ИЛ-2 - истребитель танков

Сталин в телефонном разговоре с командующим Ленинградского фронта Поповым о штурмовиках ИЛ-2 отозвался очень высоко. Сталин сказал, что штурмовики ИЛ-2 являются наилучшим средством против танков противника. Да и генерал Ерёменко, сообщая Сталину мнение советских лётчиков об этом самолёте, сказал, что «лётчики и командиры в восторге от этого самолёта». Я не буду оспаривать мнение Сталина по данному вопросу. Тем более не собираюсь оспаривать мнение пилотов этих машин. Зачем? Действительно хороший штурмовик. Хотя мне и претит та шумиха и та ложь, которую мы создали искусственно вокруг этой машины. Это неприятно, более того, весьма глупо. Взять хотя бы название «Чёрная смерть», которым немцы якобы окрестили эту машину. Да не называли они ИЛ-2 «Чёрной смертью». Немцы, по крайней мере, немецкие пилоты, называли эти машины «Железный Густав» за бронированный корпус. И всё. Никакой особой боязни никто к ним не испытывал. Да, эти самолёты уничтожали немецкие танки и другую технику. Но, если мы посмотрим в интернете списки Героев Советского Союза, которые летали на штурмовиках, то сразу увидим, что даже лучшие из наших асов уничтожили лишь несколько десятков вражеских танков. Мне могут возразить, что восемьдесят танков это совсем немало, тем более, что подбивать их приходилось под огнём противника. Всё верно. Но давайте сравним результаты немецких пилотов истребителей танков, например, Ганса-Ульриха Руделя с результатами «сталинских соколов». Этот человек один уничтожил более пятисот советских танков, где-то 520. Если бы советский лётчик уничтожил столько же танков врага, то он был бы десять раз награждён медалью «Золотая звезда». А ведь Рудель, помимо танков, сжёг и 150 советских самоходных орудий. В принципе это те же танки. На некоторых самоходных орудиях стояли очень мощные пушки, каких не было даже на танках. Рудель был очень результативным пилотом. Подвесив на плоскости своего Ю-87 пушки тридцать седьмого калибра, он просто чудеса творил на поле боя. Здесь, пожалуй, вполне уместно вспомнить о полном списке боевых побед Руделя. А он не мал, совсем не мал. Ведь Рудель уничтожил около двух тысяч единиц советской техники. Помимо танков в его личный боевой счёт входят и четыре бронепоезда, линкор «Марат», который он потопил специальной бомбой весом в одну тонну, которая пробила палубу и взорвалась внутри отсека с боеприпасами, отчего линкор разломился напополам. А советских автомобилей на счету Руделя аж восеьсот штук. А уж сколько Рудель уничтожил десантных лодок, это вообще точному учёту не поддаётся. В конце войны Рудель бил советскую технику, летая с одной ногой.

В связи с этим мне вспоминается книга Бориса Полевого о Мересьеве, нашем безногом лётчике. Сколько в той книге выспренней болтовни о коммунистической партии, как описаны трудности, которые пришлось преодолеть Мересьеву, чтобы добиться разрешения летать без ног. У Руделя всё было проще. Тот не посещал кабинеты немецких партийных бонз с просьбой продолжать полёты. Просто стал летать и всё. И не он один, кстати, летал без ног.

Между прочим, Рудель совершил 2530 боевых вылетов. Наши пилоты штурмовиков максимум имели триста боевых вылетов. И это Герои Советского союза.

Я не собираюсь охаивать наших лётчиков, но одно хочу сказать в связи с этим, мне просто симпатична скромность авторов мемуаров иностранных солдат, мне симпатична отсутствие политической трескотни в этих книгах. И, честно говоря, такой подход более человечен и более, как я уже сказал, симпатичен.
P.S.
После написания статьи узнал некоторые интересные факты об этом самолёте, без которых статья явно не полная.
Во первых о конструкции. Как известно, пилот находился в бронированном коконе. Почему первый вариант штурмовика был выпущен без стрелка? Что, наши конструкторы не понимали, насколько уязвим самолёт без стрелка? Конечно, понимали. Так, почему же машина была спроектирована одноместной? Да потому что бронированный кокон на двух членов экипажа очень сильно утяжелял машину. Другими словами, спрятать стрелка в бронированный кокон с имеющимися двигателями не представлялось возможным. Одноместный самолёт, хотя пилот и был хорошо защищён, сбивали тоже весьма хорошо. Слишком много погибало пилотов, которые успели совершить лишь один боевой вылет.
Вот тогда и создали кабину для стрелка. Одно плохо, стрелок располагался вне пределов бронированного кокона. Именно поэтому стрелков на Илах погибло в семь раз больше пилотов. Стрелками на самолёты сажали даже штрафников.
А сколько же погибло за войну штурмовиков, этих, как мы говорим, летающих танков? Всего было выпущено, округляя до тысяч, тридцать шесть тысяч машин. А сколько осталось к концу войны? Всего три тысячи. Другими словами, погибло тридцать три тысячи машин этого класса. То есть каждый год войны уничтожалось более восьми тысяч штук этих летающих танков. А сколько погибло пилотов? Наверно столько же – тридцать три тысячи. А стрелков сколько погибло? В семь раз больше.
Это, конечно, самые грубые данные. СССР вообще тщательно скрывал свои потери. Но, если обратиться к статистике США и Англии, то мы видим, что очень большой процент гибели самолётов приходился не только из-за уничтожения машин врагом, но и из-за обычных аварий. Ведь лётчики на войне не имели возможности приобрести большой опыт и гибли из-за обычной слабой квалификации. Сколько у нас разбилось самолётов из-за банальных аварий, мне неизвестно. И то, что мы столь тщательно до сих пор скрываем статистику потерь, не делает нам чести. Но, тем не менее, даже не имея точных данных потерь этих машин, можно всё же понять, что Илы вовсе не являлись воздушными танками. Слишком уж много их погибло. Конечно, и танки на земле горели в огромных количествах, но утверждать с пафосом, что ИЛы чудо машины, думаю, довольно глупо, по крайней мере, не этично по отношению к погибшим лётчикам и, естественно, стрелкам.


Рецензии
более человечен подход фашиста который жёг на нашей земле наших солдат-вот и вылезло свиное рыло нацистского клона из мюнхена...

но если все они такие умелые-то чего же их к 45г в небе то никого не осталось?

неувязочка!

приписки аховые и уже доказано что по отчётам всех немецких пилотов наших машин сбито в разы больше чем было у нас в действительности! агитка геббельса!

а у нас социализм-то есть учет и контроль-фотопулемет и показания 2х товарищей-иначе победа не считалась!

2530х3часа=7590 часов налета за 1400 дней...это сказка для дураков...
ни физически ни технически это неосуществимо...

Ник.Чарус   21.04.2015 23:08     Заявить о нарушении