Последний визит

                23 апр. 2011 г.
Пройдя по тёмному и неосвещённому коридору и поднимаясь по лестнице,  каждым шагом, ощущался хруст стёкол, после чего, раздавался пронзительный скрип. Но это не могло остановить или заставить ускорить шаг: я всё шёл, шёл не торопясь, задумчиво, также слыша, как за окнами клуба по полю ребята с моего взвода гоняют мяч.
О том, что в армейском клубе есть библиотека, я знал еще до того, как побывал с Анцупом в наряде, хотя посещать его часто стало получаться сравнительно недавно. Ребята зимой часто заходили погреться в холле у входа в кинозал, что и было заметно по растоптанным окуркам прямо перед дверью кинотеатра.
Рустам, тоже был с нами, и скорее всего, нашёл место для спячки. Порой мне казалось, что этот бездельник вернется на гражданку так ничего и не вырвав с армии. По сути, быть вырванным отсюда могло представиться лишь воспоминаниям, некоторым навыкам и переоценке того, что ты не ценил до этого. Не все это понимают, поэтому  и стараются убить время, даже не осознавая, что этот год – год из их жизни. Однако, не могло быть в этом ничего чудовищного, не имей человек свойства привыкать: будь то к хорошему, будь то к плохому, что в равной степени ужасно. Ведь в соответствии с этим жизнь и создает в человеке собственное русло, по которому будет течь, так как сам хозяин этой жизни не позаботился создать ей канал, тем самым обрекая зачатки своей души на засуху и бесплодное существование. Ко всему этому, тот, кто не создал канал, начинает часто убегать от проблем и отступать от брошенного судьбой вызова, после чего в один прекрасный день обнаруживает – это стало привычкой, но страх в нем настолько велик, что он оставляет все как есть, только бы не нарушать привычное течение вещей. Лао Дзы по этому поводу сказал прекрасные слова:
«…следи за своими поступками – они становятся привычкой
     Следи за своими привычками – они становятся  характером
     Следи за своим характером – он определяет Судьбу.»
И вот я стоял в дверях библиотеки, подобно путнику, добравшемуся до оазиса, чтобы утолить свою жажду и наполнить свой бурдюк новыми мыслями, которые помогут идти дальше.  Мне было безгранично приятно встретить Хемингуэя, как бывает приятно встретить старого знакомого, с которым совсем неожиданно, ты столкнулся на чужбине, после того, как тебе с ним долго не доводилось видеться. Мне посчастливилось встретить его «Праздник, который всегда с тобой», пестро скрасивший, было обреченные на пустую гибель, однотонно серые мартовские дни, легким и непринужденным языком автора. И «…нет ничего более сильного и созидательного, чем пустота, которую люди стремятся заполнить».
Казалось, в этой просторной комнате с тысячей (а то и более) книг ничего не изменилось: так же в большие окна врывался свет, даже в такой ветреный и пасмурный с седоватыми облаками день. Так же было не тепло и не прохладно и так же чёрно-белые портреты Пушкина, Достоевского, Толстого  и Тургенева с голых голубоватых стен, на которых местами уже облупилась краска, сдержанно и степенно встречали своих редких посетителей. Однако, с удивлением обнаружилось, что столько книг было вывалено с серых металлических полок с алфавитными указателями на пыльный пол. Возможно, кто-то ещё решил утолить жажду – жажду безнаказанности. И по подчерку я подозревал кто это мог сделать, но как говориться «не пойман – не вор».
Но несмотря на всё это, я пришел тогда не для того, чтобы расследовать то, кто , как и когда совершил это, а немного с иной целью – унести хорошие книги и вместе с тем хорошее настроение. Ведь настроение – это краски, которыми ты красишь свою жизнь, а мне хотелось тогда покрасить её в самые яркие тона вопреки серой пасмурности батальона. Поэтому мне и не хотелось омрачаться кляксами плохих происшествий. Да и сделай бы я это, разлив чернило негодования по своему сердцу, книги не сорвались с пола и не выстроились по полкам, как при обратной перемотке видеоленты. Так меня научил не сдаваться старший лейтенант Медяков.
«Так ведь это может даже и к лучшему» - подумалось мне –я буду перебирать в руках по одному все эти книги, которые зачастую идеологическая макулатура с красноармейскими небылицами, которые писались и прославлялись в своё время, теми, кто писал для своего времени и соответственно, ушли за своим временем…
Постепенно, медленно и кропотливо перебирая книги, я отложил рядом с собой несколько хороших произведений, пришедшихся мне по вкусу. Легкое негодование, которое я перетерпел и сдержал в себе,  сменились ликованием и неким наслаждением, ведь как сказал Мухаммад (с.а.с) «если что-нибудь радует (мусульманина), он благодарит, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». Так, в итоге за терпение я был вознагражден книгами, которых мне хватит до распределения в войска и в самих войсках. Теперь со мной были Акутагава, Абэ Кобо, Томиэ Охара. Месяц назад, через родителей рустама я передал домой «Кавказ» Александра Дюма и Ясунари Кавабата, японские и грузинские сказки.  Кроме того, как еще учил старлей, ища что-то в беспорядке, сложно найти что-либо путевое. Упорядоченность поможет не только найти объект поиска, сократить время (из которого и строится любая жизнь), но и, как нередко бывает оглянуться и увидеть много нового.
Я стал распределять книги по боковым карманам брюк. Порой мне приходилось так брать с собой дневник или книгу, когда хотелось написать на сведем воздухе или просто почитать, представляя что ты в парке и ты сам распоряжаешься своим временем.
И, в последний раз смещаясь под ногами раздавался пронзительный скрип стёкол по керамическому кафелю темных лестниц по которым я спускался, чтобы навсегда покинуть стены клуба. Но прежде,я решил прогуляться по клубу: попрощаться с его стенами, с заваленной кассетами, пластинками и кинолентами комнатой где некогда стоял кинопроектор, пройтись в поглощенных слепой темнотой рядах кинозала о которой я знал лишь то, что кресла красные и он большой. Прощай, библиотека. Я окончательно выжал из тебя не замеченное и не оцененное другими. А если  что и осталось то лишь по Воле Всевышнего, который сохранил их для будущих путников, которые непременно явятся в твой оазис, чтобы оттуда дальше продолжить свой путь к открытиям граней безграничного мира. Чудесного мира.


 


Рецензии