Наблюдатель ч. 1 гл. 20
В этот вечер у Макарушкина собралось семь человек. Букин сразу отметил – хорошее число, он любил цифры, которые делились только на себя, в этом была в этом какая–то их независимость, отдельность. Когда он шёл туда, боялся, что соберутся одни старики, и все ограничится руганью времени, власти. Но среди присутствующих оказались люди разного возраста, в том числе и его, и даже моложе. Похоже, что собрались не просто старые приятели, действовал какой – то другой принцип отбора, пока непонятный Букину. Приходящие выкладывали на стол нехитрую снедь, принесенную с собой, и Букин также выложил пирожки, напечённые Галей. А ведь не хотел ничего брать, хорошо Галя уговорила, похоже, она знала правила этих собраний. Интересно, откуда. Выпивки не было, только чай и кофе, кто что выбирал. Принцип собрания был прост, кто-то делал доклад по заданной теме, затем шло обсуждение. Букин пару раз уже попадал на нечто подобное, но каждый раз разочаровывался сразу же. Время было такое, что в поиски ответов на вопросы, встававшие перед человеком, перед страной, включилось множество людей до того, может, и не задумывавшиеся кто они, в какой стране живут, в чём смысл существования этой страны. И, как заведено от природы, наибольшую активность проявляли люди экзальтированные, амбициозные, находя в этом выход своей неуёмной энергии, а кто-то и надеясь на славу. В головах у них мирно уживались вещи несовместимые, они одновременно считали себя православными, последователями Рериха, рерихнутых было особенно много, мистиками и рационалистами, космополитами и националистами. Плюрализм в одной голове – это уже шизофрения, чьё то выражение точно определяло состояние общества. На собрания таких плюралистов и попал несколько раз Букин, потому зарёкся впредь ходить на такие мероприятия. Не хотел идти и к Макарушкину, ожидая встретить всё тоже, но уступил настояниям Гали, твердившей, что там ему будет интересно.
Действительно, интересно. Обсуждали доклад о традициях византизма в России. Букина всегда бесило, когда слова византизм, прогресс употребляли в оценочном смысле. Как правило, прогресс всегда хорошо, византизм всегда плохо. Для Букина Византия была одной из высших вершин человечества, а прогресс всего лишь усложнение сложности системы. Здесь о Византии говорили люди, пытающиеся понять явление, а не осудить его. Как сказал позже Макарушкин – мы не истину ищем, а пытаемся понять, что происходит в мире. Фраза одного из участников – “А не поймали ли мы свет затухающей звезды” вызвала новый поворот, что даёт больше – развитая затухающая культура, либо зарождающаяся, но ещё не развитая. И не повторяется ли ситуация, когда мы пытаемся внедрить западные институты, которые зашли ныне в тупик. Когда нужны новые решения, мы копируем отживающее, обрекая себя на провинциальность. В мире всегда существует центр и провинция, мы определили свое место как провинции Запада. Здесь, решил Букин, со временем можно будет обсудить и его теорию бухрени, надо бы вернуться к ней. А пока Букин согласился сделать доклад “Мифология русской жизни”.
Свидетельство о публикации №214040300839