Таро и герметизм продолжение11

                XVI – БАШНЯ

    Аркан «Башня» в колоде «ТАРО», составленной по древнеегипетским мотивам именуется «Пирамида», где посреди пустыни изображена пирамида, которая разваливается, как только строители поставили на нее последний камень.
    Еще вариант – «Богадельня». Здесь рисуется какое-то городское богоугодное заведение, рассыпающееся от удара молнии, причем здание только-только построено и каменщики падают с последнего верхнего этажа  прямо  с  мастерками  в  руках.
    Вариант «Башня» сохранился в виде следующего текста, так его и надо изучать, поскольку в данном случае имеет место не просто статичная картинка, а целая сюжетная история : «Посреди спелой ржи только что отстроена высокая башня. На самом ее верху стоит вельможа или даже сам царь, построивший ее и, очевидно, очень гордый от содеянного. Внизу, у  основания  башни  стоит  бедный поселянин  и  с благоговением смотрит на саму башню и на великого строителя, восхищаясь ими обоими. Вдруг, ни с того, ни с сего, посреди чистого неба появляется маленькое облачко, из которого вырываются две молнии. Одна молния раскалывает до основания саму башню и вельможа разбивается, упав с высоты. Другая молния поражает поселянина и тот валится в рожь, прикрыв  голову  руками.»
    В свое время американский президент Джон Кеннеди обьявил общенациональной задачей полет на Луну, тем самым поставив перед народом США великую цель! Тысячи людей с максимальным энтузиазмом взялись за дело, а миллионы остальных, затаив дыхание, следили  за  процессом – получится ли?  Получилось!
    Когда вернулся 17-ый «Аполлон», ажиотаж схлынул. Было сразу же уволено пять тысяч специалистов по космической технике, уже готовую партию ракетоносителей «Сатурн-5» для последующих «Аполлонов» разобрали и раскидали по складам, а астронавты, дав по двадцать интервью, рассосались, кто куда. Кто-то посвятил свою оставшуюся жизнь написанию мемуаров, кого-то отправили в клинику для душевнобольных, кто-то спился, а кто-то стал священником. И не стало грандиозной задачи, великой цели, требующей максимальной отдачи от группы суперпрофессионалов и сами эти суперпрофессионалы сразу стали  больше  не  нужны  и  исчезли  с  поля  зрения…
    «Башня» символизирует какое-то настоящее дело, великую цель, для достижения которой мастер медленно и скурпулезно продвигается к финишу, по камешку собирая задуманную конструкцию. Наконец он  заканчивает свою работу и, уложив последний кирпич, добивается своей цели и люди вокруг, следившие за процессом, восхищаются содеянным. Но вот беда, как только с последним положенным камнем великое дело завершилось, исполнитель для него сразу стал не нужен и из всеми уважаемого специалиста он превратился в никчемного безработного. Работа «положена» на полку и что же дальше? Впереди годы унылой, серой жизни. Второго великого испытания вряд ли возможно дождаться и по большому счету мастер «закончился», «умер». Также «погибло» и дело его жизни, как развалившаяся башня, ибо полностью законченное оно уже никому не интересно. Оно было интересно, когда находилось на этапе – «…этого не может быть, потому что это сделать невозможно!» Переместившись на этап – «…это все знают, это уже было», оно сразу оказывается сзади, за плечами прогресса и уже не привлекает ничьего внимания, как старый рояль. И никого не волнует, что для постройки, к примеру, того же дирижабля необходима определенная культура производства, оригинальные материалы, знающие специалисты, наконец, отчаянные пилоты, от которых требуется совсем иная смелость, не традиционная, когда достаточно носиться по полю брани и храбро рубить головы  всем,  кто  подвернется  под  руку,  а  надо, зажав  волю в кулак, в условиях ежесекундно возможной катастрофы спокойно и сосредоточенно выполнить весь обьем требуемых манипуляций. Нас окружает множество вещей, которые просто удивительны! Но именно потому, что мы убедились в их существовании, они для нас являются обыденными.
    Мораль, заложенная в аркане «Башня» - есть смысл заниматься делом, которое не успеешь закончить или которому в принципе нет конца. Если же ставить перед собой цель попроще, надо быть готовым к быстрому финишу с последующими пустотой и разочарованием как для себя, так и для тех, кто за тебя «болеет». Правда, существует еще один рецепт правильного отношения к собственным достижениям. Рецепт этот сформулирован в буддизме и мыслится примерно так : «Никогда не прикипай душой и сердцем к какому либо делу или занятию, каким бы значительным оно ни казалось и будь готов в любой момент расстаться с ним, а еще лучше, если ты вдруг уничтожишь его собственными руками.» Для закрепления подобной духовной практики монах-буддист создает где-то под крышей на полу великолепную мозаику из разноцветного окрашенного песка, работая, как проклятый в течении нескольких месяцев, а то и лет, и когда картина наконец-то будет готова, монах, не показав ее никому, обязан безжалостно смахнуть ее метлой в яму. В какой то степени данная идея перекликается с высказыванием персонажа одного из произведений Вильяма Шекспира : «Ты можешь считать себя хозяином чего либо, если ты способен с этим расстаться, в противном случае ты его раб.»
    Кстати, на всех пирамидах Египта не хватает самого верхнего камня, т. е. в принципе, они все недостроены, а значит являются «живыми» обьектами, для которых процесс развития еще не закончен, а поскольку пирамиды ставились на века, они являются «вечно живущими» и они не могут развалиться, как наша «Башня». Именно такая пирамида изображена на обратной стороне однодолларовой банкноты США. С чьей «подачи» она там появилась? С какой целью? Не мог же истинный посвященный специально подставить для профанации перед невежественной толпой одну из основных истин герметизма, ибо много раз  уже  было  сказано : «Не  мечи  бисер  перед  свиньями!»
    Шальная мысль к аркану «Башня» - может быть именно в наблюдении за строительством чьей-то «башни» кроется привлекательность спортивных состязаний для зрителей-неспортсменов? Почему им не надоедает каждый год смотреть в принципе одно и то же? Потому, что это все время разные «башни»! Один сезон строится «башня» под названием «Спартак», другой – «Локомотив», третий – «ЦСКА». Каждый год вся соль содержится в самом процессе строительства и как только чемпион будет выявлен , т. е. «башня» будет полностью построена, она становится  никому  не  нужна, все  начинают думать о строительстве уже другой, а кто-то даже с тайной надеждой : а вдруг следующая «башня» будет  называться  «Восток - Усть-Каменогорск»?


                XVII– ЗВЕЗДА

    Что означает аркан под названием «Звезда», никому не известно. В одном письменном источнике предполагается, что здесь символизируется природа, в другом говорится об интуиции, в том смысле, как о неком пласте знаний, которые приобретены не жизненным опытом, а заложены в человеке с рождения уже изначально. Кто его знает… Пришлось просто скурпулезно прорисовать все мелочи, указанные в описании карты : ночное небо, семь малых звезд, расположенные двумя треугольниками навстречу, сверху одна большая звезда, на переднем плане на берегу реки обнаженная девушка с двумя кувшинами, а за ее спиной залитая звездным светом каменистая, всхолмленная равнина, изрезанная оврагами.
    Девушка стоит на одном колене и сыплет в реку золотой песок из золотого кувшина и льет воду из серебряного. Она полностью обнажена, у   нее   густая   копна   длинных,  белокурых   волос   до  земли,  а  во  лбу светится огромный изумруд и почему-то руки-ноги ее согнуты в виде свастики (?). Справа на горизонте между ослепительной белизной равнины и чернотою неба проступила алая полоска наступающей зари, а между камней на зеленой былинке проснулась бабочка и уже деловито  расправляет крылья, готовясь вспорхнуть с первым же проблеском живительного,  солнечного  луча…


                XVIII– ЛУНА

    Название аркана «Луна» слишком упрощенно и бесхитростно для столь «навороченной» картинки. Все существующие ее интерпретации намекают на то, что здесь зашифрована, ни много, ни мало, «Жизнь человеческая» или «Судьба» во всей ее мрачной, безрадостной безисходности на Этой Юдоли Скорби, как издревле называют нашу планету. Судите сами.
    На переднем плане изображены собака и волк, которые тоскливо воют на луну, выглянувшую на мгновение из-за темных туч. Конечно, в реальности эти два вида животных никак не могли бы быть вместе, слишком они антогонистичны, но в том то и прелесть данного символизма. Собака означает пассивное начало в человеке, ту часть его психики, которая позволяет ему приспосабливаться в суровом мире, подчиняясь его давлению, можно даже сказать, помогает следовать законам   этого   мира   или   хотя  бы  учитывать  их  при  выборе   своего
пути. Второй персонаж - волк, означает агрессивную часть человеческого «Я», его желание сопротивляться бесчисленным ударам судьбы, огрызаться, бороться, пытаясь переделать сам мир, может быть даже рискуя  своей  жизнью.
    То есть любой человек есть сумма двух указанных начал и разница может быть только в их процентном содержании. Отсюда и вытекает общее поведение в жизни : если преобладает «собака», то судьба складывается мирно и спокойно. Бунтаря из такого человека не получится, поскольку в ключевые моменты он предпочтет отсидетьтся в стороне или отмолчаться, потупя взор. А если он все же попадет в какую либо отчаянную заварушку, то только подчиняясь чьей то сильной воле, либо, оказавшись в «массе», поступая, как все, то есть, опять же, из-за нежелания вступать с кем либо в конфликт. Понятно, что, если сильнее «волк», то жизнь человека пройдет в постоянной борьбе и неважно, с кем она будет вестись – с вражеской армией на поле брани, с оппозицией в Государственной Думе, с начальником из-за зарплаты, с собутыльником при некорректном разливе, с развеселыми соседями за стеной после полуночи и т.д.  В общем, была бы  причина,  а  суровый  отклик  нашего героя будет  незамедлителен.
    На картинке волк и собака, пробираясь вперед по извилистой, плохо видимой в сумраке дороге, решили присесть, чтобы немного передохнуть. Эта дорога символизирует жизненный путь и можно согласиться, что аналогия очень верная : судьба кидает человека то вправо, то влево, от провала к удаче и снова к провалу и чем все в итоге закончится, мы не ведаем, наш фарватер скрыт во мраке неизвестности. Куда он приведет? Никто не знает своей судьбы, не знает, зачем он родился и вообще - что он делает в этом мире? Можно, конечно, плюнуть на свою судьбу и никуда не идти, сесть на обочине жизни, как эти собаки, став какими нибудь бомжами без всяких долгов и обязательств перед обществом. Но, как говорится, голод не тетка, а холод – злой дядька, и поэтому даже самый последний бродяга вынужден предпринимать какие то действия, чтобы добыть себе пропитание. Из этих действий, удачных и неудачных и складывается его судьба, его путь. Невозможность остановиться по жизни здесь оформлена в виде огромного отвратительного рака, выползающего из зловонной лужи и тянущего вперед свои ужасные клешни. Хочешь - не хочешь, а страх голодной смерти, как этот рак, толкает наших собачек вперед, в темноту. На минуту Луна осветила дорогу более-менее, но видеть что либо в лунном свете в эзотеризме означает видеть неправильно. Т.е. для человека не существует никаких способов ясно прозреть свое будущее, как бы нас не убеждали в обратном разбитные цыганки и всякие там Нострадамусы. Двигаясь вперед, переползая через жизненные преграды в виде лежащего поперек бревна и глубокого рва через  дорогу,  волк  и  собака  ощушают  смутную надежду, видя  там,  на горизонте какой-то свет, обещающий (почему бы нет!) светлое будущее. Вполне возможно, что там наконец то выяснится, зачем были нужны все эти испытания и будет получена какая-то награда. Хотя… свет с красноватым отблеском и кто знает, а вдруг мы приближаемся не к месту отдохновения,  а  к  зареву  пожара, вызванному  Апокалипсисом?
    А тут еще по сторонам дороги стоят две мрачные и опасные с виду башни, символизирующие противоположные морально-нравственные категории, типа: добро и зло, любовь и ненависть и т.д. Просто обычным животным существованием в этом мире не обойдешься. Помимо простых проблем - «есть, пить, спать» придется часто принимать и тяжкие нравственные решения, идя на компромиссы, лавируя на оптимальном расстоянии от обоих башен-принципов, памятуя, что нельзя прижиматься ни  к  одной, чтобы  оставаться  в  ладах  с  собственной совестью.

                XIX– СОЛНЦЕ

    Аналогично предыдущему аркану название этого аркана - «Солнце», также является всего лишь биркой.
    По традиции на этой карте изображается краеугольный библейский сюжет : Адам и Ева среди райских кущ, т. е. в Эдеме, где вокруг небольшого водоема произрастают всяческие плодоносящие деревья, райские птички поют, ярко светит солнце и все это великолепие обнесено глухой стеной. Название карты напрашивается само-собой : «Рай».
    Другой вариант – на морском пляже резвятся мальчик и девочка, олицетворяющие язычников-аборигенов, не знающих бога. На горизонте показался парусник с миссионерами, которые приплывут и приобщат дикарей к вере в Христа. Ослепительное солнце вверху – это божья благодать. Рыба и трава у берега означают, что если веришь во всемогущего бога, то всегда у тебя будет пища на всякий день и так далее и  в том  же  духе…
    Можно сказать, что этот аркан уже полностью потерян, т. е. эзотерическое прочтение для него отсутствует. Нельзя же принимать всерьез галиматью о дикарях, покамест не ведающих Христа или приторно-сладкое описание Рая, из которого якобы «поперли» наших первопредков.
    Из каких-то запасников памяти, сформировавшихся еще в далеком детстве, смутно ощущая, что где-то с этим арканом уже сталкивался, правда не зная, что это «ТАРО», в сознании всплывают названия: цветистое - «Дети Солнца»; конкретное – «Человечество»; и совсем простое  –  «Мы».
    И текст : «…на песчаном берегу возле бескрайнего океана резвятся дети – мальчик и девочка. Они символизируют человечество в его еще младенческом развитии по сравнении со вселенной, которую олицетворяет океан. Цивилизация людей находится на самой окраине вселенной. Вселенная является для нас неведомым, неизученным миром. Близко возле берега видна какая то рыбина и водяное растение, но что находится глубже – полное отсутствие информации! Причем этот неведомый нам мир-океан вполне может оказаться бесконечным. По виду детей ясно, что им здесь хорошо под ласковым солнцем. Явный намек, что человеческая цивилизация процветает на Земле именно благодаря Солнцу. Дети по малости лет еще достаточно глупы и маловнимательны. Они заняты друг другом и не обращают внимания на остатки древней кирпичной стены, выступающей кое где из песка. Что за город здесь был раньше, что за люди жили до них? Дети даже не догадываются, что по этим руинам можно получить информацию о прошлом. Уж не про Атлантиду ли рассказывает эта деталь карты, про неумение современного человечества обнаружить следы предыдущей цивилизации, хотя эти следы у нас буквально под ногами? Но не только прошлое неподвластно этим резвящимся детишкам, они не чуствуют и будущего, а оно, похоже, будет роковым. Далеко-далеко на горизонте мелькнул хищный парус кроваво-красного цвета. Дети радуются жизни и им невдомек, что парусник-корсар уже развернулся корпусом к ним и на полном ходу мчится к побережью. Что-то будет? Так и мы, люди Земли заняты сейчас своими будничными делами и не ведаем, что оттуда, из глубин вселенной на огромной скорости приближается к нам «нечто». Что-то будет? Вполне возможно, что знаки грядущей опасности уже вполне отчетливо видны, как парус на горизонте, но мы так глупы и невежественны, что не догадываемся, что же они означают…»

                окончание следует


Рецензии