Скромное обаяние буржуазии 1972

Сюжет: Посол маленькой южноамериканской страны в Миранде занимается продажей наркотиков с одним своим французским другом буржуа. Но каждый раз, когда они хотят вместе пообедать, непредвиденные обстоятельства с завидным постоянством препятствуют вожделенному обеду. Разделительная линия между реальностью и сном становится для каждого гостя расплывчатой. Сон и явь сплетаются в калейдоскопе бредовых событий. Будто вся жизнь этих людей давно превратилась в легкий, ненавязчивый бред, и они с этим дружно согласились...

Награды
1973 Премия «Оскар» - Лучший фильм на иностранном языке
1973 Премия «Золотой глобус»   - Лучший фильм на иностранном языке
1973 Премия Французского общества кинокритиков - Лучший фильм — Луис Бунюэль
1973 Премия Национального общества кинокритиков США - Лучший режиссер — Луис Бунюэль -Лучший фильм
Номинации  1973 Премия «Оскар» - Лучший сценарий — Луис Бунюэль, Жан-Клод Каррьер
1974 Премия BAFTA - Лучшая актриса — Стефан Одран - Лучший сценарий — Луис Бунюэль, Жан-Клод Каррьер
1974 Премия BAFTA  Лучший режиссер — Луис Бунюэль  Лучший фильм
Лучший саундтрек — Ги Виллетт, Луис Бунюэль





Распаковка фильма: Насмешливая, сюрреалистическая зарисовка никчемной жизни буржуа. Непредвиденные обстоятельства с завидным постоянством препятствуют вожделению героев отобедать. Сон и явь сплетаются в калейдоскоп бредовых событий.

: Герои фильма — группа людей из высшего общества, занимающиеся большей частью тем, что ходят к друг другу на званые обеды и ужины. Они глупы, их восприятие мира удивительно узко, их мысль неспособна остановиться на чем-либо на достаточно продолжительное время, они ограничиваются исключительно поверхностными суждениями.

 И в то же время, где-то в глубине своей души они догадываются, что здесь что-то не так, что это не может продолжаться вечно, что это должно закончиться рано или поздно и вряд ли кто-то будет испытывать сожаление по их поводу.

Эти страхи прорываются в их ночных кошмарах, наслаивающихся один на другой. Однако они неспособны осознать все это, рационализировать, и поэтому продолжают все те же безконечные ужины и обеды, все так же идут по жизни, не осознавая истинной ее сущности.

"Фильм, вобравший в себя бесчисленное множество вижуалов поведений настолько мастерски, что по нему даже изучают семиотику. Науку о знаках и знаковых системах. Цветах, запахах, жестах, позах.

Кроме психологической ценности, фильм обладает огромной ценностью вкуса. Ибо сюрреализм. Ибо череда снов, запечатлённых в сознании героев-буржуа, чей образ жизни завораживает. Ибо режиссёр - тонкий ценитель левого радикализма, после соприкосновения с чьими творениями так и мечтаешь, как взорвёшь какой-нибудь буржуазный праздник потребления."

"Вообще-то сам фильм об абсурде человеческой жизни (моя любимая тема), и как в каждом хорошем Кино, в этом есть чуток от каждого из жанров и ужасы, и удачные шутки без пошлости, и мистика, и очень много черного юмора, и при всем этом, кино поднимает настроение… "

"Самое восхитительное в этой работе - ненавязчивость и усваиваемость сумасшествия, отсутствия правил, по которым живет фильм. В этот мир очень легко нырнуть - действие завораживает, а главная идея достаточно ясна - Бунюэль клеймит сатирическим кадром скромное обаяние буржуазии, с юмором, но едко и жестко.

Несколько раз по ходу картины в кадре появляется дорога (мимо горы Тебедабо, путь паломников к святым местам) - шестеро идут по ней, целеустремленно и быстро. Это и есть суть фильма: вместо паломников - никчемные люди-потребители, скользящие по ограниченному духовному пространству, не оглядываясь и не смотря по сторонам.

(очень хочется в конце сострить на тему - куда они спешат - в "пушкин" за крупной гречкой с лисичками)."

Впечатления не очень искушенного человека в киноискусстве...
Это уже был второй фильм Бунюэля (первый как вы помните был ранее показанный "Симеон столпник"). Думал все та же тема антиклерикализма будет присутствовать и в этом его фильме, но, ее почти не было, хотя...

С начала я тщетно пытался найти смысл фильма, пытался его как то связать с его названием, но кроме того, что фильм был о буржуазии - я ничего не заметил.

И вот тут начались сны героев - это было настолько неожиданно и в то же время захватывающе, что передернуло весь сюжет, который был до этого. Уже стало непонятно, где же герои живут повседневностью, а где - это сон, лишь только то, что сны были гораздо интереснее, чем обыденность - вот что отличало эти две реальности.

Ко второй половине - это стало утомлять - постоянные сцены поедания пищи героями, какая-то общая безсмысленность, бесконечность сюжета, но к концу фильма - простое удовлетворения от просмотра фильма сменили общую усталость, и только я начал получать наслаждение от картинки с экрана, как Бунюэль оборвал фильм сценой идущих по дороге героев...

Для меня на первый взгляд показалось, что Бунюэль высмеивает общество потребления, ведь прошло всего 4 года после красного мая в Париже - события осмыслены, эмоции поугасли. Именно поэтому так часто в картине показана сцена трапезы (как в "Большой жратве"), но одно но смутило меня - они никогда так и не могли поесть. Почему?

Возможно потому, что это означало бы, что все хорошо, все движется дальше - это мои пока скомканные мысли и о этой матафоре (?) необходимо еще поразмыслить.

Потом эта картинка их беззаботного путишествия по полям. Непонятно - откуда герои идут, как непонятно и то - куда герои стремятся и чего желают достичь, видимо все удовольствие они получают от самого процесса. Для меня это показалось той безсмысленностью их жизни, когда для них нет ни начала и конца, нет чего-то того, за что можно было бы зацепиться памяти, ведь картинки все одни и те же...

Во общем, сцен, которые необходимо переосмыслить в картине Бюнуэля предостаточно - это и их трапеза, когда в соседней комнате лежит мертвый управляющий, и сцена с шофером, выпивающим сухой мартини залпом, и через несколько минут таким же образом поступающая главная героиня, и, безусловно, сцена со священником...

Как правильно сказали, такие картины необходимо смотреть не один раз, а еще и еще, всякий раз подмечая то, что хотел сказать режиссер и интерпретируя их с новым смыслом.

Луис Бунюэль указан в титрах как создатель звуковых эффектов, несмотря на то, что в то время он был уже почти полностью глухим.

Одна из фирменных «фишек» Луиса Бунюэля - насекомые. В этом фильме в эпизоде пытки в тюрьме из фортепиано появляются тараканы.

Когда дон Рафаэль Акоста говорит Флоранс о своем дне рождения, он называет дату рождения Луиса Бунюэля - 22 февраля.

---
Данные фильмы необходимо разбирать в группе, чтобы деструктивные программы заложенные в фильме, не проникали в подсознание и не становились частью жизни Человека. Будет убедительно показано, на уровне механизмов "как кино соучаствует в деформации и извращении сознания". Согласно доказательствам, художественное произведение, является проекцией комплексов, болезней художника, общества в целом и порождает ещё большую болезнь: "Фильм предстает как откровенная и точная демонстрация реальности механической манипуляции человеком".  Пример такой работы, в форме клуба: Аналитическая Синемалогия http://www.proza.ru/2014/04/02/1030
-


Рецензии
Хороший фильм. Необычный сюжет

Картасов   05.11.2018 22:40     Заявить о нарушении
Фильм многоуровневый. Наполнен разрывами стереотипов.

Благодарю за отзыв.

Андрей Евдокимов 7   09.11.2018 21:48   Заявить о нарушении