лисица

                Лисица

          Андрианов Анатолий, сорокалетний мужчина, прибыл в бригаду из Сочи. Роста Анатолий был небольшого, участник Великой Отечественной войны, по специальности кабельщик-спайщик, квалификация у него была высокая. При формировании бригады симметрировщиков я включил его в ее состав.
          С Кавказа Анатолий приехал с ружьем и мечтал подстрелить какую-нибудь живность на Урале. На работу выезжал всегда с ружьем, но по пути ничего не попадалось.
          Я его как-то спросил, на какую живность охотятся они на Кавказе. «На кабанов и козлов», – ответил он и довольно подробно рассказал об особенностях охоты в горах. Охотятся они ночью, устраивают засады на кабаньих тропах, к стволу ружья приматывают фонарик с ярким свечением и ждут, когда пойдут на водопой кабаны. Сидеть нужно очень тихо, практически не издавая никаких звуков, даже щелканье при возведении курка может сорвать охоту. Когда кабаны начинают проходить мимо, включается фонарик, стая на мгновение останавливается – и производится выстрел. При охоте на козлов используют их природное любопыт-
ство. Когда козы процокают копытами и скроются за ближайшей скалой, на рядом лежащий камень сбрасывается маленький камешек, который издает звук. Цоканье сразу прекращается, и через некоторое время из-за скалы выглядывает любопытная мордочка, в которую и надо стрелять. Так мне запомнился его рассказ. На просьбы ребят из бригады разрешить пострелять диких голубей
Анатолий отвечал отрицательно.
          Шло время, выпал снег, и на снегу иногда стали попадаться следы зайцев, лис, но вживую лисы и зайцы не попадались. Однажды ехали мы по трассе кабеля по лесной дороге между Быково и Чатлыком, тогда это был Красноуфимский район. Дело было днем в конце ноября, бригада переезжала с одного участка на другой. Я сидел в кабине, остальные члены бригады – в крытом утепленном кузове.
На этом участке кабельная линия уходила с Московско-Сибирского тракта и по лесным дорогам шла в южном направлении. Вообще кабель до этого, начиная с Кирова, шел по Сибирскому тракту, если ехать в сторону Сибири, а если по нему ехать на запад, то то он назывался Московским трактом. Мне пришлось бывать в разное время на этом тракте от Кирова до Ишима. Тракт был построен в екатерининские времена, вдоль тракта росли громадные березы, толстые, дуплистые, посаженные в те далекие времена. Особенно красив тракт в Удмуртии в районе Дебес. Там и берез было больше, и сохранились они лучше. По этому тракту в Сибирь гнали колодников, и декабристы тоже проехали по этому тракту. По одной легенде, рассказанной когда-то мне, в дупле березы на этом тракте был найден скелет с кандалами. Сейчас старых берез почти не осталось, основная масса погибла за последние 30-40 лет. Сейчас старый тракт почти не функционирует, параллельно проложен новый.
          И вот мы свернули с тракта и поехали по лесной дороге. Вдруг в 10 метрах от обочины я увидел лисицу. Водитель ЗИЛа Миша Филиппенко по моей просьбе остановил машину как раз напротив нее. Лисица медленно отошла к краю леса на расстояние не более 20 метров, остановилась и стала смотреть на машину. Я приот-
крыл стекло и почти прошептал: «Анатолий, посмотри направо». Анатолий выглянул, прошло какое-то время, и лиса медленно пошла по ходу машины, как бы подставляя себя под выстрел, и потом свернула в лес. Выстрела не последовало. Машина тронулась, и мы поехали в Чатлык. По ходу движения машины из кузова были
слышны ругательства, до этого я никогда не слышал оттуда никаких голосов.
          До сих пор перед глазами стоит эта картина. Какая это была красивая лиса – крупная, огненно-красная, пушистая. За все последующие годы неоднократно по трассе видел лис, но так близко и такую красивую я не встречал. В основном попадались летом некрасивые, облезлые, тощие. Последний раз видел лиса года два назад летом, перебежавшего дорогу-дамбу в районе Колясниково Сысертского района. Это был крупный облезлый лис, похожий на рыжую собаку.
          По приезде в Чатлык спросил Анатолия: «Почему не стрелял?» «Не взял ружье», – ответил он. Анатолий до этого случая постоянно брал ружье, а в этот раз не взял и сразу же увидел, какие лисицы бывают на Урале.
          Что это, случайность? А может быть, лисица чувствовала, что в этот день мы не представляем для нее никакой опасности. Во всяком случае, в моей охотничьей практике в далекой юности были подобные случаи, конечно не столь драматичные. Например, утки подпускали близко меня тогда, когда у меня не было с собой ружья.
          Происшествие сильно повлияло на Анатолия. Он как-то вдруг резко изменился, обмяк, разрешил стрелять в голубей. Я стал замечать, что после того, как водитель привозил на котлован обед, на связь со мной он выходил немного выпившим. Один раз он заснул на котловане. Но я прощал ему такие нарушения, так как человек и работник он был замечательный. До конца работы оставался один
месяц, который оказался самым трудным и напряженным.

          Из книги "Прощание с медными жилами"


Рецензии