26 апреля

Вечером Миша гулял с друзьями во дворе. Поиграл в футбол. Потом погулял с подругой Тамарой, с которой у него была любовь. У них были взаимные чувства. Она тоже любила его. Она влюбилась в него с того момента, когда первый день пришла в класс, где учился Миша. Миша особо не был красавцем, просто обычный парень, но Тамара увидела в нём то, что суждено было ей увидеть, чтобы полюбить его. Миша и все ребята из класса мечтали о том, чем буду заниматься после того, как закончат школу. Миша хотел пойти учиться на инженера, а Тамара – на медсестру.
    01:23. 26 апреля. Дом, в котором была трёхкомнатная квартира, где жил Миша и его родные, затрясло от мощного толчка. Был грохот. Довольно-таки громкий. На кухне упала на пол кружка, которая стояла на столе. Миша проснулся от грохота и решил посмотреть, что случилось. Подошёл к окну, разановесил окно и увидел, что корпус ЧАЭС, который был виден из окна, разрушен, а из него идёт дым.
  02:50. Постучали в дверь. Родные открыли дверь. Солдаты советской армии и несколько врачей стояли на пороге. Женщина-врач лет 50-ти сказала:»На станции произошло ЧП, возможно выброс радиации. Одевайтесь. Возьмите документы. Из вещей ничего не берите, так как они загрязнены.»
Первое, что было в голове Миши после сказанного женщиной – это сумбур. Казалось, что весь привычный уклад жизни Миши был порушен, также как корпус АЭС. Где доучиваться? Как сдавать экзамены? Возможно, не будет никаким инженером. Что с Тамарой? Что с друзьями? Говорят, что радиация смертельна. А что, если мы все умрём? А что, если Тамара умрёт? Миша боялся не пережить, если Тамара умрёт. Он хотел с ней быть вместе навсегда. Даже, если не в этом мире, а в том. Он подумал, что если она умрёт, то он сбежит и побежит к станции, чтобы умереть от сильной дозы радиации.
  3:20. Направились к автобусу, который стоял рядом с домом. В автобусе уже были люди. Многие в слезах, кто-то просто с озабоченными лицами. Нескольким женщинам было плохо. Они покрылись потом, жаловались на слабость и жар по всему телу. Получили большую дозу радиации. Загрузили людей в автобус. Двери закрылись. Тут Мишу прорвало на те переживания, которые он держал в своём сердце всё время от начала аварии на станции. Он начал плакать, биться кулаками в окно и кричать:»Я не хочу уезжать. Здесь моя любимая. Я хочу быть с ней и уехать с ней или умереть с ней, так без неё не вижу смысла жизни.» Его успокаивали родные и окружающие, а он сидел на сиденье и плакал. Он оплакивал свои надежды и мечты, которые раскололись на мелкие осколки в результате того, что кто-то на станции провёл неудачно опыт, и он закончился летально не только для тех, кто его делал, но и для жителей части Восточной Европы, России, Украины и Белоруссии. До сих пор есть последствия на загрязнённых землях. А главное, судьбы людей. Сколько людей умерло от лучевой болезни, сколько людей поехали ликвидировать аварию, угробили там своё здоровье. Сколько осталось вдов и одиноких матерей. Сколько матерей потеряло своих сыновей. Сколько на загрязнённых землях рождается больных детей и детей-мутантов. А всё потому, что кому-то надо было ставить опыты на реакторах АЭС, подвергая опасности многих людей. Ведь, решение сверху важнее людей. А каково людям? Каково матери, у которой ребёнок без рук и с умственной отсталостью. А ведь, этого бы не было, если бы начальник станции ценой своей судьбы отказался бы проводить опыты и спас судьбы тысяч людей. Почему ценой своей судьбы? Потому, что, если бы он не послушался своего начальника, то его бы уволили по статье, и он бы остался без денег, но если он умер нищим, потому что ему никто не дал бы кусок еды, когда он в этом нуждался, то его смерть была бы на совести того, кто ему не дал еды и его начальника и начальства начальника, которые лишил его средств к существованию. Да, забыл это было бы ещё совести на уклада всей жизни общества за боязнь общества перед начальством, за его азиатость. Если бы не было аварии, Миша и дальше был со своей любимой и после учёбы в школе поехал бы учиться на инженера.
  7:45. Чернигов. Мишу и его родных поселили в гостинице.
  Прошло полтора месяца. Миша сдал экзамены, но настроение не было. Ходил угрюмый, так как он не знал, где его любимая и что с ней. Он боялся, что она умерла, так как его несколько друзей из школы, причём самых дорогих, впоследствии за эти полтора месяца сгорели от болезни, а в больничной карте им написали:»Причина смерти – лучевая болезнь.» Он узнал это из письма от мамы одного из его друзей. Миша плакал. В Чернигове друзей у Миши не было, все сторонились его, боясь предрассудков заразиться лучевой болезнью. Он чувствовал себя одиноким в этом городе, и от этого ему казалось, что Чернигов недружелюбный и неинтересный город. Он ненавидел этот город. Ему хотелось поскорее сбежать из этого города. Куда-нибудь, лишь бы не быть в этом городе, но постоянно его сердце тянуло, туда, откуда он приехал. Он думал, что Тамара всё ещё там. Он скучал по её сладким губам, по поцелуям в кустах, по её прикосновениям. Он по ночам постоянно видел свой родной город и просыпался в слезах, осознавая то, что он никогда не вернётся туда, потому что возвращение туда смертельно опасно из-за большой дозы радиации в его городе. Не было настроения ничего делать. Казалось, что везде пустота, как внутри, где-то в области сердца, так и снаружи – ходишь одиноко по двору гостиницы, а все от тебя шарахаются, как от чумового. Все считают тебя реактором, боясь от тебя получить дозу радиации и умереть, хотя доза радиации не передаётся, это не простуда, например.
    Прошло ещё три месяца. В Славутиче построили первые здания для эвакуированных из заражённого города. Миша с родными переехал в Славутич. Миша ехал в Славутич с надеждой на то, чтобы обрести счастье, разрушенное взрывом на станции. Надежду терзало уныние от потерь. В Славутиче им дали двухкомнатную квартиру в блочной семиэтажке. Миша поступил в колледж на автослесаря. Через 3 года он закончил колледж и рванул в Киев. Искать лучшей жизни, искать новую любовь, так как в Славутиче у него было много друзей, в том числе и из женского пола, но он никого из девушек не любил – то ли не нравились, то ли он всё ожидал встретить свою любимую. В Славутиче жизнь была более менее, даже в Зону раз ездил. Оказалось, что его любимая уехала, также как и все. Город был пуст, а на безлюдных улицах лежала радиоактивная пыль. За городом сосновый лес, который был вечно зелёным, порыжел от радиоактивной пыли, а деревья умерли и стояли как живые трупы этих деревьев, а ночью эти деревья светились, а из глубины леса доносилось чьё-то отрывистое и громкое потрескивание-пищание – то ли зверь-мутант выл, оплакивая погибель части Украинской Земли, то ли просто ветер гулял по лесу, и ветки скрипели. После поездки в Зону Миша подумал, что подруга, возможно, уже с другим, и решил строить отношения с девушками из Славутича, но ему никто не понравился из них. Он очень подружился с Олей, которой было 17 лет, она осталась сиротой после взрыва, так как её родителей отправили сразу после аварии оказывать медицинскую помощь пострадавшим. Они получили большую дозу радиации и умерли через год после аварии, точнее у них отказали все органы, и они отправились в мир лучше этого. Миша гулял с Олей, она была симпатичная, но он настолько был до сих пор влюблён в свою девушку, что обнимая Олю, он представлял, как он обнимает Тамару.
  Когда он уезжал, он объяснил Оле, что не может здесь быть потому, что его душит провинциальность этого города и напоминание всего в этом городе о его родном месте, где вся его жизнь разрушилась из-за взрыва на станции. Он просто не может быть здесь, иначе воспоминания о счастье доведут его до сумасшествия. Оля со слезами на глазах отпустила его. Она нуждалась в нём, так как у неё никого не осталось, кроме 80-летней бабушки, но никто не вправе никого держать, если другой человек не хочет задерживаться в данном месте и моменте жизни, поэтому она отпустила его.
  Миша приехал в Киев. Устроился на работу автослесарем. Когда собирался в Киев, Миша взял на память фотографию себя вместе с Тамарой. Мама говорила, чтобы не брал, но Миша, сказав, что он берёт фотографию потому, что его любимая навсегда в его сердце, всё равно взял фотографию. Однажды его друг, Миша с ним в автомастерской познакомился, увидел фотографию и спросил:»Это твоя девушка?»
-Да.
-Симпатичная.
-Мне она очень нравится, и я очень люблю её, но только я её уже три года ищу. Я её потерял.
-В смысле?
-На станции был взрыв. Всех жителей города, в котором я прожил большую часть жизни, эвакуировали. Меня с родными эвакуировали раньше её. Теперь я её ищу. Уже три года живу без любимой и без любви. Боюсь, искать её всю жизнь.
-Друг, всё будет нормально. Можно через Горсправку найти твою любимую. Как её фамилия?
-Тамара Томашевская.
-Завтра пойдём искать.
 На следующий день они позвонили в Горсправку. Нашли несколько адресов. По первому адресу дверь им открыла 70-летняя старушка, по второму многодетная мать лет 40, и так весь вечер проходили без толку – всё были не те. Оставался последний адрес, но Миша уже отчаялся и сказал:»Наверное, её нету в этом городе. Она бесследно исчезла из моей жизни. Надо жить без неё и искать новую любовь, пускай даже я не буду с ней счастлив. Пошли домой.» Друг сказал:»Остался всего один адрес. Давай зайдём, если не она – сразу уйдём.» Миша нехотя согласился. Позвонили в дверь. Дверь открыла Тамара, та самая, которую любил Миша. Они прямо в подъезде начали целоваться и обниматься. Потом она пригласила Мишу с другом в квартиру. Проболтали всю ночь. Оказывается, она с родителями переехала в Киев к двоюродной тёте, учится на педагога, подсела на музыку группы «Кино». Частично ослепла от дозы облучения, полученной после взрыва, и теперь носит очки. Родители устроились преподавать в Медицинский Университет. Парня не нашла себе, очень любила и ждала Мишу.
  Что касается Оли, она нашла себе парня в Славутиче, и она стала счастлива с ним. Миша с Тамарой остались жить в Киеве и несколько раз в год приезжали в Славутич навещать своих родителей.
  За родным городом Миши и Тамары вырубили Рыжий лес и захоронили его. Дома начали обрастать растительностью. Дороги зарастать. Над станцией был построен саркофаг. Дороги эвакуированных сёл и посёлков и местность рядом со станцией заросли чернобыльником (полынью). От названия этого растения и произошёл один из отселённых населённых пунктов, который сейчас населяют 500 человек – это самосёлы и работники учреждений и предприятий Зон отчуждения и безусловного гарантированного отселения Чернобыльской АЭС (работают на вахтовой основе).
  В октябре 1986 года, после обширных работ по дезактивации территории и постройки «саркофага», 1-й и 2-й энергоблоки были вновь введены в строй; в декабре 1987 года возобновлена работа 3-го.
25 декабря 1995 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Украины и правительствами стран «большой семёрки» и Комиссией Европейского союза, согласно которому началась разработка программы полного закрытия станции к 2000 году.
Решение об окончательной остановке энергоблока № 1 принято 30 ноября 1996 года, энергоблока № 2 — 15 марта 1999 года.
29 марта 2000 года принято постановление Кабинета Министров Украины № 598 «О досрочном прекращении эксплуатации энергоблока № 3 и окончательном закрытии Чернобыльской АЭС».
15 декабря 2000 года в 13:17 по приказу Президента Украины во время трансляции телемоста Чернобыльская АЭС — Национальный дворец «Украина» поворотом ключа аварийной защиты (АЗ-5) навсегда остановлен реактор энергоблока № 3 Чернобыльской АЭС. Станция прекратила генерацию электроэнергии.
                сентябрь 2008


Рецензии
Вспомнила тот апрель, была подростком и не особо задумывалась о том, что произошло. Тяжелые испытания выпали людям. И до сих пор их последствия дают о себе знать. Спасибо.

Ирина Новикова 3   29.08.2014 21:14     Заявить о нарушении