Вопрос 1 в Авта, Био, Гра... часть 2 Автандилина

«Авта, Био, Гра...» Часть вторая: «Автандилина»

1

Евгений Балабас:
Сперва немножко расскажите о себе — кто вы, что вы. J Родились, учились, работали и т. д. Как пришли к компьютерному набору — как к профессии и как к спорту?


Автандилина:

...Действительно, я родилась. С этого всё и началось, пожалуй. :)

Год рождения 1949-й. То есть на момент написания мне 64 с половиной года. Люблю каждый свой возраст, всегда его называю. Вот ходит по Интернету цитата в духе: остерегайтесь женщин, которые не скрывают своего возраста; женщина, способная на это, способна, дескать, на всё. А-а, думаю, вот почему всегда верилось в свои способности!

А серьёзно... каждый человек родом из детства, и я тоже. Очень. В детстве время плотное, вмещает все судьбоносные события или их «зёрна». Не знаю, что из этого лучше рассказать...

- - -

Родной город — Якутск, центр крупнейшей в стране автономной республики, город своеобразный: столица с парламентом, двумя языками, двумя театрами, академией наук и без асфальта под ногами (в те годы). В нашем обширном дворе, объединявшем много домиков, паслись лошади, коровы, бегала всякая домашняя живность. Времён года всего два — зима и лето. В разгар зимы туманы! руку протянешь — её не видно. Летом комары! опять же руку не видно. :) Цветы крупные, яркие, а трава бледная, низкая. Всё не как здесь, точнее — не как «на материке». Да, мы говорили именно «материк», потому что мы были якутяне временные: мама приехала в Якутию на работу по собственному хотению, романтик она. «На материк» мы наведывались постоянно, так что с самого раннего детства я привыкла ездить по стране. Но и Якутия тогда была для меня «материком», я сравнивала не «её», а «с ней», как с эталоном. Увидела Днепр — смеялась до колик! Потому что Гоголь расписал, а я-то сопоставила с действительно необъятной рекой Леной.

Читать начала, когда мне стукнуло три года с хвостиком. Слишком рано и слишком много. Особенно Гоголя любила, если не считать его промашки с Днепром. ;) Это кто-то из взрослых, не родители, подарил однотомник «всего Гоголя». (Полагая, что на далёкое будущее. Ха!.. «Портрет», например, больше всего любила, такое подходящее для детишек чтение...) Громадной величины оранжевый «кирпич», с вёрсткой текста в четыре колонки на каждый разворот. Даже приподнять эту книжищу мне было нелегко. Раскладывала её на ковре на полу, ложилась на пузико и читала, приподнимаясь и сползая сверху вниз в каждой колонке.
Научилась читать сама, нечаянно (к ужасу родителей). Просто наблюдала несколько дней, как водит пальцем по книжке, читая вслух, здоровенный второклассник. :) Ну вот ношу очки с тех ранних пор.

Больше года (ох, как это немало в детстве) пришлось провести в крайне суровом режиме в постели. Вылечил меня родительский подвиг, удивительный пример единодушной семейной любви к ребёнку! Требовался изнурительный, посекундный лечебный уход. Папа и мама сменяли друг друга, дежурили круглосуточно. Вот оказывается, что шевельнуть пальцем, даже лёжа в постели, — это физическая нагрузка для печени. Чтобы обеспечить отсутствие нагрузок, были полностью запрещены самостоятельные движения. Все!.. Это трудно представить себе, но на протяжении недель и месяцев родители, а не я, пошевеливали мне пальцы, приподнимая с простыни и опуская обратно каждый пальчик в отдельности, по очереди, и поворачивали мою голову на подушке, и приподнимали и поворачивали туловище... Почти без передышки, днём и ночью, ловя и предотвращая малейшие признаки, что ребёнок намерен пошевелиться!..
Самый напряжённый период такого ухода длился, может, один-два месяца, потом стало полегче — постепенно, исходя из наблюдения за состоянием печени, мне стали разрешать самостоятельные движения. Как происходило, когда разрешили подвигать пальцем, не помню: видимо, слаба ещё была совсем. А вот помню целый праздник ощущений, когда разрешили самостоятельно повернуть голову на подушке!.. И так очень долго ещё выхаживали, поэтапно.
Также, конечно, спасла жесточайшая диета. Свежеприготовленный творог из едва начинающего скисать молока, сахар, яблоки и виноград, и больше ничего, на протяжении года! Папа нарисует вилкой на поверхности творога лошадку, подносит блюдце и умоляет: доченька, съешь гривку!.. ну съешь хоть ушко!.. а из глаз его слёзы ручьями... я старалась, глотала, но ведь давишься...
И сам первоисточник спасения: у нас имелся «личный», то есть непосредственно в семье, врач экстра-класса: моя мама! Она владела не только новыми методиками, но и такими стародедовскими, как эта: без лекарств, невероятным уходом, диетой и временем. Методика неприменимая в условиях больницы. Да даже и дома, при меньшей готовности родителей на подвиг.

Причиной несчастья была примитивная, грубая небрежность врачей санэпидемстанции. Вместо прививки от кори привили тяжелейший гепатит. Это случилось в детском саду, пострадали четверо детей, вернуть к жизни удалось только меня.
(Добавлю всё же подробности, а вообще это в будущую первую часть АвтаБиоГры.)
* Бригада санэпидстанции приехала в детсад с недостаточным количеством гамма-глобулина. Решили выбрать четырёх самых здоровых детей и оставить их без прививки в тот день. И ладно бы, сказала мама, узнав: пусть переболеют корью. Главное, что назавтра уже бессмысленно было прививать, поздно: прошли сутки после нашего контакта с больным корью. Однако СЭС по указанию своей заведующей всё же приехала назавтра и вкатила нам четырём заведомо бесполезные от кори прививки.
* А человека, от которого взяли сыворотку, они не проверили, взяли наугад, лишь бы побыстрее. Как потом оказалось, он находился в инкубационном периоде гепатита. У гепатита инкубационный период очень длинный (месяц или два, уже не помню), внешне человек выглядит здоровым, но даже стандартный анализ крови показал бы.
* И вот мы все четверо переболели корью, выздоровели... и через положенный срок все рухнули с гепатитом! А привитой гепатит протекает крайне опасно, не сравнить с обычным, вот в чём суть! Вирусу не приходится сражаться с защитными силами организма, преодолевать барьеры, после чего он попал бы в организм уже сильно ослабленным. Нет, тут вирус посадили в его полной силе и процветании прямо в кровь, в самые благоприятные условия.
* Думаю, что причиной такого заведомого нарушения элементарных правил было стремление врачей «спасти» отчётность и статистику. :( Они боялись показать, что фактически сделали меньше прививок, чем полагалось. Может, гамма-глобулин был дефицитом или препаратом строгой отчётности, а они его истратили на что-то другое... я не знаю.

С тех пор очень ценю и уважаю в людях добросовестность и самоотдачу, как профессиональную, так и человеческую.
И терпеливость немалая воспиталась. В том числе в еде, в соблюдении диеты. С годами уже не драконовской, но... практически без жареного и многих других вкусностей. А уж спиртных напитков ни капли, ни разу в жизни.
И большое (даже слишком большое) доверие к постепенности как стратегии преодоления трудностей.

- - -

В музыкальной школе дважды отказалась от профессиональной, при Ленинградской консерватории, учёбы на музыканта (по скрипке и по фортепиано). Это такая многозначно-комическая история, пусть целиком останется на (будущую) первую часть АвтаБиоГры. :) А тяга к клавишам, оказывается, была большая и перекинулась на компьютерную клавиатуру. Вот люблю, и всё тут. Струны, скрипка тоже обогатили: дали или развили кинестетическую чуткость пальцев, восприимчивость к тонким нюансам движения.

В общеобразовательной школе закончила математический класс (с удостоверением, представьте, «программист-вычислитель» и даже каким-то не начальным разрядом... на ступеньку выше начального). Тогда, в середине 1960-х годов, такая специализация старшеклассников казалась очень продвинутой, параллельные «простые классы» на нас неодобрительно косились. :) Два года мы писали мелом на университетских досках (на школьную задачки не влезали) и сматывали перфоленты в колечки. ЭВМ у нас была «Сетунь»: может, и не гордость отечественной кибернетики, но всё равно здорово.

Там поняла, что иногда нужно просто тупо подчиняться компьютеру, а иногда, наоборот, перехитрить его. И вся штука, собственно, в том, чтобы, не комплексуя, разрегулировать себе: когда какой способ кстати. Этот подход к информационным технологиям на всю жизнь пригодился мне как пользователю.

- - -

В нашей семье пересеклись четыре национальности: русские и поляки от мамы, якуты и англичане (или, может, шведы) от папы. Понятие дружбы народов у меня в крови. :) Себе в первый паспорт записала национальность «якутка», просто в честь папы, но родная языковая среда русская.

Кстати, и в школе по русскому всегда «пятёрка», так что наградили серебряной медалью при двух даже «четвёрках» (по физике и стереометрии).

- - -

Яркий след оставили два детских впечатления от работы клавишных устройств ввода.

У мамы на работе (куда я нередко приходила просто так) мне позволялось посиживать рядом с маминой секретаршей и «тыкаться» в клавиши запасной машинки. Печатала какие-нибудь тексты песен. Печатала как придётся, да и с ошибками, очень медленно, но с громадным воодушевлением. Мамина секретарша печатала проворно, аккуратно, но не вслепую, так что в детстве мне узнать про слепой метод было ещё неоткуда.

Второе впечатление: нас, школьников, привели на экскурсию в отделение связи, и вот «ожил» телеграфный аппарат. Рычажки сами забегали, выстукивая буквы. Вместе с рычажками затанцевали даже клавиши, словно их взаправду нажимала невидимая рука. Мне это чрезвычайно понравилось! На самом деле клавиши такого же, соединённого с этим, аппарата нажимала, конечно, рука человека в другом городе, набирая текст телеграммы. А здешний аппарат принимал сигналы, всеми своими печатающими органами повторяя движения оттуда. Вот такая была автоматика: подражательная!.. :)

Может, не для всех, но для кого-то профориентация — великая вещь...

В школьные годы родители не разрешали купить машинку. Деньги были, но родители полагали, что мне ещё рано прекращать писать от руки. Вообще-то согласна, правильно полагали.

После школы были «метания»: побросала два дневных института. Корни опять из детства: душа таки просилась в музыканты, а ей житейскую прозу подсовывали.

И вот как раз в первом, в Историко-архивном институте, произошла встреча со слепой машинописью. Там это был обязательный предмет два года: на первом и втором курсе. Ну, так долго я не протянула в Историко-архивном, но по машинописи успела основное: узнать, что существует слепой десятипальцевый метод, и получить по нему прекрасную, серьёзную базу, самое драгоценное: начатки! Обучение было поставлено там образцово, идеально. Доучилась затем по классической книге Бориса Ивановича Березина «Самоучитель машинописи».

Потом второй дневной институт бросила (Плехановский, экономическую кибернетику), а закончила третий институт, но уже совмещая его с работой. Получила красный диплом, потому что в этом институте учиться наконец очень нравилось. (Профиль гуманитарный, название не говорю: пусть будет моя коммерческая тайна.)) И всё же прежнее место работы не сменила: там тоже становилось всё более и более интересно!

- - -

Уже вовсю шла офисная технологическая революция, содержание работы преображалось. От 100%-ной машинистки в машбюро (хорошая школа, но её быстро перерастаешь) плавно стала пилот-пользователем, инструктором по обучению сотрудников, методистом, демонстратором на выставках (да, приятная артистическая составляющая, под аплодисменты собравшейся толпы и всё такое!)).

Сначала внедряла текстовые автоматы. Это официальное название по стандарту DIN (Deutsches Institut fur Normung), а в обиходе их зачастую называли просто «электронными пишущими машинками», но на самом деле среди них были очень мощные, вплоть до настольных издательств. Конечно, каждый имел клавиатуру. :) Встроенную, никуда не перецепишь, вот это жаль. В одно только сопоставление клавиатур могла бы там зарыться с головой. Но работа заключалась в другом. Нужно было самостоятельно осваивать присылаемые из-за границы образцы, определять, где их лучше использовать, писать отзывы, переводить документацию, обучать персонал. Быстрый набор, что важно, очень помогал ставить полноценные эксперименты. На реальных и больших документах с реальной структурой, не на «lorem ipsum». Объём меня не затруднял, так что данные об эксплуатации получались более достоверные, быстрее обнаруживались особенности изучаемой машины.

Потом появились ПК и... вытеснили предшественников! Скучаю по ним, но ПК универсальны, многофункциональны, а те были только для текстов. Опять же плавно перешла к обучению пользователей на ПК. Обучала не машинописи, а работе с приложениями. Машинописи тогдашние менеджеры разных уровней учиться не желали (ещё слишком свежа была привычка отдавать рукописный документ в машбюро), а средний персонал уже умел печатать. Но приложений для ПК, сами знаете, море (даже тогда, в эпоху DOS), так что по обучению был перегруз и без машинописи. Книг, учебников сначала не было, делала для подопечных методички с документации. Единственная книга появилась быстро: Э. Фигурнов, IBM PC для пользователя, может помните? Основательная книга, но одна, и по характеру больше справочник для сервисных специалистов, чем обучающее пособие для «чайников». До самого-то понятия о «юзерах», «чайниках» было ещё как до Луны. :)

И вот, конечно, варясь так в гуще живой истории офисных информационных технологий, очень интересно сравнивать пройденные стадии. Текстовые автоматы были каждый индивидуален. Это ранняя, очень творческая, «ремесленная» (в давнем смысле) эпоха информационных технологий. В том числе пробы и поиски оптимальных решений интерфейса: самое завлекательное для меня. Вам, например, доводилось ли видеть «мышь», которая именовалась «кот»? (Добавлю: Это была круглая дырка в столешнице большого, напольного автомата, поверху затянутая пластиковой мембраной.) ...Обворожительны были текстовые автоматы именно разноликостью и неожиданностью решений, первопроходчеством! И ещё в них восхищала тесная связь механики с электроникой. Распечатка там совмещена с набором и редактированием. Машина должна перемещать не только электронный курсор, но и с ювелирной точностью вращать физически лист бумаги вперёд и назад, и подводить к бумаге пишущий узел. Потому что недостаточно удалить редактируемый фрагмент только из памяти, нужно ещё и с бумаги удалить соответствующие отпечатки (краска переклеивалась на специальную ленту повторными ударами по тем же буквам, т. е. совмещение требовалось от машины абсолютное)... А в ПК уже всё более унифицированное, интерфейс единообразный, функции внешних устройств отделены и разграничены... Есть и плюс, конечно: всё стало проще в освоении и в чём-то более рационально распланировано. Но и более безлико, разумеется.
А я успела поработать и с теми, творческими. Посчастливилось!
Таким образом, застала, кроме обычных пишущих машин, ещё целых две технологические эпохи в офисе. С великим удовольствием называю себя «прабабушкой русской офисной компьютеризации». :)

- - -

Там на работе и произошло то, что в вашем вопросе названо приходом в спорт. Не уверена, спорт ли это... :) но произошло.

Советский Союз вступил в Международную федерацию Intersteno, которая издавна проводит официальные чемпионаты мира по машинописи и стенографии. Были объявлены Первые Всесоюзные соревнования по машинописи, стенографии и компьютерной обработке информации (таково полное название). И в нашу организацию тоже пришло письмо-приглашение принять участие. Впервые в жизни не поленилась измерить свою скорость, получилось надёжно выше минимальной планки. Подали заявку. На компьютере заняла первое место, а на пишущих машинках почти все призовые места заняли мои ученицы по текстовым автоматам.

Участвовать было интересно, несмотря на чрезвычайное волнение. Но в принципе это было соревнование профессионалов именно в машинописи, и для чего я-то участвую, даже сама не могла бы ответить в точности. Зато остался уникальный исторический документ на руках. В итоге вышло, что в наборе текстов на компьютере я первый и последний чемпион Советского Союза, так как год соревнований был 1991-й, а месяц май.

После исчезновения СССР с юридической карты мира контакты с Intersteno было завяли, так как для наших инициаторов затеи не нашлось преемника в РФ, который мог бы представлять страну. И думала, что всё, что эта историческая линия прервалась. Но к счастью, развитие было продолжено организацией под названием ГЗОС http://gzos.ru. Случилось это лишь через полтора десятка лет, в XXI веке.


Конец первого вопроса.


Лера_Сейгина / Автандилина,
публикация на Прозе.Ру 4 апреля 2014 г.
исходный текст от 30 декабря 2013 г.,
Москва

- - -
Предисловие: Обложка для двенадцати вопросов
http://www.proza.ru/2014/04/03/238

Вопрос 1
http://www.proza.ru/2014/04/04/251

Вопрос 2
http://www.proza.ru/2014/04/08/2357

Вопрос 3
http://www.proza.ru/2014/04/09/341

Вопрос 4
http://www.proza.ru/2014/04/09/502

Вопрос 5
http://www.proza.ru/2014/04/09/1694

Вопрос 6
http://www.proza.ru/2014/05/18/1551

Вопрос 7
http://www.proza.ru/2014/05/19/254

Вопрос 8 — общее
http://www.proza.ru/2014/05/30/433

Вопрос 8 — рекомендации
http://www.proza.ru/2014/05/30/462

Вопрос 9
http://www.proza.ru/2014/05/30/528

Вопрос 10
http://www.proza.ru/2014/05/30/554

Вопрос 11
http://www.proza.ru/2014/05/30/756

Приложение. Рассказ Автандилины на Интерстено.Ру (2007 год)
http://www.proza.ru/2014/05/31/1142

`


Рецензии