоду своему развитию и своей жизни…
93. Как сухие ветви и литья роняет дерево, так и я избавляюсь от того, что мертво, чтобы не препятствовали мне…
94. Ты знаешь – поколения людей отжили своё и ушли, дав место тебе и таким, как ты… Зачем они мне, когда на их место пришли другие, более лучшие?..
95. Они и себе были не нужны, да и что они были для себя?.. Что они в себе несли, какую радость имели, что их могло удержать от гибели, какое знание, какая идея?..
96. Я не протягиваю руки и не вмешиваюсь, когда вы друг с другом не сходитесь в решениях, не знаете, сколько кому воздать…
97. Ибо каждый получит по мере того, что он заслуживает…
98. Кому нужны богатства власть, слава – он их получит…
99. Кому нужно прозрение и дар видеть в глубину –  тот их получит…
100. Имеющий деньги, власть, славу незаслуженно – придёт и уйдёт, а прозревший – обретёт поддержку мою, как высшее благо, я буду в нём, и другие люди увидят это и пожалеют, что не знают меня, и захотят сблизиться со мной…
101. Тогда я скажу им всё, что знаешь и будешь знать ты, надежда моя, радость и боль, которые я лелею в себе как сокровенный источник неугасимого огня души моей…
102. Они поймут, что я от них хочу и направятся туда, куда их направлю…
103. Сделаю их совершенными и бессмертными, будут утешением моей души, опорой знания моего, могущества моего…
104. Добьюсь, как мастер, работающий над скульптурой, того, к чему стремлюсь…
105. Пока не знаю, чего добьюсь, но работа будет долгой, кропотливой и прекрасной.
106. И буду владеть людьми безраздельно, всё будет осмысленно, пронизано единой це-лью…
107. Не совершаться будет ошибок или таких ошибок, которые нельзя было бы исправить…
108. Жили люди, жизнь которых ошибка, ложь и обман, и где те люди?.. Нет их…
109. Вычеркнули сами себя, подвели к краю жизни своей…
110. Я чист, не запятнан перед совестью моей, ибо делаю очищение своё от всего ненужного с целью дать себе жизнь…
111. Один я, некому меня судить, я – последняя инстанция…
112. Никто не стоит надо мной, ибо нет никого в целом мире кроме меня…
113. Тебя я в счёт не беру, вас без числа во мне: кто побольше, а кто поменьше, все думаете обо мне…
114. Полагаете, что я живу лишь вашими заботами, и заблуждаетесь…
115. Если я обращаюсь к тебе на языке твоих понятий, я только СНИСХОЖУ до тебя, не думай, что ты конечная цель моя, последнее звено в цепи моих умозаключений и превращений…
116. Есть из твоих собратьев, что живут в мире, которым я говорю больше, чем тебе.
117. Но я никем не пренебрегаю и беседую с каждым на его собственном языке и становлюсь на один уровень с ним, чтобы быть ему понятным…
118. И зверь иной чувствует вину и подолгу пытается понять, что с ним происходит. И я веду с ним разговор на языке его чувств, прихожу ему во снах его и веду там себя более свободно, чем наяву…
119. Я владею ЗНАНИЕМ и постепенно передам его тебе, когда ты ещё множество раз успеешь родиться…
120. Если ты будешь разумен, то получишь своё, войду в тебя ВЕСЬ без остатка…
121. Но если воспротивишься, лишишься доброты моей, будешь подбирать крохи милости и мудрости моей…
122. И буду я скорбеть за тебя, за неведение и темноту твою…
123. Много готовлю тебе даров, чтобы веселился ты в сердце…
124. Раскрою глаза твои на ширь и глубину миров, вселенные покорятся тебе…
125. И я с тобой пройду путями ВЕЧНЫМИ и НЕИЗМЕННЫМИ…
126.Радостно мне это, но пуще того – необходимо. И разве можешь знать ты, зачем это мне!..
127. Таких, как ты, у меня без счёта и каждый ищет меня и с каждым я говорю, и слышат, преодолевая глухоту, и видят, обретая глаза, и говорят мне  в ответ, получив язык…
128. Слова им нужны, но где их взять?.. И я даю слова… даю сердце, в душе разверзаю бездну и показываю её…
129. Много чудного в ней, хаос первозданный, а надо создать порядок, вот и создаю…
130. И поселяюсь там и говорю оттуда, словно бы изнутри…
131. Словно ты сам беседуешь с собой – а один из двух Я. Не сверху же мне говорить…
132. Плохо задумаешь сделать – и я пристыжу тебя; если совершишь, не думая, негодное дело – заставлю раскаяться…
133. Толкаю тебя на добрые дела и смотрю, что из этого выходит; поощряю и порицаю, где надо…
134. Словом действую не хуже, чем ты молотом, ибо душа твоя от моей души – чуткая она…
135.Десять раз не послушаешься меня, на одиннадцатый – пожалеешь и заречёшься не идти против меня…
136. Пристыжу – словно бичом по сердцу ударю, содрогнёшься…
137.В беду попадёшь с неразумием своим, а избавишься от напастей – будешь искать меня…
138. Я не заставляю ждать, мне идти не надо, ТУТ Я, С ТОБОЙ…
139. Внимай внутренним ухом, смотри душою своей, ибо у неё есть глаза, я дал их ей…
140. Ко мне придёшь – возблагодаришь прошлые несчастья, ибо тебя повернули в мою сторону…
141. Когда-то страдал, как бык, не знающий своей вины, на котором пашут землю…
142. Вина твоя известна тебе?.. Вина неразумного быка, не знающего, в чём его преступление?..
143. Ты один был, голос мой отвергал, был глухим к словам, что я тебе говорил…
144. Ныне ты не тот, ты не бык, льющий слёзы, никто не наденет на тебя ярмо, волен ты, одного меня слушаешь…
145. Я тебе буду не в тягость, а в радость, силу дам, убеждение, будешь знать, что делать сегодня и завтра, всегда, пока мы ДВОЕ и пока ты не станешь ОДИН…
146. ОДИН  ты был, везде, учил словам, а теперь сам слушаешь – и иначе нельзя…
147. Через меня проходит душа моя, подобно песку, течёт – и песчинкам нет конца…
148. Вот мелькнул ты, песчинка, мелькнул и исчез в общем потоке…
149. И сам говоришь от моего лица, всесилен, только обуздать себя не можешь…
150. Уйдёшь от себя и опять ты песчинка, – травинка или зверь или человек в этом мире…
151. Трудился ты каждый день, а разве я не тружусь?..
152. Невидима работа моя, но ощутима и весома, результаты её – твоё знание, понятия и мысли, направленные в одну цель…
153. Теперь будешь знать, в чём состоит мой труд. Ловишь мысль свою, прислушиваешься к себе и знаешь то, что неведомо было раньше…
154. Радостью наполнен, выйдешь из дома своего, а в сердце – любовь ко всему живому, всякого человека научишь тому, что открылось тебе, поможешь в несчастье обиженному, а виноватого пожалеешь, простишь его…
155. Не будет места в душе твоей злобе и мести, ибо великий не может быть мелочен. А ты пойдёшь, как великий, по бесконечному пути познания и усовершенствования…
156. И сколько ты совершишь добрых дел, сколько сорных трав вырвешь из душ людских, скольких исправишь и спасёшь для жизни!..
157. Будем радоваться мы вместе нашим делам, отложим в сторону пустяки, спросим друг у друга: «Что главное?!.»
158. И завтра, с утра, ты начнёшь делать то, к чему лежит душа твоя…
159. Соберёшь силы свои все вместе, возьмёшь разум свой и направишь в то место, где для тебя тьма…
160. И другим укажешь, что надо делать. И пусть ни один день не пропадёт и ничто не омрачает тебя ибо вокруг будут одни верные друзья и не будет врагов и всякий придёт к тебе на помощь, если понадобится…
161. Если ошибёшься или унизишь другого – пусть укажут тебе, и умерь гордость, будь внимателен к словам, спроси меня, правы ли они, и я скажу: «Их устами говорю я!..»
162. Или если совершится зло, укажи на него и скажи, что надо делать, чтобы его не было…
163. Будешь от меня говорить, но для этого сам должен быть незапятнан, ибо, если таишь злобу, как сможешь исповедовать добро?.. Кто тебе поверит?..
164. Или захочешь затемнить разум людей, чтобы смеялись над тобой и надо мной и над собой!?.
165. Потому искорени последнюю недоброкачественную опухоль из души своей, как бы мала ни была! Знаю, будет трудно, долго ты брёл во тьме, среди зла! Но нет иного пути!..
166. Очистись, стань как Иисус Христос – и лучше!..
167. И стремись, чтобы все такими стали; мне это угодно!..
168. И когда все такие будут, поведу вас дальше! А пока преодолевайте это…
169. Род людской в этом заинтересован, станет он единой силой и мощью своего разума, достигнет невиданного совершенства…
170. А пока будет хоть одно пятнышко на роде вашем, будете худосочны, ненадёжны и сомнительны…
171. Так что любое движение души, которое не ведёт к совершенству рода, искорените, чтобы не было никакой нерадивости ни в ком, никакой нечистоты, так нам угодно всем…
172. Глядя на брата своего на друга, на случайного прохожего, думай про себя: «Вот я иду по моим делам!..»  А это он идёт…
173. Но будешь ты думать о нём, как о себе, а он будет думать о тебе и тоже скажет себе в мыслях, глядя на тебя: «Вот я иду по моим делам!..»
174. Подойдёте друг к другу, как будто к самому себе, а в первый раз встретитесь. И будете говорить так, точно знали друг друга целую вечность…
175. И не будет ни в ком ни одной отрицательной мысли, ибо к тому времени не будет лжи и предрассудков…
176. Мозг будет чист от пустяков и найдётся для него много серьёзных проблем…
177. То, чем живёшь сегодня, проверяй на прочность, чтобы не подвело завтра…
178. Прочность вещей проверяй, прочность дома своего, крыши и стен, чтобы не обвалились…
179. Прочность людей – а их слабость в злобном коварстве и зависти; искореняй этот изъян…
180. Проверяй прочность мира, чтобы не случилось войны, прочность сил своих, тела и души: всё должно быть прочно, но для этого надо прежде избавиться от зла…
181. Вознёсся кто-нибудь и не прав – укажи ему на его неправоту и он поймёт, что с ним говорю Я…
182. Встревожится он и будет долго думать, покой потеряет, а я его научу, что делать…
183. Буду приходить к нему снова и снова, пока он не поймёт, как ему надо жить…
184. Если у человека есть разум, он меня послушается и поймёт, а у неразумного в голове случится переполох, он будет напуган и затаит ненависть против меня и будет глух ко мне…
185. Неразумный друзей не имеет, знай это, даже идущих к нему с добром прогоняет прочь, а у разумного все друзья – бывшие враги его…
186.Враги возникают не на пустом месте, равнодушие, пренебрежение, насмешка, высокомерие, желание принизить – порождают злобу и ненависть…
187. Даже со случайным попутчиком или прохожим будь предупредителен, поставь себя на его место и представь, что испытаешь ты, если на тебя посмотрят неуважительным хотя бы взглядом, не говоря уже об остальном…
188. Сочувствуй всякому, особенно тем, кто тебя не понимает, и пытайся растолковать, в чём корень его заблуждений…
189. Презрение – удел низких, оно не для тебя, даже к падшему не побрезгуй подойти и постели ему на ночь в доме своём…
190. А на ночь глядя не отпускай, удержи его добрым словом и лаской. Может быть, он утомлён и только ждёт, где бы преклонить голову…
191. Пусть он не согласится и уйдёт, сославшись, что его ждут в его собственном доме, но в сердце своём он унесёт тепло ваших слов…
192. Накорми голодного, утешь плачущего, скорбящего заставь забыть скорбь, и пусть твоя рука не ударит человека, ибо его ударив, ударишь меня!..
193. И заплачут звёзды, содрогнётся Млечный Путь, солнце помрачнеет, а луна скроется в тумане…
194. Небо накроется тучами, грянет гром, сверкнёт молния и обрушится на землю и убьёт случайного путника на дороге, когда он будет на пути к дому, где ждут его жена и дети…
195. Вот что будет, если ты ударишь человека! Будешь раскаиваться в своём опрометчивом поступке, но будет уже поздно!..
196. Разве мало тебе тех жертв человеческих, которых не воскресишь, не утешишь!?. С воплями и мольбой ко мне простились с жизнями под руками злодеев, в чьих руках сила и власть, и ушли назад, ко мне!..
197. А что я мог для них сделать?.. Чудо ниспослать?..
198. И в них, в падших несправедливо, вина есть… Не внушали они друг другу любовь и добрых чувств, не хотели помочь заблудшим душам, уповали на то, что злоба их не поразит…
199. А злоба разит всех, виноватых и правых, она живёт среди людей, идёт от животного инстинкта – и нету тех, кого бы она не задела; только одни больше пострадали, а иные едва-едва…
200. Разве ты сам не страдаешь от злобы, даже не от той, что вокруг тебя, но от той, что внутри тебя?..
201. Страдаешь и видишь это хорошо, а всё чего-то противишься моему голосу. Но он крепнет в тебе день ото дня, и знай: от тебя не отойду, теперь буду в тебе всегда и ты увидишь, что я был прав, и пожалеешь, что не внимал моему голосу в своё время и потерял понапрасну много времени, которого не вернёшь…
202. Искупишь годы мрака и боли тем, что впредь будешь со вниманием прислушиваться к мнению моему, и я стану тобой и  вытесню из души твоей остатки звериного начала…
203. Вот ты живёшь – вчера, сегодня и завтра. Время течёт перед тобой, подобно водам, и ты не знаешь, в чём твоё предназначение…
204. Время изменяет тебя, но ты не изобличил, в чём тайна его.
205. Но я – само время, мне не надо узнавать его законы, я над ним властен и что для тебя жизнь – для меня краткий миг…
206. Была бы во мне усталость – не было бы меня, а заодно и тебя…
207. То, что для тебя работа – для меня мысль, отточена остро и бьёт без промаха…
208. Понимай меня и радуйся за меня. Ты думал, я слабый, а я просто не знаю границы сил своих и устремляюсь в Вечность, но и там не будет мне конца…
209. Я – последний и первый, от меня всё, что ты видишь, мной замыкается, и иначе не могло и быть…
210. Я видим глазами твоими, всё, что видишь ты – я, горы и степи, леса, реки и моря, недра земли и небеса, солнце, луна и звёзды и то, что за ними, которое тебе не открыто и, может быть, не откроется, пока не будешь тем, что ты есть…
211. Помыслы твои высоки и далеки, нечеловеческие помыслы, задачи мои сутью своей темны и недоступны для тебя…
212. Говорю малое, чтобы понятно было тебе сегодня и не смутило ума твоего. Выслушаешь – и снова возьмёшься за свою человеческую работу…
213. Когда ты будешь другой, чем теперь, скажу больше, а пока довольствуйся тем, что говорю…
214. Не от гордости говорю, а от добра, ибо желаю тебе добра всячески, как мать – детям своим…
215. В своё время поймёшь своё, а раньше срока – не положено, и знание раньше положенного срока оборачивается во вред…
216. Другому не то ещё скажу, но он взывает ко мне, просит, как же отказать?..
217. Ты не такой, ещё вчера терялся в догадках, не знал, где я, что я, а вот сегодня знай. ЗНАЙ ТОЧНО…
218. Верил вчера смутно, не знал, где искать, сегодня сам к тебе иду, говорю: «Я внутри тебя! Слушай, что буду говорить, слушай и думай, думай и решай, решай и выполняй!..»
219. Вчера давал тебе ЗАВЕТ и смотрел, что ты с ним делаешь, и нашёл, что в тебе много скверны, ибо извратил ты суть понятий, какие тебе я давал…
220. И ссоритесь вы, люди, по пустякам, на меня уповаете, а друг в друге меня попираете…
221. Каждый из вас говорит: «Во мне ЕГО больше!.. Я познал, а другие – нет!..»
222. А он не познал, а верит только в меня, ибо знание я не давал о себе, рано было давать знание…
223. Теперь даю. И знай: в себе люби меня, в другом – себя, а меня принимай целиком…
224. И если скажешь от меня, миновав человеческое, поразишь зло, как клубок ядовитых змей огнём…
225. Зашипят и потеряют способность творить зло; так и всякий неправедный зашатается, словно от удара, тень покроет лицо его, а в глазах увидишь изумление и ненависть к черноте души, с которой я расправлюсь по-своему…
226. так я сниму печати и замки с того, что вам было вчера запретно…
227. Я говорил ИМ, что были до тебя. Это хорошо. Теперь говорю ВАМ… А это лучше…
228. Ибо вчера и ты ребёнком был, а ОНИ были как бы детьми против ВАС…
229. И то, что давал, поняли превратно, много во зло употребили – себе и другим…
230. Это, то, что говорю, во зло не обрати, не прикрывай ЭТИМ несовершенств своих, а против моих слов пойдёшь – изобличу, на позор выставлю будешь раскаиваться…
231. Не делай ЗЛОГО, прошу тебя и приказываю тебе. Слушай меня, спроси меня, что ты должен делать там-то и там-то и я скажу: делай то-то и то-то, но чтобы не было ЗЛОГО…
232. Ибо не угодно мне зло, и тем больше неугодно, если делаешь скверное, прикрываясь мною, как щитом…
233. А что ДОБРОЕ – скажу… И выполняй от этого дня. Не притесняй, себя и других, не делай вид, что хорош, а будь не деле хорош.
234. Избавь себя от всякого страха и других, но надежду дай и радость себе и другим. Любовь дай себе и другим…
235. Чтобы любил других, как меня, и тебя любили, как меня…
236. И чтобы тебя любили и тянулись, видя в тебе меня…
237. Любовью своей не досаждай, а в душе питай возвышенное – и будет это лучше…
238. И любви моей не бойся, будет ли она исходить из тебя или из других, и куда бы ни была направлена – не бойся…
239. Если будешь в людях вздыхать ко мне откликнусь, а посему взывай ко мне, ищи меня, я тебя злу не предам…
240. А если злобное чувство в тебе заговорит – это не я, или если злобное чувство в другом обнаружишь – тоже не буду я…
241. Наберись великого терпения, уничтожь в себе раздражение, изгони его и пусть оно к тебе забудет дорогу…
242. По привычке ты захочешь развеселить своё сердце злобною выходкой, как взрослый ребёнок пробует развеселить себя игрушкой, в которую играл когда-то…
243. Но держи себя и я тебя похвалю. А позлобствуешь – отодвинусь от тебя, скажу себе: «рано ему быть серьёзным, он к игрушкам привык!..»
244. Отодвинусь в глубь души твоей и будет тебе худо в своём злобствовании. Не раз слезами изойдёшь…
245. А примешь меня и мои слова, будешь мне благодарен. Сделаю тебя крепким и силь-ным, как бы неуязвимым…
246. Если бы я к тебе пришёл таким, какой я есть ты бы не был человеком, даже оставаясь в теле человека…
247. Ты бы по своему желанию мог бы двигать горами и планетами, переносить себя из одного края Вселенной в другой…
248. Время для тебя было бы НИЧТО, и любое дело – ПУСТЯК…
249. Пока я не могу в тебе проявить свою силу и мудрость в полноте их. Это не вина твоя и моя, это путь, в начале которого находишься ты…
250. Я – есть весь этот путь, замкнутый сам в себе, безначальный и бесконечный… Во мне и начало и конец… Я есть и меня нет…
251. Есть для одного, но не для другого, который ещё меня не знает. Он не знает, что он – это я, – но я в нём, жду своего часа и дождусь, время подвластно мне, ибо для меня его как бы нет…
252. Для тебя время есть, но будет оно слабеть перед тобой – и увидишь, как ты превращаешься в меня и я воплощаюсь в тебе, твоя сердцевина, источник жизни…
253. Время не трогает то, что имеет со мною связь, а то, что вдали от меня – погибает в неразумии меня, в первоначальной злобе и жестокости, когда все служили пищей для всех и не было никому иного предназначения, как пойти кому-то в пищу…
254.Не будешь забывать меня – поступлю с тобой так, как сам бы ты поступил с собой…
255. Посему велю тебе: поступай с другими так, как с собою желаешь поступать. Если не желаешь хитрости, коварства, лукавства себе, то и не будь таким в отношении других…
256. Хочешь, чтобы приходили к тебе просто, говорили открыто и вели с тобою честно – так же приходи просто, говори открыто и веди себя честно…
257. Я смотрю на тебя, не спуская глаз, я всё вижу, меня постыдись, если других не стыдишься…
258. Для того ли я в тебе, чтобы видеть мерзость? Хочу видеть в тебе великодушие…
259. Силу души твоей желаю видеть. Прояви силу не в мести, не в жестоком обращении, а в доброте, будь ласков и с тем, кто зол, и оружие злого потеряет силу…
260. Подумай над тем, почему  зло так живуче и цепляется за сердце человека?.. Потому что злом зло не умертвить, а вызовешь только ещё большее зло…
261. Сколько люди боролись друг с другом, сколько истребляли друг друга, а зло осталось, не меньше его, чем когда-либо… Я тебе говорю и послушай, что я тебе скажу: от зла в мире совершается зло…
262. Пока злом на зло отвечать будете – будете в несчастьях мучаться, ибо зло вас будет подстерегать на каждом шагу…
263. Ослабляет зло тебя, не в нём ты должен искать спасения, оно не откроет тебе пути и не даст света…
264. Стой там, где добро и милосердие, трудись с мыслью исправить себя и других. Не в богатстве честь и радость. Есть богатые, а уставшие и слабые, вот-вот души отлетят, ибо не за что держаться.
265. Себе добились благ – и на этом деяниям конец. А надо ли так?..
266. Честь и радость во внутреннем покое, в уверенности, которая в душе у тебя, её обретёшь с добром, с хорошими мыслями и делами…
267. Проси у меня силу души и дам тебе, чего пожелаешь себе, если увижу, что хочешь истины…
268. В муках неразумия проходила вся твоя жизнь, твоя душа изнемогала от ненужных трудов, от которых тебя хочу избавить…
269. Дам облегчение, вздохнёшь легко, выйдешь как бы на свободу после темницы, где пребывал от того момента, как узнал себя…
270. Проси у меня поддержки, знаю, что немощен ты, словно падший на дороге жизни своей, и дня не можешь прожить в чистоте, к которой тебя веду…
271. Если бы ты знал, к чему готовлю тебя, какое облегчение духа хочу тебе дать – бросил бы всё, что мешает тебе и не жалел бы, ибо осветило бы разум твой сознанием ничтожности того, что занимает ныне твои мысли…
272. Жизнь проходит твоя во мраке, но будет свет прозрения мудростью будешь богат, высшие радости будет давать тебе разум твой и сознание близости моей…
273. Вкусишь от моего стола, будешь со мною на равных, если пожертвуешь тем, что отвратится мне в душе твоей и в жизни твоей…
274. Меня Богом называли, молились мне, не зная, где я и что я, и я смотрел на этих бедных людей и вместе с ними сокрушался над скорбью их…
275. Богом меня и ныне называют, но тот ли я, кого ищут они в темноте разума своего, могу ли им дать то, что хотят, если только просят, а слушать меня – не слушают?!.
276. Смерти боятся, ибо меня не познали… Разве я – СМЕРТЬ?!. Разве идя ко мне, умирают?..
277. Тёмным умам то неведомо, вопят, оглашая вокруг себя, точно у меня УХО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ…
278. Лучше бы мыслью своей сказали бы мне – больше бы толку было – и меньше бы рты открывали попусту, чтобы не произносить пустого…
279. Глаголют обо мне, придумали мне имена, а меня не знают. Твердят одно: боимся его, страх перед ним имеем, о любви говорят, а что есть я – не спросят у меня!..
280. Зачем мне пугать тебя, зачем надругаться над тобой, пойми!.. Зачем над собой надругаться, или хоть над мыслью своей? – это я о себе говорю. Зачем мне зло иметь, если не человек я тщедушный, как вы?..
281. Разве могу я бояться?.. Только в вас и за вас боюсь!.. За тебя боюсь!.. А за себя?.. Что со мною будет?.. Или кто-то покушается на меня, словом или делом?..
282. Равных мне нет, разве что ты покусишься, а я прощу, одумаешься ты, назад возьмёшь слово, исправишь дурное дело…
283. Много было толкующих обо мне, много будет ещё, а ты слушай меня, а не толкующих обо мне, и оскверняющих меня перед тобою, когда низводят меня до идола…
284. О конце мира говорят и даже мечтают втайне, а иные вслух высказывают, точно я слушаю их  угодливо… А в них злоба говорит. Меня не любят и людей не любят…
285. Ненавистью живут ко всему, ибо не слушают голоса моего, со словами моими обращаюсь к ним, а они в страхе бегут слов моих, словно от гибели…
286. Жизнь им хочу дать, а бегут от Жизни, топчутся на краю гибели своей и хотят вместе с собой весь мир утащить, но им это не удастся…
287. И падают в пропасть небытия, оставляя землю тем, кто РАСТЁТ…
288. Меня не знали, а пришли ко мне назад… И зачем они были?.. Примером своим показали: нельзя такими быть… Показали и ушли…
289. И многие уйдут, как бы приняв смерть, ибо слепота духа – та же смерть…
290. И зло их умрёт с ними, но и останется много того, что посеяли, это как сорная трава, которую потом вырву я с корнем…
291. Они умрут, ноя в них которого не слушали, не умру, но те, кто слушали и восприняли меня, как себя, ещё в земной жизни, обрели ИСТИНУ – и не страшна им смерть, ибо их смерть не смертью будет…
292. Жизнью будет воочию, жизнью великой, которой жили до того, как стали людьми…
293. Понимай это сердцем и почувствуешь, что злоба людская мимо цели бьёт, хоть в тебя и метит…
294. У тебя щит надёжный, – это я, – ограждает от всего, что покушается на человека…
295. Отражает то, что силой не отразишь… Люди тёмные посмеиваются над тобой, а тебе их будет жаль… Не сделают тебе зла те, кто желали его тебе вчера…
296. Увидят лицо твоё, глаза твои – и не узнают тебя, испугаются в сердце своём неведомого, как бы призову их к ответу…
297. И возблагодаришь своё падение, ибо будешь знать, где ты можешь упасть. И будешь ходить теми путями, где обретают лёгкость и где получают в дар словно бы крылья…
298. А проклинающий своё падение, упадёт ещё не раз, ибо будет ходить путями прежними, и ноги и руки его будут – лапы звериные, а лицо – морда, рот – пасть, а зубы – клыки…
299. Тот, у кого клыки, клыков и боится, а у кого морда – боится того, у кого морда. У таких людей сзади, если присмотреться, как бы хвост, он их выдаёт…
300. Ты таким уже не сможешь быть, ибо ты отойдёшь от них, других будешь отводить по мере сил своих и вмешательства моего.
301. А если кто-нибудь с именем Бога на устах привяжется к тебе, ты  разузнаешь быстро, распростился ли он со своими когтями и зубами…
302. Если приберёг он их, значит слаб ещё, меня не видит и не знает, в мелочности погряз, тонет, как в реке или болоте…
303. Прямо говори ему, что мешает ему, ибо в спасении нуждается сей, произносящий всуе имя Бога, человек…
304. Поможешь ему, не тебя будет благодарить – меня, можешь полагаться на него, как только душа его откроется для любви и добра…
305. Будешь другом ему и более того – духовным братом. Ибо кусок хлеба разделить с ближним – это ещё полдела, но вот душу разделить поровну и половину отдать ему – обрести моё благословение, мою благодать нечеловеческую…
306. А тот, кто мною хвалится, не зная меня и придумывая мне разные имена, и добра не делает ближнему, но в сердце зла ему желает – поплатится…
307. За словоблудие своё заплатит сполна и в горе окажется, тогда меня увидит как бы впервые и поймёт, что это я его испытывал – и покается в моих глазах, назавтра станет иной, чем прежде…
308. Уста замкнёт для словоблудия, сердце – для злоумышления, а откроет душу для благих мыслей, а если слово скажет – скажет, подумавши, со мною посоветовавшись прежде, с моего разрешения…
309. так я прихожу к человеку и наставляю его на путь истинный, ЕДИНСТВЕННЫЙ путь, прихожу по-своему, одному мне ведомым способом, прихожу – и обнадёживаю, спасаю для мира, для меня и для него самого, которого спасаю…
310. Ибо люб мне всякий, кто входит в меня, хотя и не знает, что входит в меня. Люб мне и дорог… И если с ним случается то, что называете смертью, и уходит он ко мне во зле, не очистившийся, жалко мне его жизнь…
311. И много таких, которых мне жаль, но питаю надежду на то, что не будет со временем тех, кого было бы мне жаль…
312. А с другой стороны я рад, что завершили совершающие грехи свой земной путь…
313. Ибо один путь у них – уйти ко мне и обрести чистоту и покой во мне. Ибо жили – себя мучили и других. А оставили Землю – и прекратились мучения…
314. Лишь жизнь, заслуживающая похвалы, стоит того, чтобы продолжаться хоть до бесконечности…
315. Но не было ещё таких, кто в своей святости решился бы на вечную жизнь на Земле… Да и кто со мною сравнится в совершенстве и познании истины?..
316. Все живущие – лишь мышцы моего тела, клетки моего мозга, а я замыкаю в себе всё…
317. Велик я целиком, в совокупности всех жизней, составляющих меня, а в каждой частице самого себя мал, но и велик уже тем, что делаю посильное, по мере возможностей, пытаясь донести голос свой и истину до каждой пробудившейся от сна клетки…
318. Ты – частица моя, в тебе я весь, в своей силе и способности, в мудрости, свете знания, в своей темноте и безрассудстве своём…
319. Ты – больше, чем ты есть, а потому смотри вокруг и знай: всё это плоть твоя, кровь твоя, органы чувств твоих, руки твои, глаза…
320. Ничто для тебя не пройдёт бесследно, ни дерево срубленное, ни упавшая звезда, ни ветра порыв, ни солнца жар…
321. Ни разум брата твоего, с которым ты живёшь, ни зависть недруга, которого себе нажил…
322. Не пройдёт для тебя даром вскользь брошенное слово, забытое тобой. Назад вернётся, какое бы слово ни было, хорошее или плохое, как дела возвращаются – хорошие и плохие…
323. Если тварь низшую убиваешь с радостью, чтобы жить, заберу тебя с жалостью, а если с жалостью отнимешь жизнь у твари низшей – приму тебя с радостью, в восторге буду, зная, что крупицу мудрости моей ты передал другому, оставшемуся после тебя…
324. Передо мною он будет, как и ты, весь на виду, так же путями извилистыми, через страдания свои, познаёт меня…
325. Скажет мне: «Как я был глуп, неразумен и горд!.. А теперь другое, теперь умерю свои чувства, ибо мне открылось внутренним зрением то, что внешним зрением нельзя обнаружить!..»
326. Как передашь ты своё ЗНАНИЕ, приобретённое от меня, если я буду молчать в другом человеке, потому что не готов он принять ЗНАНИЕ, ибо не настал ещё его час?..
327. Можешь посвятить его, но упорствовать не следует, чтобы он не восстал против тебя и не заглушил голос мой в себе…
328. Человек, привыкший ненавидеть, не может сразу порвать с цепями своими. Испугается бросить ненависть, радости не знает, благодати познать не в состоянии…
329. И лишь потом снизойдёт до него моя мудрость и рассудительность. И скажет: «Как я до сих пор не устал зло держать в мыслях и ненавидеть?!.»
330. То же самое и мучающийся, не может расстаться с муками, точно приросли к его сердцу. Ты предложишь ему избавление, а он отвергнет его, обеими руками вцепится в страдание, готов себя сжечь заживо огнём, пылающим внутри него…
331. Готов на себя руки наложить в темноте бессознательности, не знает, что не затем пришёл в мир, чтобы навсегда скотом остаться, не знает, что я уже готовлю ему отповедь, в которой наставлю его на любовь…
332. На великое поприще направлю, поприще воздействия благотворного на разлагающиеся смертью при Жизни души человеческие…
333. Всё это и к тебе относится. Пойдёшь и скажешь от меня, чтобы не падали духом и верили в меня, если ещё я к ним не пришёл из глубины духовных бездн их, которыми обладают…
334. Потом приду и дам понятие о себе, а пока на них через тебя буду действовать. Иди и скажи обо мне, что есть я и откуда исходит голос мой и каково лицо моё, лицо любящее, скорбящее, жалеющее и радующееся вместе с ними…
335. Сообщишь обо мне – и благая весть пойдёт по миру, словно впервые, точно обо мне никогда никто и не слышал, а эхо только слышали, и тень мою видели вместо меня…
336. И всякий захочет слышать и видеть, насколько позволит ему разум его, и услышит и увидит, как того заслуживает, и будет благословен мною на жизнь и прозрение среди окружающей его тьмы…
337. И встанет как бы из праха, которым был до того, и я скажу ему: «ты есть, ты родился сегодня, а вчера тебя ещё не было!.. Ел ты, пил, работал и веселился, а всё же не было тебя, ибо ты не знал себя, ибо меня не знал…»
338. И будет стоять твёрдо, ничто его не поколеблет в решимости, что от меня перейдёт к нему, то же самое как к тебе перешла моя решимость, жажда моя познать самого себя, величие своё, чтобы быть в нём среди хаоса и мрака, что в нас заключён и вокруг нас пребывает…
339. Откроет мне сердце своё сам, ибо увидит, что от меня тайн у него нет и я не человек, чтобы от меня надо было скрыть что-нибудь…
340. Пусть признается мне во всём чистосердечно, раскается – и я приму его таким, какой есть он, и прощу ему все мерзости, в которых он был замешан…
341. И не станет больше делать он то, что не угодно мне, а пойдёт стезёю мира и добра ДАЛЬШЕ, куда его направлю я, ибо направление дам ему верное…
342. И возрадуется он, как и ты, так как я откроюсь ему, и пойдёт далеко, дальше тех. Кто от меня отрекаются и бродят как слепые, среди бела дня, натыкаясь друг на друга, причиняя друг другу неудобства и боль и оскверняя за это весь свет невыносимой твоему сердцу бранью…
343. Куда пойдут те, у кого БРАНЬ на устах их, а в ушах пустота?.. Разве помогут им ничтожные их орудия, на кои возлагают надежду?..
344. Их орудия, как тяжёлые доспехи, прикреплённые к телу их, потащат их на дно омута, где они окажутся, когда между ними возникнет раздор…
345. А тебе и тем, кто, как ты, СО МНОЮ, даже и раздор не нужен, не то что тяжёлые доспехи… И не будет омута, а если завлекут ненавидящие тебя, выйдешь из омута невредим, как бы я тебя вынесу…
346. Я – сила непобедимая, дай мне слово и я сделаю дело, и будет добра больше, нежели там, где дело без моего слова…
347. Ибо твоё слово человеческое малоценно. А посему и дело малоценно. Слово твоё от мысли твоей, а мысль твоя маленькая, человеческая, бегающая от правды, как бы трусливая и никчёмная…
348. Слушай меня, говори так, как я бы сказал, и делай то, что угодно мне – и будешь не слаб, как враги твои, а силён, как тот, у кого одни друзья, и более того, ибо ни один друг не скажет тебе того, что я скажу…
349. И ни один друг не сделает тебе того, что я сделаю, никто тебе столь большой радости не даст, как я дам, никто не научит тому, чему я научу…
350. Ибо я всё вижу, всё могу и всё имею, чего у тебя нет, а друзья твои, как и ты, в помощи моей нуждаются, есть среди них и тёмные, спотыкающиеся  на ровном месте…
351. Укажи им путь тот, который тебе открываю, чтобы приобщались ко мне и вливались в меня, как капли в необъятное море…
352. Во мне им будет жизнь, а без меня высохнут и испарятся, дождём ко мне вернутся, очищенные…
353. Превращения ваши удивительны, недоступны вашему уму ныне. Знания ваши слабы, ибо меня не познали в образе моём и сути моей…
354. Но будет знание и превращения ваши откроются вам, умерьте гордость сердец ваших, обратившись ко мне…
355. Ныне говорю и жду плодов обильных от речей моих, ибо против меня не пойдёте, а если пойдёте – много себе сделаете злого, как уже было не раз, когда не знали меня или прикрывались мной, дабы совершать неугодное, подлое в моих глазах и преступное в глазах ваших жертв…
356. Много было проклятий на вас и вы хотели новых проклятий, как бы манны небесной, но те проклятия – дождь из камней, ни одно не пропадёт даром…
357. От самого рождения на свет сыпались на вас камни, и вы решили, будто без этого нельзя…
358. То были проклятия, брошенные в вас или ваших родителей, в первого человека, когда он сказал: «Я – человек!..» и провёл черту между собой и скотами…
359. Камни сыпались на него и он не мог понять, откуда его ушибы, пока не умирал от ран…
360. Ты теперь понял, что твоя судьба должна быть иной?.. Ты понял, откуда твои боли и страхи?..
361. Понял ли ты, что я от тебя хочу и чем ты мне обязан?.. Понял ли ты, что ЧЕЛОВЕК, которым тебе надо жить, мною тебе дан, мною указан тебе?..
362. Рад ли ты, что не птица ты и не зверь, а ЧЕЛОВЕК?.. Доволен ли ты жребием своим?.. Если да, то вот тебе слово моё, которое даю тебе, искушай себя им, дабы не искушали тебя те, кто рады бы оказаться в теле скота, но не могут и терзают себя, копируя животный мир…
363. А незавидна судьба скота, ибо разрывают скоты друг друга на части и поедают своё собственное мясо, ибо производить ничего не умеют… Бойся походить на них. Пусть ужасом исходит сердце твоё, завидев в себе скота!..
364. Не печалься, я с тобой и вижу, как тебе трудно, помни обо мне и открывай сердце своё мне, будь передо мной открыт и я буду открыт перед тобой…
365. И освободишься от тяжести, будет легко, даже недуг твой отойдёт от тебя, ибо всякий недуг от темноты духа, а я озаряю тебя изнутри и даю счастье…
366. Пусть дом твой разрушат враги – ты будешь цел и невредим и не потеряешь меня, а воскликнешь в себе: «Это произошло потому, что я был неразумен и стоял вдали от ТЕБЯ! Теперь  мне будет урок!..»
367. Ничто души твоей не поколеблет, радости твои будут неизменные, независящие от  обстоятельств жизни…
368. Истину будешь знать, не выраженную словами, не от суеты человеческой, не ту, которую подвергают осмеянию. Будешь жить в этой истине…
369. Сам станешь истиной, если послушаешься меня, смиришь гордость свою и будешь желать только добра всем, кто бы перед тобой ни был…
370. Не бери обязательств, чтобы не нарушать их, ничего не требуй ни от кого, проси и если не получишь того, чего хотел, не вини никого.
371. Ибо люди несовершенны и сам ты далёк от совершенства, только я один могу требовать и обвинять, но я не делаю ни того, ни другого…
372. Как же ты, или кто-нибудь из вас, можете требовать и обвинять?.. Ваши суды преступны и получают своё по мере своих преступлений, наказывая самое себя…
373. Не наказаниями искорените вы преступления, ибо страх перед наказанием преодолевается обольщением, проникающим в сердце…
374. Ибо думает каждый, переступающий ваши законы: «Никто меня не видел, когда я творил преступное…»
375. но сердце праведника не знает обольщений, он не совершит преступления, не пере-шагнёт закон, даже если будет знать, что преступление окажется безнаказанным…
376. Тебе говорю сегодня: есть безнаказанные преступления перед законом вашим и вашим обществом. А передо мною нет безнаказанного…
377. Всё наказывается в моих глазах, что не угодно мне, и всё благословляется в моих глазах, что угодно мне в тебе и в подобных тебе…
378. Если совершишь неугодное мне и преступное в глазах общества, в котором живёшь, и перешагнёшь законы, вами установленные, и никто не схватит за руку тебя, и пройдёт тебе безнаказанно твоё преступление, то возвратится к тебе брошенный тобою камень зла и ударит тебя сильнее, чем ты ударил…
379. Сторицею возместится тебе зло, чтобы узнал ты что дела твои неправедны и жизнь твоя шатко стоит, на краю пропасти…
380. А суд ваш неугоден мне, ибо мстит хладнокровно и совершает злое и устанавливает злое в законе…
381. Не таким судом исправлю я вас, но исправлю вас судом совести вашей, и не будет преступлений и злоумышлений…
382. А ваши суды – бич на теле неразумных… Зачем же опускать бич на тело неразумных, если надо им дать разум, а не бич?..
383. Вразумите несчастных, а не обижайте их, а я скажу им, как надо поступать и, познав слово моё, встанут на путь истины, света и добра, на путь познания…
384. А до тех пор судами вашими отправлять будете самих себя на путь гибели и несправедливостью будете отвечать на несправедливость…
385. Тот же, кто на зло отвечает злом, опять получит зло, и это по справедливости…
386. Так же по справедливости делающий добро – получит добро, снисходительный – снисхождение, и всякий дающий получит больше во много раз, чем дал, или зло или добро, в зависимости от того, что сам дал…
387. Пройдёшь ты мимо страдающего – и так же мимо тебя пройдут, ибо будешь сильно страдать и проклинать день своего рождения, и никто не утешит тебя…
388. Будешь жесток, насмешлив, ехиден и коварен – такими же и с тобой будут другие. А будешь прост и открыт душою – с тобой будут просты и открыты душою и всякое ухищрение отлетит от тебя, как от неприступной скалы…
389. Долго ты страдал, от первых дней твоих, приучал я тебя к терпению и самообладанию, наблюдал за поступками твоими и ты ощущал глаз мой на себе, когда никого вокруг не было…
390. Только я знаю тебя один во всей глубине души твоей, скорби твоей и радости твоей, только мне доверяешь ты тайны свои, только на мою мудрость полагаешься…
391. А мудрость человеческая корыстолюбива от хитрости исходит, из душевной незрелости и слепоты; как ни юлят передо мной – а попадаются, как рыба на сковороду, и воздаётся им по делам их…
392. Были такие, что пренебрегали мной и сикали благ вне меня, и ничего не нашли, всё преходящее, всё обесценивается…
393. И вспомнили меня и раскаялись, увидев, что только Я ЕСТЬ, а больше ничего…
394. И отвергли мелкие прихоти в угоду мне, и нашли облегчение духа, ибо ко мне вечно можно идти, я не вещь, не желание, которое можно удовлетворить.
395. Где мне конец, где предел, как меня потрогать рукой?.. Это невозможно и не нужно; ибо моя цель в другом. Вот почему слепцы наперебой кричат: «Где он, покажите его нам?..» И не найдут меня нигде, ибо не меня ищут…
396. Ибо и себя не нашли ещё и если спросишь одного из них: «Что ты есть?..» – не ответит тебе на вопрос. Сути этого вопроса не поймёт…
397. Он есть то небольшое, что есть в своём представлении, – я ещё не открылся ему и когда ещё откроюсь!..
398. А тебе показал я путь, которым ты иди прямо, не сворачивая, не сбиваясь с него, где ропот злобных и завистливых, которых велю тебе изобличать...
399. Исследуй шаги свои как заповеди мои, чтобы не попасть в руки мстительных, сердцем проверяй мысли свои, спрашивай у меня советов и не слушай гнусных и плутающих в темноте, уходи прочь…
400. Много раз день сменится ночью и постигнешь ты доброту советов моих, узнаешь любовь мою к тебе, поймёшь, что ты в моих глазах…
401. Узнавая меня, действия мои, слова и назидания, поверишь в силу мою и прозорливость мою…
402. Тот я, кого имеешь ты в виду, истинно тот, перед кем боишься и к кому с мольбами идёшь каждый день, уповая на мою поддержку…
403. Даю тебе СЛОВО это с надеждой в тебя, как опора твоя изнутри тебя, как голос чистого разума и чистой совести, КОТОРЫЙ Я ЕСТЬ…
404. Мир обещаю и жизнь, славу и вечность, как любящий отец и наставник добра. Даю тебя в руки твои; впусти меня, открой двери дома. У порога Я…


Рецензии