Музыкальная ткань в пространстве кинематографа

«Музыка должна не просто вводится в ткань произведения,
она должна нести свою смысловую нагрузку»

Любая музыкальная ткань в пространстве кино является как конкретным, так и абстрактным искусством. Отсюда двухмерность любого музыкального произведения, ибо с одной стороны, перед нами самостоятельное художественное произведение, а с другой стороны, измученная и зависимая от режиссерской идеи, находящаяся в полном повиновении и подчинении. Здесь музыкальное произведение становится фоном, неким задником, вторым, даже третьим планом, позволяя довлеть над собой великой машине синтезировавшей все искусства – Кинематографу.

Музыка всего лишь точка, цифра, одна из многих принадлежащих кину и зависящая только от «культурных» манипуляций. Это одно из отношений к миру, понимаемому музыкально. Я не ставлю здесь вопрос о существовании различных видов искусства в кинематографе, ибо уже давным-давно всем ясны и их сходства и их различия, так как ни одно из искусств не сводится на нет, ибо «каждое из них, входящее в синтез способно в своей области на то, на что не способен синтез».

Музыкально-звуковое решение фильма активизировало роль музыки и определило ее « новые функции в образной системе». Кинематограф, впрочем, как и ТВ- система, в которой такты, звуки, голоса, аккорды, сплетаются в единую ткань, фильм, передачу и становится музыкальным диалогом. Но! Кино было бы однобоким, если бы только этим определялась данная система. « Удачный» монтаж, чередование пейзажей ( Тарковский), сами переживания актеров, персонажей, героев, так же входят в систему, составляя фильм как некое целостное пространство. Если же данную систему перевести в систему знаков и цифр, то получим, к примеру: голос равен 1, звук  - 2, такт – 3, монтаж – 4, режиссура -5, то есть обычную таблицу, которая является отражением явлении пространственно земного мира, мира, в котором в свою очередь «изобразительное искусство – музыка,  лишена предметности: более она призвана выражать эмоциональное душевное переживание героев.  Отсюда следует, что кинематограф – «перевернутое зеркало», отражение реальности, в которой все взаимоподчинено другому, дабы расширить сферу жизненного содержания.
«Все стало предметом киноискусства»
Экранная жизнь без взаимодействия с музыкой существовать практически не может. Фактически, зачастую мы даже не замечаем музыку, так как она является фоном, но стоит ей лишь оборваться и зритель встрепенется, почувствовав неестественность происходящего на экране.  Какие у меня на это аргументы? Самый веский – история кино, а точнее, его рождение, рождение, которое оно перенесло дважды. Здесь выступает одним из главных свидетелей немой кинематограф.

«Глазом предмет воспринимается иначе,
чем ухом, и предмет глаза иной, чем предмет уха».
К. Маркс

Музыкальная непрерывность, будь то ТВ-передача или фильм, нерушимы, ибо даже звуковая пауза, не что иное, как  «строго отсчитанные такты молчания, подчиненные единой общей системе тактов звучания».  Если в кинематографе музыка не явственна, то в дальнейшим ее продолжит музыка диалога. Кинематограф не только «разложил речь, вытянул время и сместил пространство», он вытеснил наше зрительское сознание из привычных рамок замкнутого пространства, ограниченного только «бывшей сиюминутностью». Кино максимально, ибо оно действует большими числами.

Музыка, это наркотик, под воздействием которого ощущение реальности становится шатким, неустойчивым. Она способна пробудить в тебе самые светлые чувства, на которые только способен человек.  Ее воздействие постоянно.  Музыка если говорить о ней как об отдельном искусстве свободном от кинематографа, не ищет верности и преданности, ибо она абсолютна. Но, я не берусь здесь судить «глухих», ибо непросвещенное ухо обывателя не всегда готово принять и осознать значение, как высшее назначение, музыки.  Так любой музыкальный фильм, будь то опера или мюзикл, становится символом и силой наших предков. Пример: «Гармонь», фильм режиссера Савченко открывает нам быт и духовные ценности простого рабочего человека через музыку.  Не может русский человек без музыки, ибо уже слишком широки и просторны леса и равнины. Когда вокруг все пропитано жизнью, где почитаются порядки и обычаи, где отдается дань Богам, тогда по всей земле Русской разносятся песни и пляски. Любовь и взаимопонимание соединяет всех людей в единое целое, заставляя их души звучать в унисон и стремится воссоздать  музыку души, придать ей некую форму как чему-то осязаемому и существенному.  Вот она – великая сила русской души. Если же сила в музыке, тогда пусть в один миг, по все земле, на разных голосах звучат исцеляющие звуки.

Так посредством музыки, перед экраном кино открываются сегодня совершенно новые и неизведанные возможности проникновения во внутренний мир человека. Музыка способна углубить не только эмоционально-пространственную сторону, но и преобразовать это пространство во времени. Она изначально углубляет нагрузку в кино-образах.

Отсутствие у режиссера глубокого понимания и назначения музыки, своим непониманием и половинчатостью, порождает дилетантское искусство.
Несмотря на то, что звук в кино появился гораздо позже изображения и искоренил практически все принципы немого кино, он заставил режиссеров «ломать голову» и начинать все с нуля. Музыка усложнила форму.

Искусству присуще сбрасывать с себя старую форму. Сейчас форма ярче, звучнее, содержание же ничтожно. Форма не может завести кинематограф в тупик, ибо идея формы заключает в себе изменение функций, но не более. Изменение в целях совершенствования – это извечное хождение по спирали вверх - вниз. Синтез немого и звукового кино с фотографической точностью могут передать суть нашей действительности и освободить наше сознание от обыденного гнета, освободить от устаревших рамок.

Более углубленное вплетение музыки в ткань кинематографического пространства дало толчок  к новым особенностям художественного развития, «новым граням художественного мышления современного человека». Это новый шаг в эстетическом развитии человечества и развитие его художественного сознания. Музыка должна создавать некую иллюзию того, что происходит в данный момент на экране, « то чем должно быть заполнено пространство экрана», в том случае, когда изображение становится бессмысленным, а музыкальное сопровождение создает видимость смысла.

Музыка, это вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. Звук, как основа музыкальной образности, выразительности, лишен смысловой конкретности слова. Интонация человеческой речи, лежащая в основе музыкального образа всегда эмоционально насыщена, что накладывает печать на особенности музыкального звука. Музыка включает в себя звукоподражание, так же в ней есть изобразительные моменты, но не они составляют специфическую черту. Музыкальный образ лишен непосредственной видимости живописи и конкретности слова, он не  передает точные понятия, не создает точные зрительные картины, не подсказывает события. Музыка, не столько изображение, сколько отображение человеческих чувств и мыслей.  Музыка по своей природе динамична, она в обобщенно звуковых образах выражает существенные процессы жизни. Природная музыкальность образа в основе, которой лежит интонация человеческой речи, является эмоциональным переживанием и чувством идеи выражающейся через музыку.
Важнейшими элементами и выразительными средства  музыкального языка, являются: мелодия, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика. Изначально, в кинематографе,  музыка развивалась в неразрывной связи с литературой, поэтическое произведение интонировалось мелодией, напевалось. В таком же синтезе находилась музыка с танцем.

Первым музыкальным инструментом был голос. Основа его – ритм и гармония, в своем соединении дающая мелодию. Он появилась в результате художественного обобщения интонации речи и ритмов. Опираясь на истоки народного искусства – песни, танцы, живые типические интонации, мелодику, ритмику, музыка всегда мелодична, народна и национально окрашена.

Музыкальное искусство создает звуки особого свойства, звуки, которых нет в природе, и которые существуют вне музыки. Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждая в людях чистые, благородные чувства, глубокие философские раздумья.

«Для того чтобы музыка драматически проявила себя,
тема должна иметь развитие»

Музыка не должна буквально совпадать с движением изображения. Когда речь стала средством взаимного человеческого понимания, тогда взаимопонимание явилось основным условием развития человека, как социального существа.  Заставить говорить много или мало на экране, не есть вопрос количества. Сложно изобразить тишину, так как она заставляет замолчать в прямом смысле слова. В немом кино очень часто содержание эпизода решалось строем и монтажом изображения, ибо так вызывались звуковые ассоциации. Попытка передать звуковые явления посредством пластических образов всегда были выразительными.
Слово в кино, свободно относительно пространства, ибо способно перемещаться из кадра в кадр за движением мышления требующего этого слова. Слово может придать кадрам, как более углубленное значение, так и более упрощенное. Слово и звук, должны быть разумно вкомпанованы в кадр фильма.

Звуку на экране без звукорежиссера, не бывать!  Для профессионалов критерия «нравится» и «не нравится» недостаточно, чтобы определить свои дальнейшие возможности. Надо знать детальные достоинства и недостатки создаваемого звукового образа. Определить качество записанной фонограммы – задача очень сложная. Полученный звук необходимо разделить, разнять на составляющие его компоненты. Первым параметром оценки, является пространственное впечатление. Это впечатление о помещении, где происходит запись. Пространственность характеризует звук, картину в ширину - «стерео впечатление» и в глубину, наличие одного или нескольких планов. Пространственность формирует ощущение расстояния до инструмента или группы инструментов. Следующий параметр, по которому оценивается звукозапись – прозрачность. Под прозрачностью подразумевается ясность передачи музыкальной фактуры, различимости линии партитуры, разборчивость текста, если это вокальное произведение со словами. При записи хора необходимо избегать различимости голосов отдельных хористов в партиях. Сохранение полной звуковой ясности.

Звукорежиссура на телевидении, это особая специальность в звукорежиссуре вообще. Проведение записи по трансляции, будь то опера или спортивный репортаж или сама трансляция имеет много общего с обычной звуковой записью. Озвучивание передачи или съемка под запись «синхронизированным сигналом» , скорее ближе к «тонированию» каналов или съемки музыкальных кино-номеров или видеоклипов. Главная задача звукорежиссера ТВ, это  помимо качественной звуковой продукции обеспечить еще и ограниченное восприятие слушателя и в тоже время добиться полного ощущения присутствия в зале. Зачастую запись, которую необходимо произвести после эфира,  отправляется в архив.  Каждая съемка, это новое условие, а значит и новые решения. Единственное , что остается в распоряжении звукорежиссера постоянно при каждой записи, это технический арсенал.
Звуковой сигнал одного и того же источника звука, поступает не только на свой близко посаженный микрофон, но и на соседние установленные рядом, что неизбежно ведет к частотному искажению тембров, потери звукового плана. Обычно для записи, съемки крупных концертов, спектаклей или «зрелищ»  используется ПТС « передвижные ТВ станции». Они имеют несколько отсеков, в том числе и звуковой, где формируется, обрабатывается, сводится звук и одновременно подается на камеры.

Очень важный параметр, это музыкальный баланс, то есть, соотношение между партиями ансамбля или оркестра. В некоторых случаях при записи крупного инструмента, такого как рояль или орган, можно говорить о балансе между его регистрами. Музыкальный баланс должен выходить из партитуры, соответствовать замыслу композитора или дирижера и сохраняться при всех нюансах. При приближении к источнику звука, получается более яркий тембр, за счет восприятия его полного частотного спектра по пути к слушателю. В обычном зале, часть звуков неизбежно теряется, поэтому поставив микрофон в близкую точку, откуда слушатель никогда не слушает инструмент, можно получит звук похожий на привычный.

Для качества записи имеет основное назначение исполнение, что является решающим фактором для слушателя. В равной степени здесь важны как технические особенности, качество звука, извлечение строя ансамбля, чистота интонации и т.д., так и художественно-музыкальные, «трактовка произведения, соответствие ее стилю, эпохи, композитора».  Роль звукорежиссера здесь тоже очень велика, так как он влияет на техническую и художественную сторону исполнения. Он должен находить общий язык с музыкантами любого ранга и создавать в процессе записи плодотворную атмосферу, только это позволяет артисту раскрывать талант в полной мере. Необходима доверительная атмосфера между звукорежиссером и артистами: музыканты должны без опасения открывать ему свои слабые стороны, зная, что им обязательно помогут и сделают все, чтобы запись или сеанс записи, прошел полноценно, с хорошим художественным результатом. В тоже время, никогда нельзя прощать исполнителю явной неподготовленности к записи. Из рук звукорежиссера недолжно выйти не одной записи, за которую исполнители бы краснели, и никакие сиюминутные выгоды не должны снижать эту требовательность.
Записи, сделанные десять лет назад, сегодня являются технически не совершенными и подлежат реставрации. В фонограммах, подготовленных к выпуску, трансляции на радио, для записи на компакт диски, электрические помехи недопустимы. Акустические шумы  разделяют на шумы студии и на исполнительские шумы. Степень допустимости исполнительских шумов в технических условиях определяется следующим образом: « исполнительские шумы допускаются, если они не мешают восприятию музыки». Это абсолютное правило, так как к исполнительским шумам должны применяться именно эстетические мерки, которые находятся в компетенции звукорежиссера проводящего запись.
 
Теперь поговорим об информативности. Музыкальная ткань делится на существенные, определяющие хорошо локализуемые компоненты и на вспомогательные, заполняющие фактуру.  К первым относится мелодия, заполненные в ней паузы, акценты, «рифы» и т.д.  Все то, на что слушатель обращает внимание в первую очередь. Вспомогательными компонентами музыкальной ткани являются различного рода педали «длинные ноты или аккорды».

Надо выработать в себе умение преодолевать стресс, всегда владеть ситуацией и постоянно контролировать получающийся звук. На это обычно уходит около десяти лет самостоятельной работы, когда специалист самоучка посягает секреты мастерства методом проб и ошибок.

 


Рецензии