Паломник

День первый.
4 марта утром я поехал в город Верхотурье дабы посетить находящийся там Свято-Николаевский мужской монастырь.К полудню я уже был на месте.Оформился в гостиннице в самом монастыре,мне дали свободное место в одной из комнат(келий)В одной комнате помещалось с десяток коек,половина из которых было занято паломниками.Большая часть из них приехало из нашей области а остальные из соседних областей.Возраст паломников от 25 до 55. В 17 часов начиналось вечернее Богослужение  и мы направились все в церковь.Была первая неделя поста и совершалась особая покаянная молитва:канон Андрея Критского.После определенного числа молитв нужно совершать земные поклоны,дабы родилось покаянное чувство.Пост время духовной перемены,борьбы со страстями и вредными привычками.Но в душе у меня не было радости от того что я снова в Верхотурье и ничего я не чувствовал во время службы.Душа была изранена грехами и страстями.Словно какая то тяжесть была на ней,она болела.Машинально я рассматривал иконы как в музее и слушал слова молитвы как на экскурсии в душе же ничего не откликалось,духовный мир для меня был закрыт.Дело в том что случилась в моей жизни проблема,один человек меня сильно подвел.Я надеялся на него в одном деле но он обманул и дело не состоялось.В моей душе возникла обида,злоба,неприязнь к нему,осуждение.Хоть я и знал что людей нужно прощать.Любить врагов.Кто же без греха,всякий человек может оступится.Но ничего не мог с собой поделать и как только приходили воспоминания о случившемся как с новой силой в душе вспыхивали страсти гнева и осуждения.Словно заноза эта неприязнь саднила мою душу и не давала покоя.По опыту я знал что после исповеди будет легче,душа очистится  и неприязненное чувство уйдет.Но перед этим  нужно отречься от всех негативных чувств,попросить у Бога прощения и сил преодолеть осуждение.Иначе если просто холодно перечислить грехи на исповеди то ничего не произойдет.Душа ничего не почувствует.Так у меня уже было.Пользы и облегчения это не приносит.Поэтому как только я занял очередь на исповедь сразу же устремил свой взор на ближайшую икону Иисуса Христа и стал обращаться к Нему со словами:Господи,помоги мне  в преодолении гнева!Исцели мою душу!Дай сил простить,каюсь и хочу измениться. Через час после начала службы из алтаря вышел иеромонах(священник -монах)в руках он нес крест и Евангелие, он зашел за специальную ширму и начал принимать на исповедь.Дождавшись своей очереди и я зашел в исповедальню.Там стоял высокий столик на котором и лежали крест с Евангелие я перекрестился на них ,иеромонах стоял рядом со столиком.Я развернул листок с написанными на нем грехами и со словами:Прости Господи согрешил,стал перечислять то что написал.Иеромонах внимательно слушал иногда задавал уточняющие вопросы.В конце он спросил буду ли я завтра Причащаться но я ответил что нет,пусть в душе все уляжется.Он прочитал надо мной специальную разрешительную молитву я перекрестился, поцеловал крест и Евангелие и благословившись вышел из за ширмы.На душе становилось легче  словно спала какая то тяжесть .Слова молитвы стали находить отклик в ней перестали быть пустыми звуками,как будто спала пелена и открылась реальность духовного мира.Служба закончилась около восьми вечера и мы отправились к себе в келью а ровно в восемь нас пригласили на трапезу.Трапезная находилась в гостинничном корпусе там стояли отдельно столы для женщин и мужчин.Так как был пост то и еду подавали постную,на ужин это простая каша.После все разошлись по своим местам.Через какое то время к нам в келью зашел помощник  главного по гостиннице Александр и завел со мной беседу.Сам он был из Сургута несколько лет провел в Тобольском мужском монастыре в качестве послушника,а я бывал раньше в том монастыре.Он дал мне почитать хорошую книгу но читать было трудно,тут и там вели разговоры паломники.И я невольно стал вслушиваться в их рассказы.Запомнился мне такой Андрей из Челябинска,было ему лет сорок.Он говорил что есть у него жена,дети,квартира, машина,хорошая работа.И раньше все в жизни у него получалось ,все планы осуществлялись.Он был уверен в себе и все шло хорошо .но в последнее время что то изменилось,не все стало получатся и он перестал быть уверенным в себе.Потому он и приехал сюда что бы разобраться в себе и понять почему у него происходят такие изменения в жизни.В монастыре он уже две недели и кое что уже понял.Дальше я не смог дослушать,один паломник предложил мне попить чаю и мы подошли с ним к столику у стены где стоял электрический чайник.Я налил в кружку кипятку и добавил заварки.Федор(так звали паломника)предложил мне булочку и мы разговорились.Ему 37 лет сам из Краснотуринска работает на стройке уже не первый раз приезжает в монастырь это ему помогает избавляться от алкогольной зависимости.
-Уже тут пятый день(говорит он)в выходные поеду домой.Как побываю тут помолюсь,потружусь и год или полтора пить не тянет совсем.А потом то суета заедает то друзья предлагают так что уже трудно отказаться.И только стоит мне выпить как уже не могу остановится.Лечился несколько раз даже ходил к бабкам но ничего не помогает.Один знакомый как то посоветовал мне съездить в этот монастырь на несколько дней и действительно как тут побываю то пить перестаю.Жена сама меня уже сама отправляет когда начинаются проблемы с этим делом,езжай говорит в Верхотурье.Хотя сама она не верующая а я бывает хожу в храм там у нас в Краснотуринске.Мы допили чай и как раз в соседней келье стали читать вечернее правило начинается оно в десять вечера.Мы присоединились к молящимся,потом свободное время.Отбой в одиннадцать вечера.Я заснул не сразу,приходили воспоминания о прошедшем дне.На душе было хорошо,чисто и радостно.
День второй.
Колокольчик призывающий к подъему зазвенел в шесть утра,вставать так рано не очень хотелось но было надо.Умывшись и почистив зубы все пошли на братский молебен.На него собирались все монахи во главе с игуменом Филиппом а также все послушники,трудники и паломники и учащиеся духовного училища, которое располагалось при монастыре.Вначале служилась полунощница специальная монашеская служба.На улице было еще темно и в огромном соборе горели только лампады и свечи.Один чтец читал положенные молитвы.Потом все монахи особым распевом запели молитву"Се Господь грядет в полунощи...Монахи стояли в черных мантиях и свет от лампад освещал их молитвенные лица.Меня умилила эта картина и их  пение.После молебна все по очереди подходили и прикладывались к мощам праведного Симеона Верхотурского.Рака с мощами была под сенью,стеклянная крышка была открыта.Мощи это останки святого человека в данном случае они практически полностью сохранились хоть и прошло более 500 лет.Тело было облачено в монашеские одежды,лицо закрыто и только было видна часть лба к нему и прикладывались.От мощей исходит духовная энергия(благодать)это чувствуется.Были случаи когда человек,  не покаявшись в грехах и не очистив душу на исповеди, просто не мог подойти к мощам ,словно какая то сила его не пускала.Я один раз наблюдал такой случай.Один водитель привез родственников в монастырь по их просьбе а сам он был мало верующим  и родственники его позвали вместе с ними приложиться к мощам.Перед ракой он впал как бы в ступор и не мог самостоятельно двигаться дальше, его взяли под руки и приложили.Происходит это от того что разность духовной энергии греховной деградированой и здоровой (святой)противоречат друг другу,происходит диссонанс.Неверие это одна из форм гордыни когда человек в центр собственной жизни ставит собственное Я(и легализует для себя все свои пороки и вредные привычки)А Бога как конкурента вытесняет из своего сознания и своей жизни.Мы не можем явно видеть духовный мир потому что  должны свободно определится в  выборе между добром и злом.И Творец нам не мешает в этом выборе явно Себя не проявляя ,не навязывая.Но в каждом заложена стремление к познанию правды и глядя на прекрасный ,гармоничный мир который сам собой ни как не мог развиться.Об этом говорит и антропный принцип и согласно теории вероятности это   невозможно.И совесть не могла сама возникнуть тем более следуя теории эволюции,где выживает самый сильный и наглый.Само слово имеет религиозное понятие Со-весть,совместная весть-знание с Творцом.Именно  Он дал человеку (в отличие от животных)Свой образ и подобие(добродетели)которые и призван каждый в себе развивать борясь с пороками.Но так как это требует усилий  и многие любят свои страсти не желая их искоренять.Потому духовный мир для них скрыт,он откроется только тогда когда человек начнет изучать  как правильно жить и когда будет стремится к этому.
После мы пошли на литургию в соседний Преображенский храм.В среду и пятницу Великим постом совершается особая служба Преждеосвященных Даров.И читается постовая молитва с земными поклонами,читается она так:Господи и Владыко живота (жизни)моего,дух праздности,уныния,любоначалия и празднословия не даждь ми(то есть не дай развиться во мне этим порокам)Дух же целомудрия,терпения и любви даруй мне...(дай взрастить в себе эти добродетели)Также читается Псалтырь и поэтому эти службы долгие.В 12 был обед и до 17 свободное время.Я решил зайти в церковную лавку.Купил свечей,записал на постовую молитву себя и близких.Там находилось много духовных книг и аудио-видео дисков,кое что я для себя выбрал.Рядом с монастырем находится Верхотурский кремль,там же находится старинная церковь во имя Святой Троицы.Зашел я и туда,приложился к иконам.Еще дальше в глубь города находится женский монастырь,при советской власти он был закрыт а в церкви сделали бани.В наше время монастырь и храм вновь стали действовать.Там находятся мощи Косьмы Верхотурского он был юродивый,исцелял людей при жизни и после его смерти известны случаи исцеления по молитвам к нему.Так же находится там же икона Божией матери Умиление,она чудотворная есть случаи исцеления и от нее.
В 17 часов началось Вечернее Богослужение я за день еще вспомнил кое какие грехи и снова пошел на исповедь.Так обычно и бывает на святом месте когда человек выходит из потока мирской суеты и остается один на один со своей душой, начинается воспоминание того что уже было забыто.Происходит точно также как во время весны когда тает снег то все больше можно увидеть хлама и мусора.Вот по чему люди живущие в мирской суете не видят своих грехов и думают что безгрешны.К тому же окружающие бывают порой еще хуже и кажется что я то на их фоне как ангел.Но стоит попасть в духовно чистое место как все язвы и не совершенства души станут хорошо видны.
На ужин был суп рассольник и овсяная каша.До отбоя снова кто читал, а кто вел беседы в этот раз говорили о том как избавится от курения.Большая часть из приехавших уже расстались с этой вредной привычкой, но некоторые все еще не могли бросить.И бегали дымить за территорию монастыря.Помощник главного по гостиннице Александр давал советы курильщикам:
-Здесь в монастыре легче бросить ,говорил он.Главное самому захотеть ,просить помощи у Бога и после исповеди прилагать все усилия что бы не возвращаться.Я сам так бросил Ну а если мысли начинают одолевать то  читаю молитву  или начинаю читать Евангелие,это тоже помогает.И на исповеди каяться нужно даже в мыслях если согрешил.Пока идет борьба в уме она не касается тела а если согласился в уме способ согрешить физически всегда найдется.Это же касается и вообще всех вредных привычек, если бороться с ними они ослабевают, если культивировать они будут расти.Александру стали задавать вопросы.еще один паломник рассказал свою историю ,но мне сказать было не чего,так как я совсем никогда не курил.Незаметно пришло время отбоя и все легли спать.
День третий.
В этот день все было как и в прошлые дни.После обеда заселили к нам в келью нового паломника.Он стал моим соседом ,звали его Сергей приехал из Новосибирска 28 лет.Хочет остаться до самой Пасхи ,приехал на весь пост,уже бывал тут раньше.Сам он медик по образованию ,занимался траволечением а так как я тоже этим занимаюсь то мы разговорились на эту тему.В этот же день уехал домой Андрей,тот который хотел разобраться в себе.Дела его позвали,он попрощался со всеми,ему пожелали удачи.
День четвертый.
В этот день меня направили на послушание,так как паломник три дня живет и ходит только на службы.А если хочет остаться дальше то ему уже дают какую -нибудь работу.После утреннего молебна все те из паломников кто живет более трех дней направились на завтрак а после нас стали распределять .Большинству дали задание колоть дрова и складывать их.А меня и еще одного паломника направили в столярку.Мы помогали плотнику(сам он монах)пилить доски,ремонтировать лопаты и тд .Моего напарника звали Михаил 45 лет приехал из Магнитогорска работал там на комбинате где и оставил здоровье.Сейчас живет один,спешить ему не куда и собирается тоже остаться до Пасхи.Он рассказал что в Магнитогорске проживает триста тысяч населения, там три церкви,в одну из них он часто ходит на службы.Я рассказал о себе.Трудились мы с перерывом на обед до пол пятого часа дня.А в пять началась снова вечерняя служба.Вечером после ужина к нам снова заселили новенького.Это был парень 24 года звали его Максим.Как он сам рассказал про себя,был он в одной секте евангелистов или баптистов.Прочитал полностью Библию А в этой секте нужно привести еще несколько человек,обратить их в свою веру и только тогда будет якобы спасение.И вот этот Максим наткнулся на православного человека который аргументированно опроверг всё ложное учение секты и объяснил ему, что спасение это избавление от всех вредных привычек и страстей.И приобретение добрых привычек и процесс этот не легкий и возможен он только в церкви.Потому что только в ней есть средства способные помочь в этом ,это таинства:Крещения,исповеди,Причастия,венчания,соборования.Они даны Самим Богом.Как раз для того что бы люди исполнили свою главную задачу ради которой они и Были созданы,единение с Творцом и совершенствование своих душ.После грехопадения природа человека исказилась и стала не способна к Богообщению.И только жертва Христа вновь примирила человека с Творцом.И с тех пор те кто верят во Христа и в используют для исцеления своей души таинства только те смогут спастись и попасть в Царствие Небесное.А в сектах нет таинст потому что они могут совершатся только священниками преемниками от самих апостолов через рукоположение,а это есть только в православии.Максим все это осознал и решил выйти из секты и присоединится к Православной церкви.
Настало время отбоя и все стали ложится спать.
Пятый день 
И снова после молебна мы пошли на послушание с Михаилом туда же в столярку. На Вечерне в этот раз освящали хлебы и после раздавали и помазывали маслом. Иеромонах сказал проповедь о посте, мне запомнились его слова о том,что пост как воздержание в пище и развлечениях тренируют душу, позволяя в человеке главенствовать ей, а не телу.потому что особенно в наше время плоть управляет человеком,а не душа.И поэтому невозможно для некоторых победить в себе пороки и греховные наклонности.Я снова сходил на исповедь.Кое какие грехи стали мысленно повторяться и что бы привычка не укрепилась я их исповедовал,так они теряют силу.После ужина я стал готовиться ко Причастию,читал специальные молитвы.Причастие самый главный момент в жизни верующего,под видом хлеба и вина на службе происходит Пресуществление в тело и кровь Христа.После грехопадения люди повредили свои души и стали неспособны к Богообщению. Чтобы их исцелить и примирить с Богом Вторая Ипостась Троицы,Бог Сын принял на себя плоть человека,исцелил ее и преобразил и после смерти она стала обновленной. С тех пор,кто верит в Христа,может участвовать в таинствах Крещении,Исповеди,Причастии и этим очищать и преображать свою душу.
Шестой день.
Было воскресенье и поэтому утреннего молебна не было,работать не надо в этот день.Подъем пол восьмого и сразу мы пошли на литургию.Во время Причастия душу охватывает трепет,все же приобщился самого Христа,не хотелось что бы это было в осуждение.После службы на душе было радостно,мирно и благостно,чувствовалось действительно прикосновение к чему то мощному духовно. Трудно описать и понять тому кто не испытывал,придумать и внушить себе такие ощущения невозможно.После   обеда я со всеми попрощался и меня ждал путь домой.Уезжать не хотелось,но нужно было ехать чтобы обязательно вернуться снова.    


Рецензии