Гл. 57. День Геолога - поэтическое интермеццо

   1 апреля все геологи и геофизики России (и, наверное, бывших республик СССР), а также люди как-то причастные к этим профессиям – работающие или работавшие в этой отрасли - празднуют свой профессиональный праздник.
   Хоть я сейчас нахожусь в статусе пенсионера, но «имею за спиной» ежегодные геологические полевые экспедиции с 1948 г. по 2009-й год. Сюда я включаю 5 полевых сезонов работы во время учёбы в техникуме и институте на рабочих местах - см. главы 21 и 30 – и «вычитаю» 1980-й год, когда я в «поля» не ездил (в этом  году у меня родился 5-й ребёнок, младший сын Антон…). Получается, что у меня 60 (!) «чистых» полевых сезонов!
   Без ложной скромности я горжусь принадлежностью к славной когорте «искателей и бродяг». В главе 1-й первого сборника «Начало» я кратко перечислил районы своих полевых экспедиций. Надеюсь в последующих главах рассказать о своих путешествиях по миру более предметно.
   Пока же в этой главе (надеюсь смысл слова «интермеццо» все знают ? – я обращаюсь с эти вопросом к моим «зелёным» потомкам)  - познакомлю с творчеством моих коллег, обладающих поэтическим даром – прекрасными  стихами и песнями про геологов. В них сказано, если не всё, то многое – о том КАК живут, ЧЕМ живут и о ЧЁМ мечтают люди, посвятившие свою жизнь нашей прекрасной и романтической профессии…

                Ф. А. Летников
                ПЕСНЯ СТАРОГО РОССИЙСКОГО ГЕОЛОГА
                (поётся под гитару)

                В паутине дорог и широт и долгот,
                Не теряйте меня, не теряйте.
                А когда я уйду в свой последний маршрут,
                Добрым словом меня вспоминайте.

                Где я только не жил, с кем не пел и не пил,
                Где я только, друзья мои, не был?
                Но всегда я любил чароита закат,
                Лазурита высокое небо.

                Я в степях замерзал, я и в реках тонул,
                Погибал и со скал я срывался.
                Но всегда я был верен работе своей
                И геологом я оставался.

                И в моей необъятной прекрасной стране -
                И в степях и в заоблачной выси -
                Всё, что я находил, всё, что людям дарил,
                Отбирали чиновники-крысы.

                Я богатым не стал, и добра не нажил,
                Хоть работать на совесть старался.
                Как я в первый маршрут с молотком уходил,
                С молотком и под старость остался.

                Но всему вопреки – так сложилось у нас
                - Существует геологов братство.
                Есть любовь у меня, есть семья у меня
                - Моё главное в жизни богатство!

                Много верных друзей в жизни я приобрёл,
                Колесивши по белому свету.
                Жизнь красиво прошла, интересно прошла –
                И претензий моих к Жизни нету!

   ПРИМЕЧАНИЕ: чароит – минерал красивого сиреневого цвета, лазурит – минерал голубоватых оттенков ясного неба (вспомним выражение «небесная лазурь»…).   
                -ххх-

                ГЕОЛОГИ
                Композитор: Пахмутова А.
                Авторы слов: Гребенников С.,
                Добронравов Н.
                http://texty-pesen.ru/pesnya-geologov.html
(скопировать адрес в верхнее окошко Яндекса, кликнуть на опции «вставить и перейти» – и можно слушать)

                Я (Ты) уехала в знойные степи,
                Я (Ты) ушёл на разведку в тайгу,
                Над тобою лишь солнце палящее светит,
                Надо мною — лишь кедры в снегу.

                Припев: А путь и далёк, и долог,
                И нельзя повернуть нам назад.
                Держись, геолог, крепись, геолог,
                Ты ветра и солнца брат.

                На прощанье небес синевою,
                Чистотою студёной волны,
                Голубою заветной Полярной звездою
                Поклялись в нашей верности мы.

                Припев: А путь и далёк, и долог,
                И нельзя повернуть нам назад.
                Держись, геолог, крепись, геолог,
                Ты ветра и солнца брат.

                Лучше друга нигде не найду я,
                Мы геологи оба с тобой.
                Мы умеем и в жизни руду дорогую
                Отличать от породы пустой.

                Припев: А путь и далёк, и долог,
                И нельзя повернуть нам назад.
                Держись, геолог, крепись, геолог,
                Ты ветра и солнца брат.

                Я в суровом походе спокоен,
                Ты со мной в каждой песне моей,
                Закалённая ветром, и стужей, и зноем,
                Только крепче любовь и сильней.

                Припев: А путь и далёк, и долог,
                И нельзя повернуть нам назад.
                Держись, геолог, крепись, геолог,
                Ты ветра и солнца брат.
                -ххх-
                ДРУГИЕ ПЕСНИ ПРО ГЕОЛОГОВ И ВСЕХ ИЗЫСКАТЕЛЕЙ
                «ГЛАВНОЕ, РЕБЯТА, СЕРДЦЕМ НЕ СТАРЕТЬ»,
                МИЛАЯ МОЯ, СОЛНЫШКО ЛЕСНОЕ» – И ДРУГИЕ
                МОЖНО НАЙТИ, НАБРАВ В ИНТЕРНЕТЕ СЛОВА
                "ПЕСНИ ПРО ГЕОЛОГОВ" И Т. П.
               
                -ххх-
                П. Вылегжанин
                ПЕСНЯ ГЕОЛОГОВ
                Парусом по ветру старая палатка,
                Рюкзаки бросаем, словно якоря,
                Ужин незатейливый съеден без остатка,
                Завтра нас разбудит ранняя заря.

                Звёзды наклоняются над привалом нашим,
                А луна запуталась в кроне у сосны.
                Дождик еле капает из небесной чаши,
                Тихо убаюкивая, льётся в наши сны.
               
                Снится мне любимая, снится мне далёкая
                Та, чья фотография греет сердце мне.
                К ней вернусь, конечно же, с Дальнего Востока я,
                Подпевая песенку шпалам в полотне.

                Солнышко поднимется, распахнутся пологи,
                Снова будет весело костерок трещать.
                Сосны вновь помашут нам, и пойдут геологи
                Тропами таёжными новый день встречать.
                -ххх-
                М.Н. ЛЕНИВЫЙ (БЫВШИЙ ГЕОЛОГ, НЫНЕ ПЕНСИОНЕР)
                («М. Н. Ленивый. ДОРОГА БЕЗ КОНЦА. Стихотворения.
                Изд-во Дальнаука. ДВО РАН. Владивосток. 2009 г. 395 С.»)
                -ххх-
                О чём печалишься геолог?
                Тяжёлым думам нет конца.
                Откинь палатки мокрый полог,
                И дождь с сурового лица
                Струёй холодною мгновенно
                Печаль сотрёт, в твоей груди
                Опять, как прежде, вдохновенно
                Забьётся сердце. Впереди
                Ещё так много испытаний,   
                Дорог нехоженых, побед,
                Нежданных встреч и расставаний,
                Загадочно грядущих лет
                -ххх-
                Много прошёл я в безбрежной тайге
                Троп и крутых и отлогих,
                В знойном удушье и в белой пурге,
                В бурях и грозах суровых.

                Много я видел долин и хребтов,
                Бурных потоков и речек,
                Вновь в этих дебрях пройти я готов
                Ветрам и грозам навстречу.

                Только один не удался маршрут:
                К нежному сердцу любимой,
                Видно, не очень уверенно тут
                Шёл я тропою незримой.

                Видимо, встретился кто-то другой
                Более сильный и смелый;
                Горе своё разделил я с тайгой,
                Счастье – с черёмухой белой…
                -ххх-
                ГЕОЛОГИ
                В неведомых далях, в дремучих распадкх,
                Под пологом тонким в дырявых палатках,
               
                В дожди проливные, в мороз и метели,
                В ущельях глубоких и узких, как щели,

                В тайге и в пустыне, и в тундре холодной
                На Севере дальнем, - с душой благородной
               
                Они не искали изменчивой славы, -
                Шурфы проходили, копали канавы.

                И вьючные тропы рубили в чащобе
                Не корысти ради, - затем только, чтобы
               
                Открыть для других эти дальние дали.
                Отлить бы для них золотые медали,

                Назвать бы их так, как других величают,
                Встречать бы их так, как героев встречают!
                1963 г


Рецензии