Гл. 4А. О науке и учёных

   Всякое правительство должно больше дорожить приобретением известного математика, художника и вообще выдающегося своими достоинствами человека, к какой бы национальности он ни принадлежал, чем приобретением самого богатого цветущего города.                (Наполеон Бонапарт)

   Во время египетского похода Наполеон, при атаке мамелюков,  окруживших лагерь французов, скомандовал: "ослов и ученых на середину" (ослы были главным средством транспорта в песках Египта, а сопровождавших французскую армию в походе ученых очень оберегали, как национальное достояние – в отличие, например, от тех же российских властителей на рубеже XX-XXI-го веков…).

   «Этими жалкими побрякушками можно управлять людьми» (Наполеон о наградах – при учреждении им ордена Почетного легиона).
 
   Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный М. Монтень)
   Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека. А. П. Чехов)
 
   Наука должна согреваться в теплых  ладонях государства. 
                (академик Л. Арцимович)

   Руководить научным институтом - значит не мешать хорошим людям работать.
                (Академик П. Л. Капица)

   Ввиду краткости нашей жизни мы не можем позволить себе роскошь заниматься вопросами, не обещающими новых результатов                (акад. Л. Ландау)

   И пудель ученым может быть                (приписывается Л. Ландау)

   Делайте в своей жизни самое главное: а то второстепенное заберёт все ваши силы и до главного не дойдёте                (академик И. В. Курчатов)
 
  Надо делать из  жизни мечту, а из мечты  действительность.       (Пьер Кюри)
   
   Любой интеллектуальный дурак может сделать проблему более громоздкой, более сложной и более пугающей. Требуется вмешательство гения и большая храбрость, чтобы двинуться в противоположном < или совершенно неожиданном> направлении. 
                (А. Эйнштейн)
                -ххх-
 - Слушай, Хаим, к нам в Одессу приезжает Альберт Эйнштейн!
 - Да? Это кто, знаменитый аптекарь?
 - Да нет, это знаменитый физик!
 - А что он изобрел?
 - Теорию относительности.
 - И что, ее можно мазать на хлеб?
 - Ну как тебе объяснить... Например, если ты переспишь ночь с Сарой, то вся эта вечность покажется тебе одним мгновением. А если тебя посадят голой задницей на раскаленную плиту, то даже это мгновение покажется тебе вечностью.
 - И что, с этими двумя номерами он будет выступать у нас в Одессе?
(прошу прощения за анекдот не к месту – но хорош ведь! – ЮБ)
                -ххх-

   Ученый никогда не старается что-либо доказать, он пытается лишь установить факты.                (Д. Стефансон, полярный исследователь)
   90 процентов <успеха> в науке обеспечивает умение удивляться
                (академик Н. С. Еникополов)

   Дьявол играет нами, если мы мыслим неточно.  (философ  Мамардашвили)
 
  Напрасная мечта – парить в науке, всяк выучит лишь то, что выучить горазд.                (И. В. Гёте)

   Истинный ученый не может не быть скромным: чем больше он сделал, тем яснее  видит, как много еще осталось сделать                (Анатоль Франс)
                -ххх-
   «Стремиться, искать, НЕ НАЙТИ и не сдаваться»  (английский поэт М. Тенисон) - надпись в Антарктиде в память  мужеству погиб¬ших участников экспедиции Дж. Скотта.  Эти строки были вырезаны на надгробном кресте, который был поставлен в январе 1913г. в Антарктиде на вершине «Обсервер Хилл» в память английского полярного путешественника Роберта Скотта (1868— 1912). Стремясь достичь Южного полюса первым, он тем не менее пришел к нему вторым, спустя три дня после того, как там побывал норвежский первопроходец Руальд Амудсен. Роберт Скотт трагически умер на обратном пути.

   Позже в измененном виде < «Бороться, искать, НАЙТИ и не сдаваться» > этот девиз использовал В. Каверин в романе  «Два  капитана», где главный герой романа Саня Григорьев, мечтающий о полярных походах, делает эти слова девизом всей своей жизни…(см. Википедию).
   Дети, потомки мои, - и все молодые люди, у которых душа открыта для романтических порывов! Юноши и девушки, которые хотят утвердиться в своей избранной жизненной цели и своих принципах – прочтите, пожалуйста, эту книгу, которая учит верности своим идеалам, целеустремлённости,, настойчивости и мужеству в достижении благородной цели!
   И ещё, пока не забыл, прочтите, пожалуйста, также книгу Веры Кетлинской «Мужество» - это вам тоже поможет лучше понять эпоху, время и кумиров того времени (и моей юности)!.. (ЮБ)

                Академик А. Л. Яншин говорил…
   Есть люди, у которых идеи идут впереди фактов. Человек что-нибудь вообразит и начинает потом не анализировать факты, а подбирать разрозненные, угодные ему примеры для иллюстрации овладевшей им идеи… Это чрезвычайно опасный для науки путь.
   Теоретические объяснения должны следовать за эмпирическими обобщениями, за добросовестным анализом большого фактического материала.

   Если в мои коллективы попадали люди, неспособность к творческой работе которых  рано определялась, я просто старался от них избавиться.
-ххх-
   Успех в научных исследованиях вызывает такое увеличение субсидий, что продолжение исследований становится невозможным.   (Сирил Норткот С.  Паркинсон)

   Одно из величайших бедствий цивилизации – учёный дурак. (К. Чапек, писатель)

   За 50 лет <пребывания> в академии я понял,  что единственное, что всех
по-настоящему волнует, - это избрание в академики.   (академик В. Гинзбург)

   Рассеянность – последствие слишком интенсивного мышления или полного отсутствия его: следовательно, быть рассеянными имеют право только гении или кретины.  (А. Рубинштейн).

   Любая премия подобна геморрою, и каждый усидчивый зад ее когда-нибудь да получит.
   Наука – баба весёлая, не любит паучьей серьёзности  (Н. В. Ресовский – генетик)

   Наука, как добродетель, сама себе награда.
   Ученье – свет, а награда – дополнительное освещение.
   Чиновники – единственная человеческая популяция, которая размножается неполовым путем  (шутка генетиков).
   Он много знает, но ничего не умеет. (из древних греков ?).

                С. КЭРИ  ГОВОРИЛ
   Озарение нельзя облечь в математическую формулу. Это большое несчастье для человечества, что оно выдумало радио и телевидение и перестало читать книги. Эти штуки учат верить глупым дикторам и мешают размышлять.

   Будь таким, каким хочешь казаться. Если можешь, иди впереди века, если не можешь, иди в ногу с ним, но никогда не отставай.

   Вера - это наркоз, препятствующий познанию. (точно! –ЮБ)

   Стремление оградить свой престиж - уязвимое место великих людей. Даже многие реформаторы науки не преминули внести свою лепту в беспощадную травлю отвергаемых ими новых идей.

   Говори, что знаешь, делай, что должен, будь - чему быть. (Софья Ковалевская)

                Академик Ю. А. КОСЫГИН («Опыт интеллектуальной биографии»)
   Танго – от «тангенс», где танцоры касаются друг друга (по горизонтали) больше, чем в менуэте.

   Равнодушные преподаватели и студенты представляют лишь балласт в вузе.
 
   Смысл жизни и самоутверждение – это очень близкие понятия.

   При неясности (или неопознанности) цели не может быть успеха.

   Лишь в ходе осуществления смысла <человек> реализует самого себя.
 
   «…внутренняя «интеллектуальная структура» научного учреждения…».

   Критика всегда должна быть корректной, конструктивной и ни в коем случае эмоциональной. Эмоциональная критика, в какой бы форме или условиях она не проявлялась, подобна демагогии.
   
   Защита диссертации – это высвобождение для дальнейшей работы, получение больших возможностей … к ее активизации.

   Каждому человеку хочется (а может быть и требуется) находиться в состоянии, наиболее подходящим к его жизненным наклонностям.
 
   Преподавательская деятельность после 50-60-летнего возраста становится или тяжелой, или отстающей от жизни, или бездумной.

   Научная работа без преподавания, так же, как преподавание без научной работы, - неполноценны.
   Наиболее эффективен научный разговор вдвоем; третье лицо обычно только мешает, так как на него затрачивается (и распыляется) внимание.
                -ххх-
                Доктор геолого-минералогических наук Ю. С. Салин:      
                самокритично о геологах и геологии
   ...Среди геологов очень много людей, делающих однозначные выводы из самых противоречивых материалов, причём, сделав сначала эти выводы в осторожной, предположительной форме, в пылу полемики такие специалисты увлекаются, связывают себя по рукам и ногам выданными векселями и начинают уверять всех (и прежде всего – самих себя) в том, в чём не может быть никакой уверенности. Этот тип  исследователя порождён самим характером нашей науки – субъективной, неоднозначной, туманно-многозначительной. Неразрешимых задач, которыми так богата всесильная математика, в геологии «не бывает». Не слишком преувеличивая, можно сказать: геолог – это специалист, делающий выводы обо всём, не располагая ничем.

   Добавлю от себя: ГЕОЛОГИЯ – в ряде своих отраслей остаётся ещё наукой концепций, мнений, вкусов и предпочтений, чаще всего - с очень небольшим количеством хорошо подтверждённых фактов и математически доказанных выводов… Некоторые геологи – это научные и полунаучные  «болтуны» среди исследователей (вслед за многими историками и филологами). Они часто увлекаются «описательными категориями» при оценке тех или иных фактов и процессов. Иногда – просто вынуждены это делать – вследствие неумения «математично» обобщить  факты и строго сформулировать те или иные положения и выводы. Это замечание – как и вышеприведенные слова бывшего коллеги по ИТиГ ДВО РАН - относятся, в основном, к старой «описательной» геологии и к пожилым специалистам и учёным, некоторые из которых ухитрились не суметь освоить даже компьютер... Нынче эта наука опирается на мощную совремённую аналитическую базу, которая позволяет однозначно решать многие научные проблемы – ЮБ.

                Вычитано в «Уральском геологическом журнале»
   Геологи часто оперируют совокупностями не «независимых и случайных», а неопределённых (вернее – точно не определяемых - ЮБ) величин, которыми теория вероятности не занимается.
                ЗАМЕТКИ ОБ ЭКОЛОГИИ
   <После каскада ГЭС на Ангаре и затопления деревень (речь идёт о будущей Богучанской ГЭС) > … уйдёт земля под воду, уйдут люди, перестанут петь птицы, на Илиме они уже не поют… (писатель В. Распутин).

   Человек воздействует на природу, ставя ее вне себя. Природа же воздействует на человека как на самоё себя. Не пора ли нам точно определить свое место ?                (Г. Ф. Уфимцев, бывший сотрудник ИТиГ ДВО РАН)
                -ххх-
   Мой сплав по Зее в 1999 г. от плотины Зейской ГЭС вниз по реке до Селемджи – левого притока Амура - показал, что Зея мертва: цвет воды – коричнево-серый от обилия гумуса и недостатка кислорода (аэрации), практически – полное отсутствие в реке рыбы, а в прибрежной тайге - зверей и, главное, - птиц. Их не видно и не слышно. Тишина и запустение вокруг на протяжении многих десятков километров…  Такова плата людей за технический прогресс – обеспеченность многих районов Приамурья электроэнергией… Тягостное осталось впечатление… (ЮБ).
                -ххх-
                Ю. С. САЛИН
                («Потерянный рай народной культуры»)
   Комары – это камикадзе  среди насекомых…
   < О человеке > при жизни слагают легенды. А легенда – это награда, которая не бывает незаслуженной.
   Бог создал кошку, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить.

   Любой здоровый организм, биологический или социальный, состоит из элементов, строящих свои взаимоотношения на основах взаимопомощи. Невозможно составить никакую жизнеспособную систему из элементов, конкурирующих друг с другом.

   А может, и правда, даже энцефалит сотворила злоба человеческая? Как рак, СПИД, как немотивированную изощрённую жестокость, неведомую дикой природе…

                -ххх-
    Следует…осознать, что единогласное избрание Президентом РАН в 1917 г. геолога А. П. Карпинского было не следствием PR-технологий или подкупа избирателей, но признанием русскими академиками того факта, что самым широким и глубоким Общим Образованием обладают именно геологи. Физиков, изучающих в вузах общую геологию, нет ни одного; но нет, и не может быть, ни одного геолога, который не изучал бы в вузе Общую Физику.
   Вся научная работа, по самой сути своей, связана со свободным суждением свободной человеческой личности… она творится только потому, что ученый в своих исканиях идет по избранному пути, не считая равноценным своему суждению ничьи мнения или оценки.(акад.  В. И. Вернадский)

   Высшая заслуга человека – в умении следовать своей судьбе.
                (акад. А. Д. Сахаров)
   Ученых много, умных - мало, знакомых тьма, а друга нет. (?)

                Цитата из Сомерсета Моэма:
 «Писать следует только для того, чтобы освободиться от темы, которую обдумывал так долго, что больше нет сил носить ее в себе; разумен тот писатель, который пишет с одной целью – вернуть себе душевный покой».
-ххх-
   Выработка принципов поведения – это работа интеллекта и воли.
   «Объем» человеческого мышления физиологически ограничен. Мы мыслим вряд ли более совершенно. чем древние греки и римляне, знаем, правда, значительно больше. Знания занимают  часть вышеозначенного «объема» и в какой-то степени стесняют свободу мышления». (т. е. начитанность – вовсе не признак ума –.ЮБ).

   Эрудиты, как правило, мыслят с трудом и нелегко: они слишком много знают и хранят в памяти…. Для продуктивного мышления необходимо максимальное освобождение головы от всех посторонних мыслей, да и знаний. (? - последнее сомнительно - ЮБ).   
 
   Прекрасное – это естественная оболочка истинного… все красивое разумно и все разумное  прекрасно.   

                Цитаты из трудов академика А. Н. Заварицкого:
   «Забота о точности и ясности терминологии является одной из главных 
обязанностей ученого».
   Важным пробелом в наших школьных и вузовских пограммах было отсутствие в них предмета логики.
   Отсутствие зрительных отвлечений способствует собранности мыслей.
   Знания даются человеку, чтобы пробудить в нем божий талант. Знания – это та влага, которая заставляет прорастать зерна таланта. Потому что талант без знаний не прорастет.
   Все известные космогонические гипотезы разными способами правдоподобно объясняют возникновение неорганической части Вселенной, но возникновение жизни на Земле было и продолжается оставаться Божественной тайной…
   Житель Земли не ведающий историю Сотворения своего жилища, и даже не желающий её знать, - житель каменного века.
                -ххх-
   Известный уральский геолог И. Д. Соболев был настолько высокого мнения о своих трудах, что не делал для получения учёных степеней ничего. «Вам надо, – говорил он начальникам, - вы меня и защищайте. Мои труды защищают себя сами». Тратить время на всевозможные хлопоты, связанные с защитой диссертации, … не хотел, продолжая делать то, к чему лежала его душа.
                -ххх-
                А. Бернар
   Любой научный факт – только аппроксимация.
   Геохимия – это компиляция анализов неточных, невоспроизводимых и не согласующихся.               
   Любая интерпретация должна быть согласована со всеми существующими фактами, а если имеется несколько альтернативных интерпретаций, предпочтение должно быть отдано простейшей.
   Геологический образец берётся не столько с помощью молотка, сколько с помощью ума.
                -ххх-
   Новая научная истина побеждает не потому, что она убедила противников и заставила их прозреть, а скорее потому, что её противники в конце концов умирают и вырастает лучше знакомое с < этой истиной > поколение. (М. Планк) 
 
   Если факты установлены корректно, имеется несколько способов их объяснения и использования.                (Е. Буллард)
 
   Любые наши представления о мире – модельны. Главная задача естественно-научного исследования – не поиск истины (это дело философов), а разработка моделей реальности…

   Максвелл (автор волновой теории света - электромагнитных волн) на вопрос – для чего нужна и какая польза от его теории, как её оценить, ответил: «Вы оцените её через 100 лет, когда будете собирать налоги (< за пользование электричеством >).


Рецензии