Стать другим, оставаясь собой
Штрихи к портрету *
Накануне Международного дня театра, который мировая общественность отмечает 27 марта, мы встретились с актёром Московского областного театра драмы и комедии Валерием Лиховидом в его гримёрке. Руководство театра выдвигает его на присвоение звания заслуженного артиста России. Однако его лицо актёра мне показалось хмурым.
- Что-то случилось? – с озабоченностью спросил я.
Актёр ответил словами урядника из трагикомедии Григория Горина «Поминальная молитва», которую в прошлом году поставил на сцене нашего театра украинский режиссёр Михаил Рыбак, проживающий ныне в немецком Штутгарте:
- У нас сообщение. В Киеве беспорядки. Эти студенты да жиды народ волнуют…
Парадокс, но факт: свою трагикомедию Григорий Горин написал в 70-х годах по мотивам произведений легендарного еврейского писателя Шолом-Алейхема. Повесть «Тевье-молочник» Шолом-Алейхем написал в начале ХХ века. В ней рассказывается о событиях в украинской деревне Анатовка, где мирно жили русские, украинцы и евреи. Накануне первой русской революции жизнь в этой деревне, когда по России прокатилась волна еврейских погромов, круто развернулась в неизведанную, но страшноватую сторону. Минуло сто лет, а нынешние события в Киеве возвращают нас в фантасмагорию мрачного прошлого.
- Я спать сейчас спокойно не могу, - признаётся Валерий Лиховид. – У меня столько родни на Украине!.. Богатейшая страна! С прекрасным климатом, плодородными землями, которые не только Украину, но и Россию прокормить могут… Благодаря России Украина обрела независимость и стала самостоятельно строить свою государственность. И на тебе: гражданин Польши Степан Бандера на Украине национальный герой? И разные фашистские недобитки и неонацисты типа Дмитрия Яроша «Из правого сектора» вновь поднимают голову и рвутся к власти? И это не театр абсурда, где Кафка, Мрожек, Беккет или Ионеско могут отдыхать! Это реальный кошмарный абсурд, который сейчас наблюдается в Киеве и в других городах Украины. Мы снова наступаем на одни и те же старые грабли!..
Эмоциональный всплеск Валерия Лиховида можно понять и объяснить. У него отец, Михаил Петрович, уходил на фронт из Харькова в 1941 году. Всю войну прошёл, сражаясь с немецкими оккупантами, и, слава Богу, и сегодня здравствует и живёт в Кисловодске. А дядя Лиховида, Петр Михайлович, в годы Великой Отечественной войны воевал лётчиком. В одном из воздушных боёв его истребитель был подбит. Раненый лётчик, истекая кровью, до аэродрома самолёт не дотянул, но сумел посадить его на освобождённой от немцев территории. Он думал, что спасся, а его вытащили из кабины самолёта озлобленные бандеровцы и растерзали на месте… А теперь отпрыски этих националистов претендуют на власть, пытаясь установить на Украине свои шовинистические порядки?
Мне приходится перевести беседу в другое русло. Мы ведь встретились с Валерием Михайловичем не для того, чтобы обсудить жгучую тему о возвращение Крыма России и ухудшения дипломатических отношений между нашими братскими странами, а для того, чтобы поговорить о театральном пути актёра, которому в этом году исполняется 55 лет.
Ногинские поклонники театрального искусства помнят, что впервые они увидели молодого актёра Валерия Лиховида на сцене нашего театра в роли уличного певца в «Трёхгрошовой опере» по пьесе Бертольда Брехта. Тогда ему было 22 года. Валерий Михайлович закончил Высшее театральное училище имени Щепкина при Малом академическом театре в 1981 году и в этот же год пришёл в наш театр. Учился он у легендарного театрального мастера и педагога Владимира Багратовича Монахова. Вместе с ним на одном курсе учились Олег Меньшиков, Игорь Волков, Юрий Грубник, Виктор Башинский, Андрей Троицкий и другие «тронутые театральным искусством» молодые люди. Будучи студентами, они играли эпизодические роли в Малом академическом театре с такими мастерами сцены как Игорь Ильинский, Михаил Царёв, Елена Гоголева, Виктор Павлов, Валерий Носик, братья Юрий и Виталий Соломины, у которых, конечно же, они многое черпали. Актёры такой народ, который всю жизнь учится – и у корифеев сцены, и у своих коллег, и у жизни.
Валерий Лиховид давно привлёк к себе внимание зрителей своей яркой индивидуальностью и своеобразной манерой игры, основанной на театральной системе Станиславского. Его талант крепчал год от года. Созданные им на сцене образы помнят все, кто бывал в нашем театре. Это Соломон в трагикомедии Григория Горина «Кин IV», Сергей Павлович Войницын в ранней пьесе Антона Чехова «Платонов», доктор, палач, бактериолог и астролог в легендарной пьесе Эжена Ионеско «…Да здравствует король!», Неизвестный в пьесе Александра Островского «Доходное место», Альфредо Аморозо в «Браке по-итальянски» Эдуардо де Филиппо, граф Доранд в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», Кочкарёв в пьесе Николая Гоголя «Женитьба» и в другие запоминающиеся роли. И, конечно же, блестящее создание образа Тевье-молочника в трагикомедии Григория Горина «Поминальная молитва» вновь заставило заговорить о Лиховиде как о большом мастере сцены. Казалось бы, после Евгения Леонова, Михаила Ульянова и Богдана Ступки, блистательно игравших роль Тевье-молочника в лучших театрах Москвы и Киева, в этот образ трудно привнести что-то новое. Но Валерий Лиховид внёс в создание этого образа такие колоритные драматические, иронические и психологические оттенки, что его Тевье-молочник стал новым явлением в театральном мире. Его персонажу зрители безоговорочно верят. Они в него влюбляются. Конечно, шикарный текст классика иронической драматургии Григория Горина задаёт тон в любой постановке. Тут, как говорится, «лишь бы текст не испортить». Ногинские артисты этот текст наполняют таким выверенным ритмом, слаженной гармонией и актёрской энергетикой, что судьба изгоняемых из деревни Анатовка на произвол судьбы евреев не выглядит трагедией. И, пожалуй, постановка этого спектакля в нашем театре по уровню мастерства не уступает постановкам именитых театров страны.
Валерий Лиховид не только классный актёр. Он и отменный художник-сценограф. В спектакле «…Да здравствует король!» декорации придумали сделали Валерий Лиховид и Андрей Троицкий. Коллеги шутят: «Лиховид может и в пустыне дом построить». И это действительно так: кажется, нет ничего, что не мог бы он воплотить в жизнь – придумать, сочинить, поставить или сделать своими руками. Кстати, и в спектакле «Поминальная молитва» Валерий Лиховид не только главную роль играет. Вместе с Андреем Троицким он создавал декорации к этой поставке как художник-сценограф.
Валерий Михайлович давно пробует свои силы в театральной режиссуре. Он заочно учился на высших курсах театральных режиссёров. Там он много ценного почерпнул у таких талантливых мастеров и педагогов театрального дела как Леонид Хейфиц, Александр Поламишев и у других. Поставленный им спектакль по пьесе Евгения Шварца «Красная шапочка» вот уже пятнадцать лет радует юных зрителей нашего города и Подмосковья. Спектакль «Маленький Мук» по пьесе Корсунского Валерий Лиховид как режиссёр поставил в Таганроге. Как ассистент режиссёра он работал с Вадимом Продановым в создании спектакля по пьесе Максима Горького «Варвары», в котором играл роль исправника. Вместе с Валентином Варецким в качестве ассистента режиссёра участвовал в создании спектакля «Женитьба» по комедии Николая Гоголя.
- Правда жизни на сцене не самоцель, - уверенно говорит Лиховид. – Правда чувств должна быть! Мы, актёры, как хорошо настроенные музыкальные инструменты, задаём условия игры. От нас зависит, будут ли сопереживать зрители в зале. Любая пьеса, по сути, укладывается в анекдот, как, допустим у Гоголя или Островского. Гоголь даёт ключ к жанру. Музыка его текста задаёт ритм. И вдруг – бац! Фрак-то готов! Пора жениться! – это Лиховид рассуждает по поводу спектакля «Женитьба», который и сегодня идёт на сцене нашего театра. – Подколёсин в последний момент выскакивает из-под колеса судьбы – сигает из дома невесты в распахнутое окно, спасаясь бегством. Согласись, - говорит мне Лиховид, - многим бы хотелось, чтобы наша жизнь изменилась к лучшему, но мы сами не хотим предпринимать для этого никаких усилий…
Беседовать с Валерием Михайловичем можно часами – он кладезь мудрости, добра и света. И любую постановку, любую роль может детально разложить по полочкам, начиная от события, от которого надо танцевать в любой пьесе. А если режиссёр не определяет событие, то что, собственно, играть актёрам? Тогда, как с иронией замечает Лиховид, приходится «брать талантом». Увлекаясь, актёр рассказывает о том, что такое в его представлении идеальный спектакль. Что значит довести «искусство представления до абсолюта». Что такое «импровизационное самочувствие» на сцене. Что «фантазию актёру надо брать не с потолка, а она должна быть избирательной!» Но, увы, мой хилый разум не тянет на заданную актёром интеллектуальную и профессиональную планку беседы. И я вынужден опустить разговор несколькими «этажами ниже», задавая стандартный журналистский вопрос о дальнейших планах актёра и театрального режиссёра.
Валерий Лиховид признаётся, что он «давно носится» со жгучим желанием поставить на сцене нашего театра «Три сестры» по пьесе Антона Чехова. Актёр утверждает:
- Ещё никто и никогда не ставил эту пьесу так, как её написал Чехов, - говорит он. - Чехов жанр пьесы определи как водевиль! Я думал: в чём водевильность? И, как мне кажется, нашёл!..
И ещё Валерий Михайлович с удовольствием бы бессмертного «Ревизора» Гоголя на нашей сцене поставил. Актёр вдоль и поперёк перечитал стенограммы репетиций Мейерхольда.
- В этой пьесе все ищут смешное, а нужно искать страшное! – говорит Лиховид. – Это не высокопоставленный ревизор из Петербурга прибыл, а Страшный суд над каждым из нас, независимо от рангов и положений, пришёл!.. Как там каждый взятку ревизору даёт? В эти же секунды решается его судьба! Они не взятку дают, а индульгенцию у Дьявола покупают!..
В завершении беседы я желаю Валерию Михайловичу новых творческих свершений, и конечно, воплощения своих театральных замыслов. Увы, срок наш земной пребывания на планете Голубой настолько короток, что из-за разных неблагоприятных обстоятельств можно просто не успеть воплотить в жизнь хотя бы самые жгучие свои творческие замыслы.
На снимке: Валерий Лиховид (справа) в трагикомедии Григория Горина «Поминальная молитва».
Фото Алексея САВОНИНА
2014
Свидетельство о публикации №214040300800