Луч звезды

14 июня, 2011


Мы сидели с Демчуком на скамейке у входа в котельную. До ужина оставалось ещё около получаса или менее того и, расслабляющая музыка тейковсвого леса своей волшебной композицией растворяла нескончаемый шум моторов. Мы просто молчали. Андрюха скрестил руки, откинувшись на прогретую дневным зноем стену котельной и устало закрыл глаза. Его уже не могли волновать ни разговоры, ни анекдоты, ни нарды в которые он весь день напролёт играл с Дыкаловым, чтобы убить время. Даже назойливым мириадам мошек не удавалось вывести его из себя. Чтобы видеть это, уже не было необходимости смотреть и наблюдать. За прошедшие месяцы по обстановке воздуха развивается до навыка понимание, каково настроение каждого солдата в отдельности и всего подразделения вцелом. Чувствовалось, как устало закрыв глаза, он тяжело выдохнул. Я же вновь, созерцал безмолвное угасание солнца за зелеными макушками леса, и ничто не обременяло сознание. Мне хотелось пребывать в подобном душевном равновесии и умиротворенности до смыкания глаз. А внутри так же начала крутиться мысль, что однажды глаза сомкнутся, я покину этот мир и погружусь во мрак и сырость. Я не увижу рассвет, закат, не услышу этих сверчков, клекот лесных птиц, голос кукушки и крики больших чаек. Мир потушит для меня хвойные веяния леса и вкус лавандового чая, бой колоколов Успенского Собора и протяжный азан мечетей. Мне не верилось, что я не буду вечно, и что однажды солнце сядет на западе, и не взойдет на востоке, чтобы расколоть тьму.
- Андрюха, если я умру, интересно я попаду куда-нибудь или похоронят, поплачут, разойдутся и забудут?
- Даже не знаю, дружище. Наверное, что-то да и должно быть- затем немного помолчав, добавил - нет, нет приятель, там должно быть что-то. По любому, что-то есть. Люди не могли бы говорить о том, чего не существует.
- А что, разве существует небытие? Прошлое остается прошлым, будущее остается будущим, а настоящее остается незримым мгновением между ними. И, казалось бы, в этой схеме нет места для небытия. Однако будь ты добрым или злым, богатым или бедным, возгордившимся или унижаемым, тебя поглотит небытие.
Между нами повисло молчание, но ни лесу, ни закатному небу, ни назойливым мошкам не было до нас с Андреем никакого дела: звук сверчков разливался по окрестностям, а сырое веяние прохладой леса создавало объемную картину покоя, которую можно было воспринимать. Лишь шум моторов на котельной выпадал из общей гармонии. В отличии от людей, судьба леса всегда течет по своему, несуетливому ритму, которому чужды злоба, зависть, обман и вероломство.
Демчук молчал. Он был озадачен и размышлял. не исключено, что взгляд Андрея на мир был сейчас прищурен на один глаз и целился - он много раз так делал, до того, как попал сюда, на соревнованиях по стрельбе. Так можно пристальнее вглядываться в суть вещей, отбросив всё лишнее и отвлекающее от мишени.
- Все умирают, дружище. У всего свой конец. Так что не говори "если я умру". Просто не всё можно объяснить словами. Например, - он оглянулся, по сторонам и искал что-то в окружающем - допустим, я побеждал и имелись какие-то знания и навыки, но это были лишь средства для того, чтобы нечто необъяснимое могло выразить свое существо. Но увидеть его можно разрушив стену своих страхов. Это шестое чувство. Оно есть, но его нельзя объяснить.
Мне нечего был ответить. Этого был мало, но все-таки понимал, что он прав. Я пребывал в недоумении и он, как мне казалось, читал на моем лице.
- Дружище, ты не можешь представить, что такое находиться на соревнованиях. Потому что ты не был там никогда. - он начал слегка хохотать - но это же не значит что соревнований не существует. Также и смерть. Нас там не было, но был кто-то по-любому.
- Да, Андрюха, может ты и прав. Может и прав. Но всё же – это нелогично.
- Жизнь – вообще не поддается логике. Ты не задумывался, что некоторые вещи умножаются, если только их делить с кем-то: например добро, радость, умение, да и вообще много чего. И чем больше разделяешь, тем больше их становится, не смотря ни на какую арифметику.
Открылась стальная дверь казармы и в колонну по четыре начал строиться первый дивизион. Немного шурша, выстроились и под разившийся такт барабана, колонна начала свое упорядоченное движение. К картине звуков теперь прибавился ещё упорядоченный ритм армии. Демчук снова закрыл глаза, а я продолжал смотреть на закат, на поле за оградой,  почерневший купол деревянной часовни в Нельше, который я мечтал увидеть и не знал, получится ли это когда-нибудь. Я смотрел на лес, на небо и думал вновь – что я всё-таки прожил до сегодняшнего дня: то, что звалось жизнью или то, чему я находил объяснения. Но с другой стороны, что бы то ни было – это было жизнью, потому что время не ждет, когда ты подумаешь и начнешь действовать. Прошлое не возвращается и его невозможно даже увидеть. Оно идет, а ты решай сам, как ты будешь. Когда солнце окончательно село и последние лучи скрылись вдалеке, снова в небе повис оранжевый свет – это был свет небольшого городка Тейково. Я узнаю туманный свет, повисающий в небе – наблюдал его ещё в самой Астрахани, и наверное поэтому сейчас издалека это свечение кажется всего лишь пятном.
Я отвлекся на Андрея. Оказалось, он тоже смотрел в небо. И мы так сидели, вглядываясь в причудливые россыпи голубоватых крапинок на темно синем небосводе. Андрей прервал наше долгое безмолвие:
- Знаешь,  мне рассказывали как-то, что есть семь небес и это первое из них и оно самое маленькое
- Я бы даже сказал крошечное, – проиронизировал я, - прямо на крыле комара уместится – и в обоих случаях его невозможно увидеть.
- Каждую ночь можно взглянуть в прошлое, на многие миллионы лет назад, и я перед сном смотрю в него.
- Красивые слова, но как? Это же невозможно!
Меня стало обуревать возмущение и несогласие. Это реакция на уверенность другого в том, что вызывает в тебе неверие или сомнение. Меня охватывала некая паника и испуг в том, что я могу столкнуться с той правдой, с которой я не готов, столкнуться, которая ставит под угрозу картину моего мировосприятия.
    - Возможно. Ты можешь увидеть то, что связывает  времена фараонов, цезарей и негусов. То, что проделывало свой путь в тот день, когда разрушилась какая-то империя или родился какой-то великий человек. Луч звезды – это взгляд в прошлое, которое ты можешь увидеть своими глазами. Даже если звезда умерла, то ее лучи будут продолжать напоминать о ней, как и добро, которое разделяя, приумножил и продлил далеко вокруг себя самого. – он вздохнул и встал, добавив – если бы всё можно было объяснить, то тебе не было чему удивляться.


Рецензии