Лакуны эпох

  Когда читаешь Ветхий или Новый Завет, не можешь не обращать внимания на ЛАКУНЫ в текстах. И сожалеешь, что их нельзя восполнить.
  Но они же дают и пищу для размышлений. Случайны ли эти лакуны? Или - преднамеренны? Что - не досказано, что - упущено?
  Из каких источников черпались сюжеты?
  Насчет источников - не случайно. Ничто не рождается из ничего. Как сказал Экклесиаст, "что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем".
  Но - "Нет памяти о прежнем;да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после".
  Со вторым утверждением нельзя согласиться на все сто процентов. Приходит время, и что-то древнее вдруг да открывается:новые сведения о городах, людях, царствах, животных, растениях, птицах.
  А, может, и не вдруг, а пришло время по-новому взглянуть на нашу земную историю?
  Хотя сегодня многие люди по-прежнему живут по принципу:не верь глазам своим и новым фактам, всё это не может быть, потому что быть не может.
  Археологи, в отличие от скептиков, к примеру, историков или медицинских светил, зацикленных на устоявшихся теориях, не могут не верить своим глазам, если находят артефакты, переворачивающие наши прежние представления.
  Так было и в случае открытия древнего царства Эбла, хотя позже в данном случае вмешалась политика.
  "Открытие Эблы показало,- писал Александр Мень,- что в эпоху патриархов область их первоначального обитания имела высокоразвитую цивилизацию". Но - "Сейчас большинство специалистов отказываются от предположения, что в архивах упоминаются названия палестинских городов".
  О чем, собственно, идет речь? О том, что до "сейчас" это было даже не предположение, а утверждение, сделанное на основе прочтения табличек из архива Эблы( а найдено их 17 тысяч!).
  А потом вмешалось сирийское правительство, недовольное тем, что у Сирии как бы отбирают лавры. Какое древнее еврейское государство здесь? Этого не может быть! И если ученые не перестанут это утверждать, то им больше не позволят  продолжать раскопки. И им пришлось делать выбор в пользу раскопок, хотя известно, что еврейская история возникла и развивалась в древности прежде всего на территории северной Сирии.
  Да что там - древней! Помните из Евангелий, как слух о Христе прошел по всей Сирии, и к нему стал стекаться народ оттуда, и Он сам ходил в те края?
  А Савл куда отправлялся, чтобы учинить суд над евреями, поверивших Христу? В Дамаск.
  А где возникла первая христианская церковь, после чего собравшиеся здесь евреи стали называть себя христианами? В Антиохии Сирийской.
  О том, что в древности существовало такое царство - Эбла, слухи среди ученых ходили давно, но где, когда, - никаких подтверждений этому не находили. Открытие произошло лишь в середине двадцатого века! Крестьяне одной сирийской деревушки недалеко от города Алеппо(Халеба) нашли в 1957 году базальтовую чашу, привлекшую внимание своей древностью и высоким мастерством исполнения.
  Сделаю отступление и замечу, что Алеппо считается самым древним христианским городом, который, увы, был разрушен сирийскими повстанцами, и цивилизованный мир, кроме России, даже не осудил это варварство, та же христианская Америка, и тот же Обама, называющий себя христианином.
  Многое погибло безвозвратно, и, вполне возможно, и то, что было найдено на раскопках Эблы, и хранилось в сирийских музеях. Они начались лишь в 1964 году под руководством итальянского археолога Паоло Матье.
  Настоящая же сенсация взбудоражила мир в 1975 году, когда были найдены упомянутые выше таблички из архива Эблы, датированные 2400-2250 годами. Они написаны на местном, так называемом эблаитском языке, который ученые считают протохаанейским, из которого потом разовьются семитские языки, в том числе иврит.
  Архив Эблы позволил установить, что Эбла  простирала свое влияние от финикийского Библа на побережье Среднего моря до Мари, расположенного в среднем течении Евфрата, и даже на ряд территорий Месопотамии.
  Естественно, подчинялся ей и Ханаан, лежащий на пути в Месопотамию.
  По всему этому пространству постоянно, в разные века, кочевали различные семитские племена. Я думаю, что даты их кочевий больше определяют "на глазок", поскольку определить конкретно просто невозможно. Поэтому нельзя не заметить, что о событиях  тех времен чаще всего пишут:это было в середине второго или начале третьего тысячелетия.
  Интересно, как вышли из этой ситуации авторы Ветхого Завета:они просто рассказывают о событиях сюжет за сюжетом, без всякой датировки, а как бы плавно перетекающих из эпохи в эпоху, хотя между ними обычно протекают сотни веков, а то и тысячелетий.
  Но незримая нить из века в век все-таки тянется, и заставляет нас смотреть на Книгу Книг как на цельное произведение.
  Из Ветхого Завета мы помним, что у древних израильтян долго не было царя, пока они не потребовали от пророка Самуила "дать" им его. Объясняется это тем, что они захотели "быть, как все".
  А, может, на самом деле им известен был по неким преданиям опыт Эблы? Одного из ее царей, как считают ученые, самого успешного, звали Евр или Еврий, что очень напоминает имя предка Авраама - Евер.
  Были обычными в Эбле имена Аврам, Саул, Измаил, Давид, Израель...- в общем все, известные по Ветхому Завету. Равно, как и города - Иерусалим, Хацор, Лахиш, Содом и Гоммора.., а одна из местностей(правда, никто не знает, какая именно), называлась... Яхве.
  Кое-что стало известно и об административном устройстве городов Эблы:города делились, если говорить сегодняшним языком, на микрарайоны, руководителей которыми назначал царь. Царем, в свою очередь, мог стать лишь человек, имеющий опыт дипломатической и государственной службы. Его назначали старейшины родов. Власть по наследству не передавалась.
  Население царства делилось на граждан и иностранцев, и они наделялись правами и обязанностями в соответствии с их статусом.
  Женщины также могли заниматься государственной службой, но какой именно, к сожалению, не расшифровано. Известно лишь, что царя к царскому престолу проводила его жена.
  В Эбле было высоко развитое сельское хозяйство, металлообработке, ювелирное мастерство, изготовление тканей. Кстати, царский дворец не принадлежал царю целиком, в нижних этажах были многочисленные мастерские художников, архитекторов, ювелиров, различных ремесленников.
  Это царство выглядит, на мой взгляд, куда более привлекательным, чем царство Давида, которого считают самым великим израильским царем-воином, и даже Соломона, которого считают великим мудрецом. Хочешь-не хочешь, а что прежде всего вспоминаешь при их упоминании? Их многочисленных жен, на содержание которых уходила огромная часть государственной казни.
  Конечно, я несколько утрирую истину, говоря это, но если бы можно было совершать путешествие во времени, то я бы хотела посетить царство Эбла, а не Давида:первое вызывает у меня большую симпатию.
  Эбла войн не вела, а богатела за счет труда и торговли. Это ее и погубило. Аккадский царь Саргон напал на нее и разрушил. Она возродилась, но пришел с войском внук Саргона и сжег ее.
  Увы, даже в новейшее время одни царства исчезали, появлялись другие, чтобы потом тоже исчезнуть. Что же говорить о древнем? На что могучим было царство Давида и обширным по своей территории,- его военный гарнизон стоял даже в Дамаске, но и оно начало скукоживаться уже во времена его наследника Соломона, который, в отличие от отца, не провел ни одной войны, а после кончины Соломона и вовсе распалось на два постоянно враждующих царства.
  Причины этих событий в Ветхом Завете указаны. Однако во временном, историческом контексте далеко не все пружины происходящих на нашей планете событий нам ясны. Нам видна лишь внешняя их сторона. Мы только можем вслед за Экклесиастом повторить, что все уже было, и что было, то будет. Было царство Эбла, - возникли царства Саула, Давида, Соломона, два израильских царства - Иудейское и Северное(Израильское).
  Их не стало, но прошло несколько тысячелетий,- и возникло государство Израиль.
  Правомерно ли, однако, начинать с Эблы? Пожалуй, если согласиться со словами британского историка Майкла Гранта о ней:"В любом случае очевидно, что еврейские традиции имеют куда более далекое прошлое, чем предполагалось до сих пор".
                Продолжение следует


Рецензии