Россия и Финляндия. Война в Финском заливе 1919 ч

Боевые действия в Финском заливе в 1919 году.

Вспомним и  о боевых действиях в Финском заливе в 1919 году.
Обострение ситуации началось в ноябре 1918 года, когда близкий крах Германской империи в Первой мировой войне стал очевиден.
А.Б. Широкорад отмечает:
«6 ноября 1918 г. начальник Морских сил на Балтийском море отдал приказ привести в состояние боевой готовности корабли в Кронштадте и на Ладожском озере. Среди оборонительных мероприятий Балтийского флота была постановка дополнительного минного заграждения у Кронштадта, начатая рано утром 19 ноября минным заградителем «Нарова».
Внезапно заградитель был обстрелян финской береговой батареей, находившейся у деревни Пумола. Батарея выпустила 40 снарядов и добилась двух попаданий в «Нарову». Заградитель вынужден был дать полный ход и прекратить минную постановку.
Я специально останавливаюсь на этом небольшом эпизоде боевых действий, чтобы показать, как были связаны руки Троцким и К° у командования Балтийского флота по отношению к Финляндии. Советские линкоры могли прямо с Кронштадтского рейда открыть огонь по батарее в Пумоле и уничтожить ее. Однако они молчали, а флотское командование запрашивало Москву: «Что делать?» Наконец из Москвы последовало указание: «Завтра 20-го утром батарее "Красная Горка" снести огнем батарею Пумола. Расход снарядов не ограничен».
Обратим внимание: во избежание «международных осложнений», то есть гнева «тетушки Антанты», Троцкий отказался от использования огня корабельной артиллерии.

В 9 часов утра 20 ноября 305/52-мм пушки «Красной Горки» открыли огонь по батарее в Пумоле. По ней было выпущено девяносто 305-мм фугасных снарядов, и пять снарядов было выпущено «на всякий случай» по башням взорванного форта «Ино». По полученным позже агентурным данным, совершенно разрушены батарея у деревни Пумола и сама деревня, а также соседняя деревня Витикюля. На следующий день, 21 ноября, «Нарова» спокойно закончил постановку минного заграждения. Прогнозы командования Балтийского флота подтвердились».

Надо бы кратко прокомментировать этот инцидент.
Командование Морских сил на Балтике прекрасно понимало, что полностью разложившиеся революционные корабельные команды  были совершенно небоеспособны.
Противостоять регулярному флоту Великобритании они просто не могли.
Единственным вариантом предотвращения прямой интервенции в Петроград со стороны Финского залива ТОГДА, было завалить его фарватеры минами, чтобы пресечь эту возможность.
Никакой угрозы Финляндии от этих  минных постановок  не было. Однако минный заградитель был все-таки обстрелян финской береговой батареей.
 «Сразу после заключения перемирия с Германией Англия стала готовиться к интервенции на Балтике. 28 ноября в Копенгаген прибыло соединение британских кораблей под командованием контр-адмирала Александера Синклера. В его состав входила 6-я легкая крейсерская эскадра, флотилия эскадренных миноносцев и транспорт с оружием для белоэстонцев. По прибытии в Ревель с транспорта были выгружены тысячи винтовок, сотни пулеметов и несколько 76-мм зенитных орудий для эстонцев. Сам же Синклер немедленно двинулся к Нарве, где шли бои между красными и белыми. В ночь на 5 декабря 1918 г. английский крейсер «Кассандра» подорвался на мине и затонул. 14 и 15 декабря английские корабли неоднократно обстреливали красные части на южном побережье Финского залива. Соотношение сил в Финском заливе формально было в пользу русского флота. Однако большинство кораблей его физически не могло выйти из баз. Даже немногочисленные корабли из так называемого действующего отряда кораблей не ремонтировались несколько лет. Дисциплина среди «братишек» оставляла желать лучшего. Командиры из бывших царских офицеров были запуганы комиссарами, флот управлялся в основном безграмотными авантюристами типа Ф.Ф. Раскольникова. Английские же корабли были новейшей постройки (1915—1918) и существенно превосходили по своим характеристикам русские корабли. Поэтому англичане быстро установили господство во всем Финском заливе. 25 и 26 декабря английским кораблям сдались эсминцы «Автроил» и «Спартак», переданные впоследствии эстонскому флоту. Это надолго отбило охоту у советских надводных кораблей выходить за пределы дальности действия орудий форта «Красная Горка»…
 

Подчеркнем  откровенно агрессивные действия Англии против Советской России, начатые СРАЗУ  после окончания Первой мировой войны.  Сейчас либеральные историки ставят  под сомнение сам факт интервенции Антанты против нашей страны.
События 1919 года на Балтике красноречиво демонстрируют степень «миролюбия» тогдашней ведущей мировой державы по отношению к Советской России.
Очень интересным был и упомянутый  А.Б. Широкорадом поход нескольких эсминцев Балтфлота к Ревелю. Командовал той авантюрой небезызвестный Федор Раскольников, который намеревался положить этим походом начало Мировой революции (!!!) почему-то полагая,  что при виде его «революционного отряда кораблей», английские матросы тут же перейдут на его сторону.
Конечно же, эта затея с треском провалилась, часть кораблей сразу сдалась англичанам (никакого морского боя с ними «братишки» вести не предполагали, да  и  не смогли).
Сам Раскольников тоже попал в плен, и пытался затеряться под видом рядового матроса, но был  быстро выдан англичанам своими товарищами. Потом,  после своего освобождения,  он оставил довольно интересные мемуары об этих событиях, своем сидении в английской тюрьме и возвращении в Россию.
 
Как известно, поход Маннергейма на Петроград провалился, так и не начавшись.
О том, что случилось далее,  рассказывает А.Б. Широкорад:
«В утешение ретивым белофиннам британское правительство разрешило своему флоту поохотиться на русских в восточной части Финского залива. К началу июня 1919 г. в Финском заливе находились три английских легких крейсера: «Клеопатра», «Дрэгон» и «Галатея», восемь эсминцев и пять подводных лодок. Все эти суда вошли в строй в 1917—1919 гг.
Финское правительство создало английским кораблям передовую базу в Биоркэ (ныне Приморск) в 90 км от Петрограда и в 60 км от Кронштадта. 4 июня эсминцы «Гавриил» и «Азард» загнали на мины в Копорском заливе английскую подводную лодку L-55. Весь экипаж лодки погиб.
В 1928 г. L-55 была поднята и под тем же названием вошла в строй Красного флота.
Более удачным стало применение англичанами малых торпедных катеров. Действия катеров в Финском заливе и даже сама доставка их туда так и просятся в приключенческий фильм. Катера были скрытно перевезены на нескольких грузовых пароходах в Швецию, а оттуда переправлены в Або и Хельсинки. Часть команды ехала в Финляндию в качестве яхтсменов, а часть — в виде коммерсантов. Первые два катера были отбуксированы в Биоркэ английским эсминцем 8 июня 1919 г. Через три дня катера перешли в Териоки в 40 км от Петрограда. Там в полуразрушенной базе бывшего Российского императорского яхт-клуба была создана секретная стоянка английских торпедных катеров.
В июне 1919 г. английские торпедные катера совершили 13 походов в Петроград Северным фарватером мимо северных фортов Кронштадтской крепости. И только два раза они были обнаружены и обстреляны ружейно-пулеметным огнем, но большая скорость (33—37 узлов) позволила им уйти. На одном из островов Невской дельты катера высаживали или принимали британских агентов.


13 июня гарнизоны фортов « Красная Горка» и «Серая Лошадь» подняли мятеж против большевиков.
С обеих сторон «баррикад»  в этом мятеже оказались «братишки», «краса и гордость революции, по определению Л. Троцкого, а на деле - разболтанные, забывшие о дисциплине матросы. А без управления офицеров – специалистов из их стрельбы получилось «много шума из ничего».
13 июня форт «Красная Горка» открыл огонь из 305-мм орудий по кораблям, стоявшим в Невской гавани. В ответ на это, со стороны большевиков по «Красной Горке» вели огонь линкоры «Петропавловск» (который выпустил 568—305-мм снарядов) и «Андрей Первозванный» (170— 305-мм снарядов),а также крейсер «Олег», эсминцы и форт «Риф». «Гидросамолеты красных сбросили на форт почти полтонны бомб, семь тысяч стрел и тонны листовок. Пальба велась два дня — к вечеру 15 июня «Красная Горка» перестала отвечать на обстрел. Ночью в форт «Красная Горка» вошла разведка красных. Форт был пуст, мятежники разбежались.
Мятежники по эффективности стрельбы не уступали большевикам: ни одно красное судно не получило попаданий. Пострадали от огня форта «Красная Горка» лишь несколько кронштадтских обывателей, вышедших на набережные Купеческой и Средней гаваней поглядеть на представление. С военной точки зрения наиболее неприятным последствием мятежа для большевиков стал выход из строя 305-мм орудий линкора «Петропавловск», совершенно расстрелянных в ходе «представления».
В это время, командор Эгар, начальник базы торпедных катеров в Териоки, решил атаковать красный флот прямо в в гаванях Кронштадта.
Впоследствии  он утверждал, что запросил Лондон на предмет нападения на красные суда и получил ответ, что его дело — только заброска шпионов в Петроград. Эгар, якобы, решил действовать на свой страх и риск.
Сначала – просто и без особых затей, прямо  средь бела, англичанами   был утоплен крейсер «Олег»:
«17 июня крейсер «Олег» стоял на якоре у Толбухина маяка под охраной двух эсминцев и двух сторожевых судов. Катер Эгара подошел почти в упор к крейсеру и выпустил торпеду. Крейсер затонул. Как неслась служба у красных военморов, легко понять из того, что ни на крейсере, ни на охранявших его судах никто не заметил при дневном свете и отличной видимости подходящий катер. После взрыва был открыт беспорядочный огонь по «английской подводной лодке», которая привиделась военморам».

После этого было ДВА месяца ежедневных налётов (поначалу), а потом (с 1 августа) и бомбардировок Кронштадта и кораблей Балтфлота в его гаванях:
«18 июня над Кронштадтом летали английские или финские аэропланы. Какие именно — в документе не сказано, видимо, не сумели определить национальность. Во всяком случае, они базировались в Финляндии…
22 июня неприятельские гидропланы бомбардировали Кронштадт. Потерь и повреждений кораблей не было.
29 июня форт «Красная Горка» открыл огонь из 305/52-мм орудий по неприятельскому транспорту. Транспорт был поврежден и стал уходить к финскому берегу, но вскоре взорвался и затонул. Установить причину его гибели (от огня батареи или от взрыва мины) не удалось. В конце июня — начале июля английский флот был усилен крейсерами «Дели», «Даная», «Дентлесс» и «Каледан», а также базой гидросамолетов «Виндинтив» (12 машин). 30 июня в Биоркэ прибыло еще семь торпедных катеров и еще один затонул при буксировке в Балтийском море. В июле 1919 г. почти ежедневно неприятельские самолеты летали над Кронштадтом, но бомбили сравнительно редко. Советские самолеты в свою очередь летали над островами восточной части Финского залива и над финским побережьем, бомбили все встречные суда, правда, без особого успеха.
С 1 августа начались ежедневные бомбардировки Кронштадта самолетами, базировавшимися на финской территории. В ответ 6 августа четыре советских бомбардировщика в сопровождении двух истребителей были отправлены на бомбежку аэродрома близ Биоркэ. Из-за интенсивного зенитного огня три бомбардировщика вернулись, не выполнив задания, и лишь один сбросил бомбы на ангары».

Потом произошло знаменитое нападение английских торпедных катеров на корабли Балтфлота  в Кронштадте:
«В ночь с 17 на 18 августа английские торпедные катера атаковали корабли Балтийского флота в Кронштадтской гавани. Пять катеров вышли из Биоркэ и два катера — из Териоки. Они встретились в районе форта «Ино», а оттуда пошли Северным фарватером к Кронштадту. Чтобы отвлечь внимание большевиков, в 3 часа 45 минут 18 августа над Кронштадтом появились английские гидросамолеты, сбросившие 100-фунтовые бомбы и открывшие огонь из пулеметов. Итогом нападения стало повреждение линкора «Андрей Первозванный» и потопление разоруженного старого крейсера «Память Азова». В свою очередь три английских катера были потоплены огнем эсминца «Гавриил».
Коммодор Эгар в своем докладе 15 февраля 1928 года в Институте Королевских Соединенных Служб дает свою  интерпретацию этих событий.
"Катер № 1 – не обнаружив бона у ворот гавани, атаковал «Память Азова». Были выпущены две торпеды, обе попали. Затем он отошел на свое место во внутренней гавани, ожидая других.
Катер № 2 – имея на борту командора Дебсона, прибыл вскоре за ним и атаковал «Андрея Первозванного». Достигнуто двойное попадание в носовую часть корабля.
Катер № 3 – должен был атаковать «Рюрик», но не пришел. Произошел взрыв мотора в тот момент, когда он находился близ северной цепи фортов и позже был взят на буксир одним из возвращавшихся с атаки катеров. К этому времени внутренняя охрана опомнилась, форты, батареи и суда открыли беспорядочный огонь. Интересно отметить, что форт Меншиков, построенный для обстрела внутренней гавани на случай бунта, был в состоянии взять наши катера под анфиладный огонь во время прохождения ими ворот.
Катер № 4, проходя через ворота, потерял убитым командира капитан лейтенанта Рида. Второй по старшинству лейтенант Стикл немедленно бросился к штурвалу, овладел управлением и произвел атаку, выпустив две торпеды по «Петропавловску» (обе попали).
Катер № 5 имел своей целью сухой док, но стреляющее приспособление у него было сбито при подходе к воротам, так что ему ничего не оставалось другого, как возвращаться по способности. Он это и сделал, подобрав по дороге беспомощный катер № 3 и отбуксировав его в безопасное место под огнем фортов.
Когда катер № 6 приближался к гавани, он к несчастью столкнулся с возвращавшимся катером № 1. Личный состав обоих катеров был переведен на катер № б, а катер № 1 взорван.
Лейтенант Бремнер, будучи уже тяжело ранен, принял командование катером, командир и два матроса которого были убиты. Катер быстро наполнялся водой, но, несмотря на это и сильный огонь и освещение прожекторами, Бремнер выпустил две торпеды в сторожевой эсминец «Гавриил», стоявший перед входом. К несчастью, обе торпеды прошли мимо.
Это было его второй атакой в эту ночь. Бремнер был ранен не менее 11 раз, но держался хорошо до самого конца, пока не загорелся бак с бензином. Катер пришлось покинуть, и он затонул. Под конец Бремнер был подобран и доставлен на «Гавриил».
Катера, назначенные для атаки сторожевого эсминца, задержались из за того, что пошли более длинной дорогой вокруг фортов. Увидев взрыв, происшедший на катере № 8, и ошибочно приняв его за взрыв торпеды по сторожевому эсминцу (взрыв был точно на этой линии), катер № 7 повернул по направлению к восточной гавани в соответствии с заранее намеченным планом, выпустив торпеды внутрь гавани по эсминцам, обеспечивая этим возможность обратного возвращения катеров.
Катер № 8 атаковал сторожевой эсминец «Гавриил», но в момент произведения атаки он сам находился на мелком месте (глубина 10 футов). Мина взорвалась при ударе о грунт, и катер взлетел на воздух. Сторожевой эсминец выдержал три атаки, несмотря на то, что терпел потери от огня пулеметов наших катеров и аэропланов. Катер № 7, возвращаясь с атаки восточной гавани, сделал попытку подобрать оставшихся в живых из экипажей катеров № 1, и 8, но это оказалось невозможным благодаря тяжелому огню, направленному против него.
Катера вернулись по тому же пути, по которому шли раньше, использовав дымовые завесы для прикрытия отступления. Они были освещены прожекторами и попали под огонь северных фортов. Английские самолеты, снизившись до высоты несколько метров, обстреляли из пулеметов прожекторные установки и их прислугу".
Один из потопленных «Гавриилом» катеров спустя несколько дней подняли. Повреждения «Андрея Первозванного» исправить не удалось из за нехватки средств, в декабре 1923 года его сдали на слом. Старый крейсер «Память Азова» (спущенный на воду еще в 1888 году) вообще не имел никакого боевого значения».

Что тут скажешь…
Просто возмущает  позиция Англии, которая без всякого объявления войны Советской России, буквально у пристаней Кронштадта и Петрограда,  развертывает боевые действия против остатков Балтийского флота.
В это время, кстати, был разгар гражданской войны, в
которой вполне могли победить и «белые».
НИКАКОЙ военной необходимости у Англии топить лучшие боевые корабли своего бывшего союзника НЕ БЫЛО.
Конечно же, разрешение «поохотиться» на боевые корабли России с воздуха и моря тогда было для англичан чистым пиратством. По сию пору НИКАКИХ извинений за это, и многочисленные жертвы среди русских моряков, Англия нам не приносила и приносить не намерена.
(Это ведь только от нас постоянно требуют покаяний, извинений и компенсаций все, кому не лень. К западным демократиям такие требования, разумеется,   не относятся).
 
Конечно, эти пиратские рейды  англичан, летом 1919 года, не имели бы такого успеха, если бы не полное разложение боевой службы и дисциплины на Балтийском флоте.
Из 13 рейдов английских торпедных катеров (летом, в белые ночи, сопровождаемые соответствующим шумом работы  их двигателей) революционные «братишки» обнаружили лишь ДВА этих похода. И, с грехом пополам, смогли обстрелять (впустую) англичан только ружейно-пулемётным огнём. Видимо использовать в этих целях скорострельные морские орудия у «братишек» мастерства не хватило. Не случайно, что обнаглевшие англичане высаживали своих агентов прямо на острова дельты Невы, т.е. непосредственно на территорию Петрограда.
Конечно, безобразно была организована и сама охрана и боевая служба в Кронштадте.
Когда  группа английских торпедных катеров,  атаковала корабли Балтфлота в гаванях Кронштадта,   первое, что они обнаружили  – отсутствие боновых заграждений.
Путь к целям был свободен. Наше счастье, что удалось «отделаться» только потоплением древнего «Памяти Азова» и торпедированием двух новейших линкоров. Разгильдяйство, лень и безалаберность революционных «братишек» и их командиров, могли привести и к полному уничтожению остатков Балтийского флота.
Надо отметить, что командование РККА и Балтфлота все же стремилось отвечать врагу ударом на удар:

«19 августа советская авиация нанесла удар по аэродрому и железнодорожной станции в финском городе Биоркэ. В налете участвовало пять гидросамолетов бомбардировщиков и два истребителя. Было сброшено семнадцать бомб весом по 172 кг каждая и три зажигательные бомбы. С 20 по 28 августа неприятельская авиация ежедневно, иногда по три-четыре раза в день бомбила Кронштадт.
28 августа советская авиация бомбила Териоки.
31 августа подводная лодка «Пантера» у острова Сескар потопила английский эсминец «Витторна» (построен в 1917 г.; водоизмещение 1367 т; скорость 34 узла; вооружение: четыре 100-мм и одна 76-мм пушки, четыре 53-см торпедных аппарата). А 4 сентября на русском минном заграждении погиб однотипный с «Витторной» эсминец «Верулам» («Verulam»).
2 сентября советская авиация бомбила форт «Ино». С шести бомбардировщиков сбросили 270 кг бомб. По самолетам был открыт интенсивный артиллерийский огонь. С 4 сентября по 11 октября производились интенсивные (для того времени) взаимные ежедневные налеты авиации… Наиболее заметным результатом бомбардировок противника можно назвать попадание 3 октября бомбы в старый броненосец «Заря Свободы» (бывший «Александр II»).»
 Полным (и неожиданным) провалом завершилось и наступление Юденича на Петроград:
«11 октября войска Юденича начали наступление на Петроград. 17 октября была взята Гатчина, а через три дня — Детское (Царское) Село и Павловск.
Однако 21 октября красные части перешли в контрнаступление. К 1 декабря Северо-западная белогвардейская армия была окончательно разбита, уцелевшие части отступили за реку Нарову в Эстонию, где 5 декабря 1919 г. были интернированы. Детали этой операции хорошо описаны советскими авторами и выходят за рамки этой работы.
Отмечу лишь прибытие из Англии в Финский залив монитора «Еребус» (водоизмещение 8128 т; вооружение: две 381/42-мм, восемь 100-мм и две 76-мм пушки). 27 октября монитор вместе с другими кораблями обстреливал позиции красных. Английские корабли находились в тумане и не подвергались обстрелу. Зато когда 30 октября «Еребус» обстреливал «Красную Горку», то 305-мм снаряды батареи начали ложиться рядом с монитором. Выпустив тридцать снарядов, «Еребус» был вынужден уйти. Стрельба форта корректировалась с гидросамолетов».

Подчеркнем, что орудий такого крупного калибра, как на Эребусе (381 мм) вообще не было на кораблях российского Балтфлота. Интересно и то, что при контрбатарейной стрельбе с форта «Красная горка», наши войска применили ее корректировку при помощи гидросамолетов(!!!)
Видимо, определенные выводы из позорной стрельбы «в молоко», во время подавления летнего мятежа, все-таки были сделаны. Англичане же, увидев, что красные артиллеристы стали добиваться «накрытий», убрались восвояси, от греха подальше.

В декабре 1919 г. английский флот ушел из Финского залива.
31 декабря 1919 г. в Тарту было подписано перемирие с Эстонией, а 21 февраля 1920 г. там же — мирный договор между Россией и Эстонией.
В феврале 1920 г. Красная армия покончила с белым «Временным правительством Северной области», которое бежало морским путем за границу. 7 марта Красная армия вступила в Мурманск.
Почему же в эту военную авантюру вообще оказалась втянута Финляндия, совсем недавно получившая независимость из рук Советского правительства?!
В 1918 году националистическому руководству Финляндии  показалось, что победу в Мировой войне одерживает  кайзеровская Германия, с которой она срочно и «задружилась.  Именно германские войска помогли Маннергейму потопить в крови финскую революцию весной 1918 года.
Затем Финляндия, в порыве верноподданичесих чувств, даже провозгласила у себя монархию, пригласив на престол германского принца Фридриха Карла фон Гессена. А тут в Германии началась революция, непобедимая германская армия начала разваливаться на глазах, и в Компьенском лесу маршал Фош продиктовал немцам условия перемирия. 
Военный крах Германии дорого стоил её союзникам: были разделены на части Австро-Венгрия, Османская империя, потеряла часть своей территории даже Болгария. Новоявленным немецким союзникам (Финляндии, и прибалтийским лимитрофам, тоже успевшим пригласить на свои троны германских принцев) эта неполиткорректная «дружба» с немцами могла дОрого обойтись.
НО им простили (авансом) все их грехи. В этом сыграла свою роль старая русофобия Англии, главной силы Антанты, да и страх перед мировой революцией, которая ТОГДА вовсе не выглядела фантазией старика Карла Маркса, а была вполне возможным делом.
Авансы надо отрабатывать, вот Финляндия и старалась, предоставляя свои военные базы (построенные русской армией, кстати), в распоряжение новоявленных английских «друзей».  На них англичане размещали свой флот и авиацию и начинают «охоту» за остатками русского флота. Финляндия разрешила базирование английских торпедных катеров не только в относительно дальнем Бьёрке, но даже в Териоках, в 40 км от Питера. (Териоки - это современный Зеленогорск, ближний пригород Петербурга). Именно ОТТУДА английские торпедные катера и осуществляли нападения на Кронштадт.
Спустя 20 лет И.В. Сталин жёстко потребовал от Финляндии переноса границы от Ленинграда за Выборг. Финны лили крокодиловы слёзы и лицемерно удивлялись «на публику», ПОЧЕМУ СССР потребовал этого в условиях начала Второй мировой войны. Никакого секрета в том не было. Сталин слишком хорошо помнил уроки Первой мировой и Гражданских войн. Он прекрасно знал, КАК вела себя Финляндия в эти войны по отношению к России, и не намеревался иметь вражеские базы рядом с Ленинградом.


На фото: Линейный корабль "Андрей Первозванный".

Продолжение: http://www.proza.ru/2014/04/06/641


Рецензии
Ну, если бы даже не было революции, и предположим что Российская империя оказалась бы в числе стран-победителей, то уже в 1919 году против нее началась война коалиции из Британии, Франции и Италии, чтобы не русские не получили Константинополь. Может быть в эту коалицию и Германию бы втянули. Своеобразная вторая крымская, только в данном случае за проливы. Просто несовместимые интересы у нас и англосаксов, хотя и мы и они люди хорошие. И здесь таже логика - хотели добить и максимально ослабит потенциального конкурента. Ненавидеть их за это не за что - мы бы на их месте действовали также, но понимать их взгляды и быть готовыми к такому развитию всегда надо. Хорошая статья у вас. Спасибо.

Олег Черняев 2   23.11.2019 00:42     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Олег!
Согласен с Вами.
Рад, что статья понравилась.
С уважением,

Сергей Дроздов   23.11.2019 10:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.