Человек без совести

Одному человеку так надоела собственная совесть, что он как-то оставил её дома и отправился на работу.
– Ай, яй, яй! – воскликнула обиженно совесть. – Не оставляй меня! Я тебе пригожусь!
Но человек, а это был почтальон Чижиков, махнул на неё рукой и поскорей хлопнул дверью.
На работу Чижиков ездил на автобусе. На остановке он первым заскочил в салон, растолкав других пассажиров и оттоптав им ноги, и довольный уселся на переднем сиденье. Он совсем не сомневался, что поступил правильно. Ещё вчера он так бы не сделал, но сегодня его совесть осталась дома.
– Молодой человек, уступите место женщине с ребёнком, – обратился к Чижикову какой-то старичок с тростью.
– Ни за что на свете! – нагло засмеялся Чижиков и сделал оскорблённый вид. – Я первым занял это место. Между прочим, она тоже ещё не старушка, пусть постоит.
До этого пассажиры глядели в окна, молчали или тихо разговаривали, теперь же все они сердито смотрели на Чижикова. Некоторые из них начали возмущаться:
– Смотрите, какой наглец!
– Безобразие! Вот она, нынешняя молодёжь!
– Какой он бессовестный!
– Дайте ему по макушке!
В автобусе стало так отчаянно шумно, что Чижиков немного испугался.
– Граждане, – сказал он обиженно. – Что вы возмущаетесь? Я ведь больной. У меня живот болит.
Но пассажиры уже не верили ему. Кончилось всё тем, что на следующей остановке возмущённые пассажиры вытолкали Чижикова из автобуса, и ему пришлось добираться до работы пешком.
Сегодня почтальону Чижикову не хотелось работать, как никогда.
– Эх, лежать бы мне сейчас на пляже, в горячем песке, – горестно думал он. – А я таскаюсь с почтовой сумкой по городу. Надоело!
Он поскорее разнёс почту по ближайшим домам, но ещё оставалось полсумки газет, журналов и писем.
– Да что я с ними буду таскаться! – возмущённо сказал Чижиков и пошёл к реке. Он спустился под мост, в заросли кустарника, сел у воды и стал пускать письма в реку, как кораблики.
– Так… письмо из Москвы… плыви, плыви, – говорил он, опуская конверт в воду. – А вот из Иркутска, пусть тоже плывёт. Ха-ха! Из Воркуты… Из деревни Сосновки… О! Это письмо из-за океана, из Бразилии. Пусть плывёт обратно!
Скоро в его почтовой сумке не осталось писем, и он принялся за газеты и журналы. А потом пошёл на пляж, где целый день пролежал на песке, греясь на солнышке. Он был в прекрасном расположении духа. Всё, что он сегодня делал, казалось ему очень умным, жизнь же – великолепной. 
Лишь поздно вечером Чижиков отправился домой. Он возвращался, насвистывая какую-то песенку.  Возле своего дома он наступил на хвост знакомой безобидной дворняжке, и это ещё больше развеселило его. Он открыл дверь, вошёл в дом, где его ждала его совесть, и сразу же вспомнил, сколько глупостей он натворил за день. У него мурашки побежали по спине.
– Ох, ох, ох! Что со мной случилось?! Как я завтра людям в глаза смотреть буду! – завопил он, дёргая себя за волосы. Он так обозлился, что дал самому себе несколько крепких пощёчин.
Долго он не мог успокоиться и уснуть. Он ходил по дому, ругал себя за глупость, с грустью глядел на луну и вздыхал.
С тех пор почтальон Чижиков каждое утро, выходя из дома, не забывал проверить, не оставил ли он случайно дома совесть.
– Всё-таки, – считал он убеждённо, – если знаешь, что совесть у тебя с собой, то как-то легче дышится и спокойнее живётся.


Рецензии
Хороший рассказ,хотелось бы,чтобы чиновники ,идя на работу не забывали совесть,а может они ее совсем потеряли,и обходятся без нее?Тогда я ,всем нам, не завидую.

Виктор Бухман   09.01.2019 12:50     Заявить о нарушении
Я с Вами согласен.
Власть должна служить народу и государству. Но у нас теперь
мораль другая.
С уважением!

Михаил Захарович Шаповалов   09.01.2019 13:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.