отзыв на роман Твой след ещё виден... проф. И. К

  О Т З Ы В
                профессора Кузьмичёва И.К.
                о романе Юрия Марахтанова (г.Н.Новгород)

                «Твой след ещё виден…»
   
Журнал «Север», 2009г.
№5-6, с.96-156,
№7-8, с.25-142,
№9-10, с.140-200,
№11-12,с.174-229.

В литературно-художественном журнале «Север» (Карелия) в минувшем 2009 году опубликован роман «Твой след ещё виден» известного нижегородского писателя Марахтанова Юрия Евгеньевича (родился в г.Н. Новгороде 02 августа 1949 года).
Юрий Марахтанов член Союза писателей России, в литературе – более четверти века, прозаик, публицист, в рецензируемом произведении выступает в новом качестве – как художник широкого эпического плана, автор объёмного (более 23 авт. лист.) романа в трёх частях, необычного по форме и интересного по содержанию, затрагивающего глубинные проблемы современности.
Долгое время излюбленными жанрами Ю.Марахтанова были малые жанры, новеллы и повести (см. его книги «Нетипичные истории»1989г., «Опять надо жить» 2003г., альманах «Земляки» 2009г. и др.) В новом произведении он прибегнул к жанру романа, и не просто романа, а к очень редкой его разновидности, к роману в романе. Эта форма понадобилась автору, должно быть, для того, чтобы предысторию главного героя Кирилла Николаевича Баратханова можно было бы проследить не на двух-трёх поколениях, как это обычно делается и как, к слову, сделано в рецензируемом произведении по отношению ко всем другим персонажам, а на глубину веков.
Если верить семейному преданию Баратхановых, а этим вопросом стал интересоваться ещё отец Кирилла Николаевича, их родовой и семейный след обнаруживается ещё в 340-м году до нашей эры и связан с именем индуса Маратхи и его сына Ратхамы, похищенного персами и перехваченного воинами царя Филиппа, отца Александра Македонского. Истоки же этого рода надо искать, по подсказке автора, во временах, воспетых в «Рамаяне» и «Махабхарате» (санскр.  «Сказание о великих Бхарата»), а это – 2-я половина 2-го тысячелетия до н.э.
До индусских корней в романе Ю.Марахтанова дело не дошло, но вот похождения далёких предков Кирилла Николаевича по Древней Греции и Римской империи III – I веков до н.э. описаны живо и предметно в 12 вставных новеллах “поездок на слонах”, названных: “Слон №1”, “Слон №2” и т.д., вплоть до последнего 12-го “Слона”.
Протопотомки Баратхановых в Древней Греции и Риме оставались рабами, но были в высшей степени честными и верными людьми, храбрыми воинами, учёными библиографами в знаменитой Александрийской библиотеке, дружили с известными людьми, например, с Диогеном, совершили немало подвигов ратного и нравственного характера. Но ещё рядом с ними по жизни шли и потомки Христа.  Матхар или Махар, как звал его Митридат VI, его отец, некоторое время правил Боспорским царством, женился на скифской девушке, а его внук Тхарам, сын Раматхи, был другом и хранителем семьи Марии, Иосифа и маленького Иисуса. Он сопровождал их в опасных путешествиях и вместе с ними и своим маленьким сыном покинул землю Ирода и отправился в Египет, в Александрию.
Словесная литературно-художественная реконструкция прошлого – не новость, особенно знаменитого романа-лексикона в 100000 слов сербского писателя Милорада Павича «Хазарский словарь» при почти полном отсутствии каких-либо сведений о хазарах. И всё же в руках покойного художника оказалось достаточно источников христианского, исламского и еврейского происхождения. В нашем же случае мы имеем дело с совершенно новым литературным явлением. Юрий Марахтанов поставил перед собой цель невероятной сложности – реконструировать, оживить не какое-либо историческое явление, а прошлое и настоящее обычной современной семьи, рода, может быть, отчасти и своего собственного, судя по созвучию Баратхановы-Марахтановы.
Почему бы и нет, тем более, насколько мне известно, у автора есть рукопись книги «tha» - лингвистическое исследование ядерной корневой фонемы в его фамилии.
Древние греки, которых очень много в главах “Слонах” марахтановского романа, наверное, не одобрили бы замысла нашего автора. Они бы заподозрили его в самовозвеличении и, чего доброго, подвергли бы остракизму, как Фидия. Однако уже (или ещё) Гораций своим знаменитым «Памятником», который через тысячелетия перекликается с «Памятником» Пушкина, повернул поэзию не только к общественному, но и личному началу. История личности по-своему драматична и не менее интересна, чем история общества. По большому счёту они, эти истории, неразрывны.
Как один из первых опытов литературно-художественной реконструкции родовой (семейной) истории – опыт Ю.Марахтанова достоин самого пристального внимания.
Надо сказать, что вставные главы со “слонами” очень умело вплетены в основной корпус произведения. Они как бы подсвечивают снизу особым нравственным светом всё, происходящее в романе. Взывают читателя к памяти. Без них роман многое потерял бы.
Что же касается основного корпуса произведения, то он посвящён сугубо современным проблемам, связанным с так называемой перестройкой, со всем тем, что произошло с нами за последнюю четверть века.
Этому событию так или иначе посвящены тысячи произведений разных видов и жанров, с этим связана вся наша идеология, все общественные науки. И всё же мы – и молодые, и старые – так и не осознали и не скоро поймём, что с нами произошло, в какой водоворот попали и как из него выбраться. Что-то мы приобрели, чему-то научились, но потеряли великую страну, а с нею, по большому счёту, промышленность, сельское хозяйство, высокие нравственные идеалы, общенародные и общенациональной цели. Роман «Твой след ещё виден…» поможет нам глубже понять самих себя.
Рецензируемый роман Ю.Марахтанова всем своим текстом, посылами и смыслом, начиная с исторической его части, ратует за единение всех народных и национальных сил, за широкую народную демократию. В этом его пафос, его цельность.
Хорош он и в другом, в правдивости.  В произведении показано, как таял, пропадал, как снег по весне, наш промышленный и научный потенциал, как гибли промышленные предприятия, научные учреждения. Жаль только, что у автора не нашлось повода сказать, что вместе с промышленным потенциалом и ещё даже быстрее исчез потенциал сельскохозяйственный. Хотя, из бесед с Юрием Марахтановым, я узнал, что данная тема затронута в его новом романе «Посредник», правда не опубликованном, в виду недостаточности средств.
Марахтанов любит своих героев, но ничуть не щадит их. Он очень искренен и это подкупает. Кирилл Николаевич сильный, мужественный человек, но он надорвался от непосильных психологических нагрузок. Пытается наладить какое-то кустарное производство. Неумело пытается войти во власть, а его зарубежные друзья ещё более неумело ему пытаются помочь. Слабоват он (как и многие люди) и во многих других отношениях, в которых лично его было бы жестоко обвинять. Мы имеем в виду его личную и семейную жизнь, на которую у него просто не осталось времени, как, впрочем, и на культуру. Автор связывает с Кириллом новеллы со слонами, но приспособлен ли он к путешествиям на слонах?
Ему повезло с женой, но жене с ним – едва ли. Она своими силами не справилась с проблемами собственной семьи, и в выздоровление Маши верится с трудом. В невзгодах Баратхановых большая доля вины лежит на обществе.
Хороши в романе эмигранты первой волны, прежде всего Благовы, отличны неотправленные письма Николая Благова. Но “компьютерный мальчик” слабоват, может, потому что оторван от родных корней? Александр чем-то напоминает Кирилла и по возрасту годится ему в сыновья… Очень интересен и содержателен образ молодой художницы Таис.
Роман чрезвычайно широк. И в пространственном (СССР, Россия, Индия, Греция, Малая Азия, Италия, Египет, Германия и др.) отношении – тоже. Но в центре стоит город, очень похожий на Нижний Новгород (Горький). И это очень хорошо. Нижегородские пейзажи с его верхней и заречной (бульвар Юбилейный) частью, районы области – видятся почти зримо.
О Нижнем Новгороде как городе много написано в художественной литературе и нынешних, и минувших времён. Но Нижний  перестроечных и постперестроечных времён так хорошо дан, пожалуй, впервые.  Его общая характеристика точна и верна.
Роман Ю.Марахтанова «Твой след ещё виден…» опубликован в журнале «Север», с 70-летними традициями. Журнал хороший, авторитетный, но имеет лишь 1000-й тираж и до Нижнего Новгорода дошёл в количестве 50 экземпляров, раскупленных частными лицами.
Необходимо книжное издание не только этого произведения Ю.Марахтанова, но и других его произведений (два романа, рассказы), т.е. 2-3-х-томник. Он этого вполне заслуживает своими произведениями. Это одна из главных задач не только Нижегородской организации Союза писателей России, но, в первую очередь, властей областных, городский,  районных.
Кроме того,  правление Нижегородской организации СП России, я лично, рекомендую роман Юрия Марахтанова на областную Болдинскую премию за 2008-2009 годы.




член Союза писателей России,
заслуженный деятель науки РСФСР,
доктор филологических наук,
заслуженный профессор Нижегородского
государственного университета им. Н.И.Лобачевского,
почётный гражданин Нижегородской области,
ветеран Великой Отечественной войны



                И.Кузьмичёв      21.02.10.   


Рецензии
Презентация и возвеличивание своих корней - самое приятное и благодарное занятие у человека. Особенно у думающего и чувствующего.
Может ли стать временщиком "не помнящим родства" человек, четко осознающий что для его появления сегодня трудились десятки тысяч его кровных предков?
Помните Враг мой, где перед чужаком, цитирующим наизусть родословную одной из древних семей, преклоняются члены этой семьи?
Так что позвольте и мне выразить глубокое почтение Вашему исследованию корней рода.

Укрната Киевская   03.07.2014 19:28     Заявить о нарушении