Духовность экрана

В журнале «Биография» за март 2014 есть прекрасная статья о Маргарите Тереховой.
И по деталям ее рассказа о сьемках  картины «Зеркало» можно представить  (увидеть) образ Андрея Тарковского, режиссера и человека.

 «Андрей никому не давал читать сценарий, нам выдавались только маленькие листочки со словами. А с того момента, как Гоша Рерберг меня убедил,- рассказывает актриса, - я поняла, что могу у Тарковского что-то спрашивать, уточнять мои действия в следующем кадре. Наконец Андрей не выдержал и поручил своему ассистенту  Марии Чугуновой выдать мне бумагу, где было написано: «Актрисе- подробнице Маргарите Терховой. План ближайших действий». И когда в очередной раз я попыталась что-то выяснить, он посмотрел на меня вдумчиво, прищурив зеленый глаз, и сказал: «А по хохотальнику?» Я начала неудержимо смеяться. При всем своем величии, при всей своей гениальности он был в общении удивительно нежным, легким.»

По вечерам Тарковский с  Рербергом и художником Николаем Двугубским уединялись и обсуждали предстоящий день сьемок. Маргарита Терехова присутствовала при этом, слушала с наслаждением, ощущая, что находится рядом с большими художниками. Но однажды Тарковский ей сказал, чтобы она больше не приходила, что, когда она рядом, он думает о другом. А позже признался: «Хорошо, что я влюбился в Риту только к концу сьемок, а то фильма могло и не быть».

Андрей Арсеньевич Тарковский (4 апреля 1932, село Завражье, Юрьевецкий район, Ивановская Промышленная область (ныне — Кадыйский район Костромской области) — 29 декабря 1986, Париж, Франция) — русский кинорежиссер, сын поэта Арсения Тарковского.

Первый полнометражный фильм Тарковского "Иваново детство" был награжден "Золотым львом" на кинофестивале в Венеции в 1962 г., а также получил более 10 призов на других кинофестивалях.

Всем фильмам Андрея Тарковского присуждались награды  на престижных международных кинофестивалях.

В 1984 году покидает Советский Союз и уезжает жить в Берлин. В 1986 году умирает от рака легких.

Смотрели фильм "Зеркало":
http://www.proza.ru/2013/12/14/2001

Фильмография (выборочно)режиссера Андрея  Тарковского:

1962 - Иваново детство
1966 - Андрей Рублёв
1972 - Солярис
1979 - Сталкер
1983 -  Ностальгия
1985 -  Жертвоприношение

Фильмы, в которых звучат стихи Арсения Тарковского* - отец кинорежиссёра Андрея Тарковского.

"Зеркало" —  стихи звучат в исполнении автора.
"Сталкер"— стихотворение «Вот и лето прошло» читает А. Кайдановский
"Ностальгия" — стихотворение «Меркнет зрение — сила моя» читает О. Янковский.

Арсений Александрович Тарковский (25 июня 1907, Елисаветград, Херсонская губерния — 27 мая 1989, Москва) — русский поэт и переводчик с восточных языков.   

Арсении Тарковский - сторонник классического стиля в русской поэзии. Посмертно награждён Государственной премией СССР (1989).


Рецензии
Из интервью с сестрой режиссера Мариной Тарковской:

— Фильм «Зеркало», который Андрей Тарковский снимет много лет спустя, выглядит в итоге как некий упрек матери, которая не смогла удержать отца. Это так?

— Нет, тут все намного сложнее. В «Зеркале» много автобиографичного, но это не есть история нашей семьи. В фильме речь идет о какой-то ссоре с матерью. Никаких ссор вообще в нашей семье никогда не происходило! Просто на момент создания картины Андрей оставил свою первую семью, шестилетнего сына. Он понимал, что совершает нечто недозволенное. Потому что сам пережил эту драму — уход отца из семьи. И он пытался разобраться — прежде всего в самом себе. Ему было неловко перед мамой, папой. Мы долго не знали, где и с кем он живет, а он целых пять лет не женился официально на новой своей избраннице, потому что понимал, что делает что-то не так. Это было очень тяжелое время и для него, и для нас. И «Зеркало» — это фильм о том, как ему плохо. Он ведь говорит в финале фильма: я почему-то чувствую себя виноватым, а ведь я просто хотел быть счастливым… Картина — это попытка оправдаться.

Читать оригинал: http://www.vokrug.tv/article/show/Andrei_Tarkovskii_ego_pogubila_zhenshchina_34091/

Валентина Томашевская   06.04.2014 14:08     Заявить о нарушении
Из статьи Андрея Кончаловского «Мне снится Андрей»:

«…Тарковский не относился к кино как к развлечению. Для него оно было духовным опытом, который делает человека лучше. В этом своем убеждении он был до конца искренен и предельно серьезен. Скрябин ведь тоже верил, что музыкой можно исправлять преступников. Даже намеревался поставить в колониях большие эстрады и исполнять там свои произведения. Он верил в безграничность силы искусства. У меня такой убежденности нет. Я скорее согласен с Феллини, который говорит, что кино - замечательная игра, опасная, но все-таки игра. Если выбирать между артистами-скоморохами и артистами-философами, то первые мне ближе. При этом скоморохам вовсе не заказано быть философами. Придурковатым и юродивым могут оказаться доступными глубины мудрости.
Феллини считал, что режиссер должен быть немного ребенком. Детскость Тарковского состояла в его глубочайшей, наивной вере в абсолютную силу искусства, а отсюда - в свою исключительную мессианскую роль…
Андрей строил философию своего искусства на том, что для его восприятия нужно сделать, огромное усилие. В том, видимо, и была исключительность его таланта, - он был фанатически, самоубийственно непоколебим в своих принципах. Это давало ему силы и смелость. Быть может, талант - это и есть смелость?..»

http://www.konchalovsky.ru/works/docfilms/remember/tarkovskij

Валентина Томашевская   07.04.2014 19:36   Заявить о нарушении
«Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет.
Бессмертны все. Бессмертно все. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком»

Арсений Тарковский, «Стихотворения разных лет»,
Звучало в "Зеркале".

Валентина Томашевская   26.04.2014 15:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.