О Божественном откровении

               О двух путях Богопознания (специально для неверующих и маловоцерковленных)

Как известно, человек получает естественнонаучные знания через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические - путем изучения исторических памятников. Как человек может познать Бога? Материалистические учения объясняют возникновение веры в Бога искаженным, фантастическим отражением в сознании человека окружающей действительности. Однако такого рода теории не выдерживают критики. Конечно, человек может воспринимать действительно искаженно, например перепутать канат со змеей, но только при условии, что ему предварительно известно, что такое змея. Чтобы увидеть в природном явлении сверхъестественное, нужно иметь понятие о сверхъестественном бытии. Поэтому источником знания о Боге – является сам Бог. Но объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает "над всеми" (Еф. 4:6), т.е если сказать философским языком, Бог трансцендентен миру. Человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. Опосредованное творением познание Бога является естественное богопознание- т.е мы познаем Бога через естество ( природу).
У естественного богопознания два пути.
1) Путь космологического умозаключения, т.е человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что мир имеет Творца своего. В Священном Писании можно найти свидетельства, повествующие о том, что Бога можно познать через Его творения, например апостол Павел пишет: "вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1:20).
2) Путь самопознания. Как учат святые отцы, мысль о том, что "Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого", "знание, что Бог есть, нам от природы всеяно". Поэтому  "если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя", говорит свт. Василий Великий.
Естественное богопознание представляет лишь начальный способ, потому что такое богопознание может привести только к общим и неопределенным представлениям о Боге, как о Творце Вселенной, а во-вторых, возможно только при наличии у человека некоторых предварительных понятий о Боге. Иными словами, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного. Сверхъестественное богопознание – это такое богопознание, когда Бог сам сообщает человеку знания о Себе. Этот способ называется познанием из Божественного Откровения. По определению "Пространного Катихизиса", Божественное Откровение есть
"то, что Сам Бог открыл человекам, дабы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его". Божественное Откровение имеет своей конечной целью спасение человека, поэтому Бог открывает нам знание о Себе лишь в той мере, в какой это необходимо для нашего спасения.
 Не все способны общаться с Господом "лицом к лицу", поскольку мы грешные люди, а грех-это рана, отдаляющая нас от Бога. И не все люди способны принять Божественное Откровение. Поэтому Бог употребил провозвестников Божественного Откровения.
К числу таких провозвестников принадлежат Адам, Ной, Моисей и прочие ветхозаветные пророки. Божественное Откровение – это процесс. В Ветхом Завете Бог постепенно через этих провозвестников открывал знание о Себе. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, Который во всей необходимой для нашего спасения "полноте ... и совершенстве принес на землю Откровение Божие".
Как говориться в Св.Писании "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1:18); "... никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын Хочет открыть" (Мф. 11:27).
Откровение Бога во Христе предназначено для всех , т.к Бог хочет чтобы все люди спаслись (1.Тим. 2:4). Незадолго до своего Вознесения на небо Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, говорит:
"Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 19. 20). Таким образом, во Христе Божественное Откровение обращено ко всем народам и предназначено на все времена.
Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте, потому что Господь сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные пророки говорили "многократно и многообразно" (Евр. 1:1), поскольку каждый из них сообщал только ту малую часть знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, в Ветхом Завете Откровение было опосредованным, так как каждый из пророков свидетельствовал о том, что ему как человеку было открыто о Боге. Во Христе Откровение не фрагментарно, а целостно и полно, потому что Христос не просто тот, кто нечто знает о Боге, а Сам Бог. Это уже не свидетельство человека о своем опыте богопознания – во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе.
Господь говорил Своим ученикам, что Он сообщил им "все, что слышал от Отца" (Ин. 15:15). Апостолы, проповедуя богооткровенное Христово учение, возвещали людям "всю волю Божию" (Деян. 20:27). Поэтому после Христа в принципе не может быть дарования новых откровений или заключения какого-то третьего завета, отличного от Завета Нового. Всякий, кто пытается нечто изменить в богооткровением учении Господа Иисуса Христа или сделать некоторое добавление к нему, подпадает под анафему ап. Павла:
"... если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8).


Рецензии