Прогулка

Прогулка, такая долгожданная, состоялась уже в начале мая. Зима в этом году была изнуряюще-долгая, с трескучими морозами, снежная - сугробы были по пояс. Я еле-еле дождалась весну. Как будто в этих глубочайших сугробах брела все 5 месяцев, выбиваясь из сил и теряя надежду увидеть зеленую траву.

Весна уже в полную силу овладела природой – вся живность деловито питалась, строила и продолжала род. Деревья отращивали новые веточки и шумели свежими листьями. Собираясь в лес, я позаботилась о максимальном комфорте для ног – хорошие  кроссовки это как сандалии с крылышками, шагая километры и километры пути, ноги остаются легкими, как будто парящими. Позаботилась об удовольствии и для души – у меня с собой 3 вьетнамских варгана: один побольше по размеру, басовый, еще один - средний и совсем крохотный «лепесток» с тонким звуком; и необычная  дудочка-свистулька. В ней одно отверстие как у свистка, а в дно вделана маленькая помпа – дуешь в свистульку, вытягиваешь «помпу» и звук меняется от низкого при целиком вытянутой «заглушки», до невероятно высокого. За один выдох можно менять положение этой палочки - «заглушки» и получается музыка. Но я не музыкант, поэтому моя «музыка»  это лишь озвучивание себя в данный момент.

Первое, куда я направилась, на каналы.  Причудливая сеть водных вен и артерий полностью изменила лес, мой лес, место, где я выросла. Летние пожары двухлетней давности, так мучившие дымом мегаполис и так сурово подступившие к нашему поселению, привели за собой людей и технику. Они безжалостно рубили деревья, рыли землю и полностью изменили ландшафт моих родных мест. Было больно и печально. Но через год бока каналов, огромные насыпи заросли травой и молоденькими побегами. Природа затянула тонкой кожицей эти жуткие раны и вдруг я поняла – красиво! Никуда ведь эти каналы не денутся, зато теперь они «вросли» в окружающую среду.
 
А еще невероятное совпадение произошло, когда я вспомнила, что много-много лет  назад мне снился сон, в котором я стояла на высокой насыпи  и смотрела вдаль в сторону болота. Во сне был интересный сюжет, почему я его и записала в дневник, но я удивлялась этому взгляду вдаль, ведь в реальности там густой лес. Теперь всё сбылось, теперь  можно стоять на насыпи, и хоть взгляд не до болот простирается, но появилось открытое пространство.

Песчаная насыпь шириной с дорогу, по ней  удобно быстро идти, можно забраться в дальние части леса, а главное, теперь есть места, где много неба. В наших чудесных бескрайних зарослях леса, единственное, чего мне не хватало всегда  - это много неба.

В такие прогулки-путешествия я всегда беру с собой «охотничью сумку». Это холщевая сумочка размером с блокнот, расписана в технике батик, на длинной-длинной веревке, которой как раз хватает носить сумку наискосок через плечо. Когда-то я купила эту сумочку у художницы  на Андреевском спуске. Меня заворожил рисунок в болотно-зеленых тонах, контуры лица, которое у меня ассоциируется с образом луны. Я всегда беру в лес эту сумку, мало ли что интересного попадется по дороге: от съеденной птицы перья (пригодятся для поделок), или коряжки-веточки, да и мало ли какие еще диковинки. А у меня всегда есть куда сложить трофеи.

Сегодня у меня с собой варганы и свистулька-дудочка. Они не всё место заняли в сумке.  Правда, сегодня я не ожидаю даров материальных - буду наслаждаться душевно: ярчайшим голубым небом, чистым и бездонным,  каким оно бывает только весной, ослепительным солнцем, а главное ветром, сильным по-весеннему приятным. Дует он сегодня не порывами, а мощным потоком, таким, что невольно руки поднимаются и чувствуют себя крыльями. Ритмично шагать в этом ветре, всё равно что слиться с ним. Можно даже глаза закрыть для полного растворения. После зимних душных комнат, многомесячного заточения в городе, длиннющих ночей и тусклых дней, солнечный, по-весеннему теплый, ветреный  день в лесу – настоящая свобода.

Первая остановка на развилке двух каналов. От основного канала вглубь леса уходит «приток», тупиковая ветвь. Здесь очень просторно, идеальное место, чтобы наблюдать  за облаками. Песок насыпи теплый, заросший  островками молоденькой травки, сидеть на нём исключительно уютно. Перед глазами – угол леса. Да-да, именно угол - каналы расходятся почти под прямым углом. Этот лес когда-то был порослью тоненьких берёзок, осин и сосен, маленькой я часто ходила в этот «детский» лес. Деревца были не выше меня, под ногами мох, по-настоящему изумрудно-зеленый, ноги утопали в нём выше щиколоток, но не с ковром сравнится это ощущение, а скорее с мехом животного. Этот мох-мех вызывает желание лечь на него. В детстве это место завораживало меня сильнее всего во всем лесу. Молоденькие деревья создавали прозрачность вокруг, мох пружинил под ногами и выращивал грибы, которые мы с друзьями азартно искали.
Сейчас эти деревья выросли, даже не верится, что когда-то они были маленькими, как не верится, что и я была такой же маленькой.

В этом месте, пересечении двух каналов, особенно много открытого пространства. Невозможно отвести взгляд от облаков, которые солнечный свет превращает в настоящее белое сияние. Ровный мощный поток ветра гонит и гонит их куда-то. Они поддаются ему, большие – не спеша клубятся, меняя очертания, а маленькие – торопятся, бегут, исчезают за кромкой леса.

Я растворяюсь в их движении, про-ветриваюсь насквозь, исчезают все мысли, заботы и волнения. Рука сама тянется к охотничьей сумке, достаёт варган, мой самый любимый, и…
Прохладная узкая полоска металла прикасается к губам. Я как в поцелуе сливаюсь с ним, полностью отдаюсь ощущениям и начинаю играть. Звуки, такие тягучие, завораживающие, трансовые, изливаются из нас, меня и варгана, превращаясь в музыку ветра, облаков, голубого неба, солнечного дня и уголка леса.

Сколько проходит времени – сказать невозможно, может пару десятков минут, а может пару тысячелетий. Это не важно – время остановилось.

Полностью пропитавшись звуком именно этого инструмента, и этого места, встаю, почтительно склоняю голову перед всей этой красотой и ухожу дальше.

Обожаю ходить. Ритм долгого пешего пути успокаивает меня, расслабляет, убаюкивает моё нутро. Хорошо смотреть по сторонам, вдыхать  упоительные весенние запахи и чувствовать, как работают мышцы. Мой путь лежит  вдоль центрального канала. Лес вновь подступает к самому краю насыпи, я иду как по гигантскому коридору – справа лес, слева внизу вода. Через некоторое время дорога начинает пропадать из виду, здесь она уходит правее. Я ускоряю шаг, предвкушая следующую остановку – за поворотом еще одно удивительное место.

На берег-насыпь  навалены  большущие  камни. Их так и не превратили в переход через канал. Эта белёсая  груда  с меня ростом. Мне она кажется очень могучей, я рядом с ней чувствую себя маленькой, не по росту, а по ощущению – как ребенок рядом со старцем или как человек перед лицом Земли. У подножия валяются отдельные камни,  и один из них почти идеальной прямоугольной формы.  Я сажусь на него.

Невозможно не остановиться здесь - моё  каменное  кресло  располагается точно напротив границы леса и болота. На противоположном берегу канала слева густо растёт смешанный лес,  а справа – лишь  редко стоящие березки. Канал тянется дальше вдоль края болота, а потом под прямым углом поворачивает вправо.

 Болото занимает гигантскую территорию. Дальше на юго-восток его рассекает одна колея железной дороги. За неё я не ходила никогда, по ней – да и видела истинный масштаб этого места. Монахово болото. Откуда я знаю, что оно называется Монахово? Может и вправду когда-то монахи добывали здесь торф, а жили в монастыре в нескольких километрах к западу, там сейчас стоит церковь в деревне. А может и не монахи разрабатывали это место. Но кто-то точно это делал, потому что теперь, когда оно заросло, то оказалось разделено тонкими полосками выросших деревьев на большие «залы»  и более камерные «комнаты» почти идеальной квадратной формы.

В старину болота считались местом магическим. Спустя десятилетия это место заросло и приобрело действительно магическую красоту! Я знаю, потому что сама видела и чувствовала это. Выходя из большого леса, оказываешься перед давно заросшей старой колеёй. Пройдя по ней метро 30-40, утыкаешься в канаву, поросшую метровой травой. Здесь много змей, надо быть аккуратной. После канавы густые заросли каких-то кустов. Продираешься  через  них в определенном месте и точно выходишь на тропинку, уводящую вглубь болота.  Кое-где на ветках деревьев повязаны лоскутки – дорога отмечена. Но я знаю ее наизусть. Деревья здесь небольшие, растут узкими полосами, настоящий  узор. Вдоль них проходит едва различимая дорожка. Мох здесь уже не просто пружинит под ногами, как в детском лесу, - почва под ногами глубоко дышит, от каждого шага проседает огромной поверхностью, становится зыбкой, кажется ненадёжной. Никогда не могу отделаться от мысли, что мох здесь, вообщем, держит, но как-то с оговорочкой.

По мере удаления от безусловно - твердой земли большого леса, моя уверенная походка покрывается страхом. Наилучший выход – идти легко и предельно внимательно. Здесь отдельный мир, совсем не похожий на предыдущий лес - пространства  всегда больше: больше неба, больше солнца, света. Большие просторы, заросшие травами. Кругом миллионы штрихов – трава колышется на ветру волнами. Жарким летом она выгорает до соломенного цвета.

Я бывала здесь в солнечные дни и в пасмурные, в сумерках и в сновидениях. Только ночью – никогда. Страшно. Маленькой я слышала истории, выдуманные, конечно, про светящие огни на болоте, завывания. Возможно, с тех пор осталось во мне какое-то почтение к этому месту, обращение к нему на «Вы». Зато днем здесь не только красиво, но и происходят настоящие чудеса. Чудеса, выраженные не только внешне, как встреча со старушкой, вдруг выросшей, словно из-под земли.  Маленького роста, в сапогах, плаще и запоминающейся  голубой вязаной шапочке, она деловито, энергично прошла по тропинке, почти коснувшись меня.  Творятся и чудеса внутренних состояний, когда, например, напротив лица замирает в своем полете стрекоза и долго-долго рассматривает тебя своими фасеточными глазами. Смотришь на неё и все мысли уходят, растворяешься в преломлениях света и в своих ощущениях-отражениях.

Выходить  с болота тем же путем.  Прямо - молодой сосновый лес. Через него попадаю в удивительную точку, точнее треугольник. Здесь сходятся в одном месте 3 леса: молодой сосновый, такой же по высоте березовый и вековой  смешанный лес. Это поляна метров 30 в диаметре, под могучими соснами, кое-где поросшая папоротником, плотно усыпанная высохшей хвоей. Уникальное пространство, в котором я всегда чувствую некую точку пересечения, гармоничного слияния энергии трех лесов или это точка гармоничного слияния энергии моих потоков и леса, не знаю, но мне тут всегда очень хорошо.  Особенно меня уносит, когда я прихожу в Треугольник встречать вечерние сумерки. Одно  место на обочине тропинки - моё. Я сажусь спиной к определённой сосне всегда лицом на юго-запад. Удобно откидывать голову, опираясь макушкой на ствол и смотреть на далёкие проталины неба сквозь хвойную крону – то бездонно-голубое, то белоснежно-облачное. Удобно молчать, ни о чём не думать, а только чувствовать. Исключительные ощущения, испытанные в Треугольнике, останутся со мной навсегда.

Ветер не стихает. Я всё время чувствую  сквозь кожу его силу, ровное течение. Ветер, когда он сам для себя, всегда вызывает во мне какой-то энергетический зуд, зов. Он манит меня идти дальше. Причудливо – выход из Треугольника по тропинке отмечен геометрически-точным расположением четырёх сосен в два человеческих роста. Растут они ровным квадратом и выходишь, как будто через воротца.

Дальше, дальше, через большой лес,  краем детского болота, направо, вглубь, к еще одному совершенно новому, неизбежному месту. Слияние трех каналов. Водя здесь такого цвета, как в Венеции, но совсем не прозрачная. Я и называю про себя это место Венецией.

Один из каналов пересекает высоковольтную линию. Я никогда раньше не задумывалась, что эта многокилометровая вырубка – идеальное место ветру разогнаться, эдакий географический сквозняк, коридор в лесу от города до города. Тут он дует в полную силу свой стихии. Прекрасное место почувствовать его  всем телом. Встаю лицом к ветру, удобно упираюсь ногами, вдыхаю полной грудью. Над лесом замечаю ястреба. Он тоже клювом к ветру, удобно расположен чуть выше крон и уже над пустотой высоковольтки, где поток воздуха, тянувшийся вдоль макушек деревьев, водопадом ухается в пустоту. Ястреб наслаждается, ловит крыльями потоки и висит на одном месте. Чувствуется его настоящая скорость и сила.

Я в восторге! Смотрю, не отводя взгляда. Я вместе с ним, сливаюсь с его ощущениями. Впитываю всё это досыта. Вдыхаю. Обвожу взглядом небо и неожиданно замечаю еще одного ястреба, но так высоко, что он еле-еле различим. Он тоже в этой точке, но парит  медленными кругами, чуть расширяющимися, чуть сходящимися. Не спеша он ловит совсем другой ритм, в потоке более высоких слоёв атмосферы.

Интересно, а он отреагирует на высокий звук моей дудочки-свистелки? Готовлюсь, вдыхаю побольше воздуха и начинаю играть ноты, доводя их до пронзительно-высоких  частот. Сначала мне кажется, что безрезультатно. Но потом понимаю, что он больше не дрейфует кругами, а кружит над одной точкой, надо мной! Он слышит как-то или чувствует этот звук. Он вступил со мной в контакт! Я заворожена, не шевелюсь, только продолжаю свою музыкальную ноту, нотную смесь на высоких частотах. Несколько минут я представляю для него интерес - решает, добыча я ему или нет. Решил - не добыча.  Еще несколько кругов надо мной, а затем улетает на восток, в одном направлении с ветром.

Исключительное чувство наполненности, удовлетворенности, проветрености от этой прогулки. Начинаю путь домой, с прошлого года нехоженый. Всегда с чувством хозяина обращаю внимание на изменения после зимы. После того зимнего ледяного дождя многие места стали труднопроходимыми из-за согнувшихся в арки деревьев и кустов. Запоминаю, где видела следы лосей и кабанов. На всякий случай. А то было у меня как-то: шла дальним лесом, через перекресток двух старых заросших дорог. Иду быстрым шагом, узким углублением, как колея. Вижу – следы лося. Рассмотрела их - я иду в том же направлении. Скоро уже следы двух лосей, один поменьше.  Теперь смотрю только на тропу, параллельных следов становится  всё больше, замираю. Через 1 км будет Треугольник,  немного более просторное место в лесу. А вдруг они там все собрались и тут я выхожу по их тропе…  Решила благоразумно свернуть и обойти Треугольник круговым путем, держа направление  к дому.

По мере приближения к последней черте леса – деревянному мостику через старую пожарную канаву, мысленно благодарю его и прощаюсь на сегодня. Чудесная получилась прогулка. Да и как могло быть иначе – любимый лес, Весна, пробужденная природа. Моя радость переполняет меня!

10 мая 2013 – 21 марта 2014


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.