Эдип или ничего не вижу, ничего не слышу, ничего..

 Мы смотрели фильм Пьера Паоло Пазолини "Царь Эдип"(1967). Начали сразу с основы фильма. Двигались с сюжетом, отмечая символы и ассоциации. А я ловила себя на ощущении, что на экране что-то неестественно. Наконец я придралась к виду оружия, хотя понятия не имела, каково оно было в Древней Греции 2000-2500 лет т.н. В общем и целом я находила немало частностей, которые создавали атмосферу некой единой среды, но очень условной. Как-будто раздали игрушки и дали задание во что-то играть. И тут я подумала об античном театре.
Это был особый мир: и для авторов, и для исполнителей, и для зрителей. Но для всех были естественны некие правила понимания, действия и совместного чувствования. На трагедию шли со-страдать и очищаться. Антураж вторичен. Символ первичен.
 После этого я погрузилась в события, словно закончился детский спор. А сегодня, через месяц, я вновь, уже целиком посмотрела фильм.
   Этот фрейдовский затакт с отцом-военным, не желающим пускать сына на свое место, и измученным мальчиком(Пазолини?) И все дальнейшее повествование, где встречаются миф, изложенный Софоклом в трагедии"Царь Эдип", концептуальный взгляд поэта, режиссера, философа Пьера Паоло Пазолини, красота природы и чудесная игра актеров, - на одном дыхании.
Рок, фатум, свойственные сознанию Древнего мира, расплата за грехи предков, как естественная часть мироустройства. Нельзя понять( дано свыше), только принять. Но есть и то, что принадлежит самому Эдипу. Он агрессивен: поведение в игре, ссора с отцом.
Интересно решена и сцена со сфинксом. У Софокла Сфинкс - это женщина с телом льва(что является явным избытком маскулинности для нашей хрупкой сущности). Сфинкс загадывает загадку,Эдип ее отгадывает. После этого Сфинкс бросается с кручи. Эдип -освободитель.(До этого менее догадливые переходили в разряд угощения). У Пазолини Сфинкс более мужчина с женоподобным голосом.Он говорит Эдипу пророческие слова :"Бездна, в которую толкаешь меня, в тебе самом. "Но Эдип побеждает его именно силой. В данном случае - физической.
Да, Эдип активен, силен, сексуален. И он же пассивен, снедаем страхами и чувством вины, агрессивен, отказывается от понимания происходящего. Креонт(брат Иокасты)задает ему вопросы :"А ты не боишься людей?" "Ты всех ненавидишь,Эдип,за что?"
А он - малыш, переживший травму разлуки с матерью. Та боль и тот опыт запрета на самое родное, любимое и дорогое порождают повышенную реакцию на запреты вообще.
 Понять себя - лишь уровень один,
 Как ощутить мне смысл предназначенья...
Реальность сигналит тревожными звонками, но герой не видит, не слышит и говорит так,чтобы заглушить пугающую его информацию. Как отказаться от того, что наконец обрел. И только смерть любимой и матери в одном лице порождает очищение - принятие.Желание смерти, как разрешения конфликта,- в фильме звучало не раз. И все же, вполне возможны менее трагедийные финалы.
  "Никто из людей не может быть пророком."
   Но кто себе поможет лучше всех.


Рецензии