Романтические герои в произведениях А. С Грина

Содержание.

Глава 1. Введение.
Глава 2. Особенности романтических  героев.
Глава 3. «Дикая  роза»
Глава 4. «Алые паруса»
Глава 5. «Бегущая по волнам»
Глава 6. Выводы



Глава 1. Введение.


Сочинительство всегда было
внешней моей профессией,
а настоящей внутренней жизнью
являлся мир постепенно
раскрываемой тайны воображения.
А. Грин

Александр Грин известен в литературе как творец романтического мира, в котором он запечатлел неповторимые черты своего времени, утвердил значение духовного в жизни общества и человека. «Гринландия», созданная писателем, — это страна энтузиастов, вносящих в будничную реальность пафос обновления и защиты идеалов человека. Вызнанная ярким воображением художника, она стала символом несбывшегося и поэтического, что всегда влечет человека и поддерживает его на жизненном пути.
Чтобы исследовать образ романтических героев, я обратилась к произведениям Александра Степановича  Грина. Писатель сам был романтиком и с помощью потрясающей фантазии и литературного таланта создавал отважных, благородных мужчин, утонченных и нежных женщин, небольшие города на побережье моря.
Каждый увидит себя в одном из героев произведений Грина, но и и последовав примеру литературного героя захочет изменить себя  в лучшую сторону. Произведения Александра Степановича научили нас мечтать, а теперь я хочу рассказать о литературных идеалах великолепных произведений.


Глава 2. Особенности романтических  героев.

Романтический герой — один из художественных образов литературы романтизма. Романтик - исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы: с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой — безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей. Также обычно герой малого лиро-эпического произведения. Романтический герой одинок. Он или сам бежит из привычного, удобного для других мира, который кажется ему тюрьмой. Или он является изгнанником, преступником. В опасный путь его гонит нежелание быть как все, жажда бури, стремление померятся силами. Для Романтического героя свобода дороже жизни. Для этого он способен на все, если чувствует внутреннюю правоту. Романтический герой - цельная личность, в нем всегда можно выделить ведущую черту характера.


Признаки Романтических героев в произведениях Грина.
Основные черты Романтических героев:
- ярко выраженная индивидуальность,
- герой вступает в конфликт с окружающими, с жизнью, с судьбой,
- герой испытывает разочарование,
- герой стремится к какому-либо идеалу,
- герой ощущает раздвоенность бытия,
- герой-бунтарь.


Глава 3. «Дикая  роза»

 «Дикая роза».
Имея за плечами опыт подпольной работы, хорошо зная нравы революционной улицы, А. Грин, прежде всего, надо полагать, обратил свое внимание художника на разрушительный характер революционного процесса и отозвался на этот характер рассказом "Дикая Роза" (лето 1917 года). В центре рассказа трагическая судьба дворца "Дикая Роза"- "истинное чудо грандиозной художественной фантазии"
Читая описание дворца, его покоев, обстановки, поневоле начинаешь думать о нем как о чуде страны А. Грина, что-то наподобие семи чудес света. (На такую мысль наталкивает функциональное назначение "Дикой Розы": "Внутри был тревожный рай, вызывающий неописуемое волнение. "Дикую Розу" мог посетить всякий" (там же)). Этому чуду назначено "служить Духу", т. е. творчеству человека, созидающему прекрасное. В этом оправдание существования дворца. Но в этом же и его беда, ибо Дух недоступен и непонятен толпе, состоящей из "многих, лишенных имени", среди которых находился и Джонатан Мельдер, герой рассказа, узнавшего дворец, бывая в нем, и привыкшего ко сну, которым была "Дикая Роза"; действительностью — улица и подвал". Как это напоминает популярный в те времена лозунг: "Мир хижинам, пойма дворцам".
Случился в Зурбагане бунт, "причиной которого послужил взрыв порохового завода" (там же, - С. 136), и толпа хулиганов пришла в разрушительное движение: она решила грабить все то, чего не было на улице и в подвалах, но было в "Дикой Розе". Во главе стал Мельдер.
Сознание толпы было отброшено бунтом (надо полагать, и революцией вообще- авт.) "к задворкам души" (там же). Задворки души лишены полностью чуда воображения. Поэтому толпа начала крушить "комнату за комнатой, залу за залой "Дикой Розы" "с ощущением настоящего кровопролития, набивая при этом карманы". "Яд разрушения" бушевал в ее жилах. Кто-то подпалил дворец, возник пожар - конечное торжество разрушения". Дворец сгорел.
Такова ужасная картина стихийного бунта в Зурбагане, нарисованная художником. Вывод из нее такой: когда толпа людей, лишенная дуализма мышления, начинает бурно участвовать в революции, произведениям творчества (и не только им) приходит конец.
Итак, Джонатан Мельдер,романтический герой рассказа «Дикая роза». Он – бунтарь. Джонатан Мельдер вступаетв конфликт с окружающими, с жизнью, с судьбой.


Глава 4. «Алые паруса»

«Алые паруса» - это история любви, почти за вековое свое существование ставшая такой же классической и известной, как истории Ромео и Джульетты или Орфея и Эвридики. Но также, и, возможно, в большей степени, это история о том, как мечта, из года в год подкрепляемая верой и надеждой, однажды сбывается, превращаясь в неопровержимый факт.
Феерия, а именно так определил жанр своей книги Александр Грин, отдельным изданием увидела мир в 1923 году. Автор работал над ней долгие пять лет, пережив все горести беспокойной эпохи, побывав на гражданской войне и переболев сыпным тифом. Задумав подарить людям мечту, Грин пронес ее свет через тяжелые годы и испытания, наконец преподнеся миру законченное творение, чистое и возвышенное, местами наивное и по-детски сказочное, но отточенное мастерством.
Почему же Грин назвал свою повесть феерией? Слово «феерия» происходит от французского «feerie», что, в свою очередь, берет начало в коротком «fee», что означает «фея или волшебница». Сама же феерия определяется как цирковое, эстрадное или театральное представление, в котором используются яркие декорации и костюмы, множество сценических эффектов, но, главное, фантастический сюжет. В переносном значении феерия означает сказочное, волшебное зрелище.
Александр Грин был убежден, что мечта может иметь только один цвет – алый. Гордый, «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности» цвет.
В Каперне, маленьком поселке возле моря, жила со своим отцом Лонгреном девочка Ассоль («имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины»). Лонгрен, бывший моряк, потерял жену после родов и остался на суше, воспитывая дочь и зарабатывая на проживание, мастеря игрушки.
Однажды Ассоль встретила загадочного волшебника (Эгля, который, на самом деле, был известным собирателем песен, легенд, преданий и сказок), и он поведал ей красивую историю-предсказание, пообещав, что та непременно сбудется. Отец девочки не очень-то обрадовался, узнав о встрече с волшебником и его странном пророчестве, но решил не разочаровывать дочь («Вырастет, забудет, - подумал он [Лонгрен], - а пока… не стоит отнимать у тебя такую игрушку»).
Жители Каперны, недалекие и злые, относились к моряку и его дочери с ненавистью и опаской, что вынуждало Лонгрена и Ассоль вести затворнический образ жизни. Людей, окружавших их, объединяло одно – они не умели и не хотели учиться летать, да и в сказки не верили. Их злые языки постоянно преследовали бедное семейство, осуждая их за «особенность».
Но мечта Грина все-таки побеждает бескрылую человеческую косность и становится реальностью. Грэй, капитан «Секрета», бравый моряк и благородный душой и телом человек, увозит в прекрасное далеко свою возлюбленную, узнав о ней благодаря случаю и, в то же время, злым языкам поселян, сочинивших о странной Ассоль (которую они прозвали «корабельной») легенду, сделавшую девушку вне ее воли и желания известной.
Итак, Ассоль -  героиня призведения «Алые паруса». Ассоль - ярко выраженная индивидуальность, вступает в конфликт с окружающими, с жизнью, с судьбой, ощущает раздвоенность бытия.

Глава 5. «Бегущая по волнам»

 «Бегущая по волна;м» — роман Александра Грина 1928 года, одно из последних крупных произведений писателя. Написан в романтическом жанре — это роман о Несбывшемся; современные критики отнесли бы книгу к жанру фэнтези.
Действие романа, как и многих других книг Александра Грина, происходит в вымышленной стране, которой критики дали имя Гринландия (сам Грин эту страну так не называл, и вообще в явном виде не описывал)
Томас Гарвей, путешествуя, был из-за болезни снят с поезда в городе Лиссе (известном по другим книгам Грина) и проводит там некоторое время в больнице, а затем — на съёмной квартире с видом на море, под присмотром своего лечащего врача и друга — доктора Филатра. Выздоравливающий Гарвей, гуляя в порту, видит издали молодую женщину, прибывшую на пароходе. Путем нехитрой уловки Гарвей узнаёт её имя — Биче Сениэль. Днём позже, в ходе игры в карты, переживая одновременно азарт игры и размышляя о Несбывшемся, Гарвей явственно слышит внутренний голос, произнёсший слова «Бегущая по волнам». Он сообщает об этом доктору Филатру, и оба приходят к выводу, что это — галлюцинация. Однако некоторое времея спустя Гарвей встречает в порту парусник и читает на борту его название: «Бегущая по волнам». Гарвей поднимается на борт и, разбудив капитана (которого поначалу принял за вахтенного матроса), договаривается с ним о морском путешествии…
Итак, Томас Гарвей – герой повести «Бегущая по волнам». Герой ощущает раздвоенность бытия, ярко выраженная индивидуальность.


Глава 6. Выводы
Герои трех произведений Грина (Джонатан Мельдер, Ассоль, Томас Гарвей), очень разные. Положительные или отрицательные, верящие в мечту и видящие реальность, очарованные мечтой или  разочарованные в жизни, но в некотором они похожи. У каждого из них была мечта, цель. Каждый из героев - это  ярко выраженная индивидуальность. Каждый из героев проходит жизненные испытания, чтобы подняться к своей мечте.


Рецензии