отзыв на роман Твой след ещё виден... Г. Косолапов

О романе Юрия Марахтанова “Твой след ещё виден”.
Рецензия  Г.В. Косолапова.

Мне посчастливилось ещё в рукописи познакомиться  с “современным”, как определяет его сам автор, нижегородский писатель Юрий Марахтанов,  романом в трёх частях - «Твой след ещё виден». Посчастливилось в том смысле, что моим читательским глазам предстала многоуровневая, полифоничная   панорама подлунного мира – от современности сегодняшних будней,  до эпохи зарождения и воцарения в умах и сердцах людей Христа и христианства.  От первых, более-менее цивилизованных шагов по земле таких общественных государственных образований, как Индия, Малая ближняя Азия (включая государства Чёрного – Понтийского моря), древние Греция и Италия, государства и поселения Севера и Северо-запада Африки до сегодняшней “политической карты мира”.
И с помощью автора, разумеется,  выяснилось, что человечество за все эти годы мало что прибавило в развитие своего социального, политического и т.д. и т.п. обустройства, особенно в “традиционных” взаимоотношениях “верхов” и  “низов”, методах и принципах распределения общественных благ, национальных, земных и прочих богатств. Разве что сами эти методы и принципы стали более изощрёнными, циничными, да ещё облачёнными у современных политиков  (скорее - политиканов)  в “удобные”,  с их точки зрения, “практичные” одежды демократии (ручной демократии, добавим).  Вот ведь как парадоксально формирует, наполняет свои событийные круги история.  “Низы” (у древних греков это, если не забыл читатель, - “демос”) и думать не думали, что “Верхи” их именем “отныне и присно и во веки веков”, будут покрывать свои дела, а чаще – делишки, отобрав у первых всё, что только можно, но назвав это общественное, политическое безобразие “Властью народа”, т.е., демократией.
Композиционно роман Ю.Марахтанова выстроен очень прихотливо и своеобразно. По словам С.Куняева, гл. редактора журнала «Наш Современник» - “роман незауряден по замыслу и исполнению”. Основной событийный пласт (а это, кстати, эксклюзив!) самая свежая “романная информация” о событиях “золотого” десятилетия в жизни России, когда в одно мгновение развалились такие, казалось бы, могучие образования, как СССР и КПСС.  Когда жизнь в России перевернулась на 180;, а  группа бессовестных, карьерных политиков опять же от имени народа организовала, спровоцировала в России государственный переворот и чуть было не загубила страну. До Ю.Марахтанова этот период российской истории практически никто столь подробно и скрупулёзно не описывал и вряд ли ещё скоро это сделает.
Что же касается других – побочных – сюжетных линий, то они позовут будущего читателя в продолжительные и увлекательнейшие “командировки” в современные Италию, Германию, Египет.  А уж феноменальные его “поездки на слонах” вообще окунут каждого в стихию древнего мира, очень давних народностей (Индия, Ближний Восток, древняя Италия и др.), существенно обогатят его духовно и нравственно.
Изощрённая композиционная структура романа – не прихоть, не каприз автора, не желание его порисоваться, похвастать перед читателями своими познаниями мира, избранного им для показа.  Все сюжетные, конфликтные линии в произведении крепко переплетены друг с другом, и каждая помогает решению сверхзадачи, поставленной автором. Те же “Поездки на слонах” (первоначальное, прекрасное, метафоричное название романа в целом, к сожалению, почему-то не оставлено автором для окончательного варианта) решают две сложнейших идейно-художественных задачи.
Во-первых, отслеживают, что называется “от яйца” всю родословную далёких предков автора, постепенно – ступень за ступенью – раскрывают “формы” общественного сознания героев, социального прогресса, видов и типов познания окружающего мира, жесточайшую – во все времена -  борьбу за власть и сферы влияния. Причём, делается это не в духе и принципах кавалерийского наскока, констатации того или иного исторического факта или явления, а через динамику духовного и нравственного развития людей (персонажей), “двигающих” или влияющих каким-то образом на эту самую историю.
Во-вторых, в череде “поездок” главного героя романа на слонах, ясно очерчивается круг исторических и социальных катаклизмов, которые ни раньше, ни в наши дни ни к чему хорошему не приводили: ни самих персонажей романа, конкретных исторических деятелей, ни общество, ни страну в целом. Они рождали только разрушения, падение, ломку судеб, хаос и т.п. В этом смысле история “революции” 90-х годов прошлого века – прямое продолжение деятельности геростратов от Истории.  Главное, никого и ничему эти “повороты” истории не научили. Потому, наверное, что во все времена ситуацию разрешали не интересы общества, а частная, шкурная их подмена. Надо заметить, что романный язык в “поездках на слонах” естественным образом инаковый от стилистики современной жизни, что говорит о вдумчивой работе автора над художественным полотном романа.
Оправданны, естественны событийные отклонения в романе. Скажем, в Италию мы перенесёмся по воле автора из-за того, чтобы с интересом отследить две мятущиеся человеческие судьбы, сломанные и разрушенные уже упомянутыми нами катаклизмами. Первый из героев – талантливый российский инженер- программист Саша, не нашедший применения своим талантам в России (или испугавшийся ельцинского безвременья?) и вынужденный работать в Италии. Оказавшись за границей на стажировке, он выбрал Италию постоянной страной своего местопребывания, обездолив этим и родителей, и бабушку, и невесту, и Россию в целом. Типичен ли такой образ для современной России? Несомненно. Восемьсот тысяч интеллектуалов покинули страну в 90-е годы и живут сейчас за пределами Родины.
Другая судьба, другой пример – итальянский бизнесмен Марчелло Благовиони, настоящее российское имя которого Маркел Благов. Здесь автор романа выбирает более сложный случай трансформации человеческих судеб. Для большей убедительности, он использует и другой шрифт текста, и жанр эпистолярный – “Неотправленные письма поручика Николо Благовиони” (отца Маркела Благова). Не сам Маркел менял и ломал свою судьбу.  Сделали это за него родители, когда оказались в запутанейшем клубке исторических событий первой половины ХХ века (начиная от событий 1905г.,  Первой мировой войны и “дубля” российских революций – февральской и Октябрьской 1917г.) и сами, естественно, запутались и помогли им заблудиться в исторических процессах.
Я не буду останавливаться на других сюжетных нюансах (наиболее характерное, значимое из них – “дневник отца”), поскольку роман, что естественно, находится в стадии постоянного становления, и что-то в нём может поменяться. Роман Ю.Марахтанова, на первый взгляд, перенаселен персонажами, но у каждого из них есть своя площадь для проживания и законное право на существование. Главные герои – Кирилл Николаевич Баратханов, его жена Наталья, их дети, Марчелло Благовиони, Александр (Саша) и молодая талантливая художница Таис (не афинская, заметьте, а наша – доморощенная, российская). Остальные появляются в ткани повествования для того, чтобы оттенить те или иные события, те или иные движения души “солистов”, ведущих за собой, развивающих события романа. Вместе с тем, хочу особо отметить, каждый из них не винтик какой-нибудь в механизме повествования, а важные его конфликтные составные.  Один только коллективный портрет ГЮЛей, бывших коллег главного персонажа, что-то да значит. Они сами утопили себя в мире чистогана и наживы и попытались то же самое сотворить и с главным  из действующих лиц.
Конечно же, вершина всех психологических и смысловых разработок автора – образ Кирилла Баратханова, честного, ищущего, мятущегося человека (моего современника), оказавшегося в паутине событий революции и “НЭПа” 90-х годов. Образ и характер этого персонажа выстраивается на примерах и коллизиях многих событий и обстоятельств.  Анализ идёт подробный, развёрнутый (с мастерством опытнейшего хирурга) – семья, общество, политика, экономика, пресловутое “малое предпринимательство”, система человеческих взаимоотношений и многое другое.  Потому особо воспринимаешь трагедию этого человека, воспитанного на одних ценностях и принципах жизни, а оказавшегося “по уши” в других, прямо противоположных, и не выдержавшего их наглого, циничного напора.
Отдельно хотел бы заметить, что рефреном через весь роман проходит образ промышленного города – родины главного героя, а также Маркела Благова. Это не ставшая модной и прибыльной в последнее время краеведческая заказная литература, но с любовью выписанная малая родина персонажей.
Как мне представляется, роман, как и любое объёмное литературное произведение, покажется кому-то не до конца выстроенным. Это уже работа для вдумчивого и опытного редактора в тесном содружестве с автором. Какие-то линии в нём надо уточнить, от некоторых, может быть, отказаться. В целом же российская литература в лице этой – убеждён – будущей книги приобретает серьёзнейшее художественное исследование современной жизни и общества, человеческих поисков лучшей своей духовной и нравственной структуры, тех самых, что делают явно заметным (для других, разумеется) твой след в жизни, тот ориентир – философский, социальный, нравственный, деловой – на который можно и нужно равняться всем или многим из тех, кто получит счастливую возможность познакомиться с этой книгой.

                Геннадий Косолапов,
                заслуженный работник культуры России,
                член Союза журналистов РФ
                и  Союза Театральных деятелей России.

                Г.Н. Новгород, декабрь 2008г.


Рецензии
Да, я с ним полностью согласна.
Но ничего другого и не следовало ожидать от человека, задающего семь вопросов в одном предложении)

Укрната Киевская   03.07.2014 19:17     Заявить о нарушении
Вот отсюда и потопаем.

Юрий Марахтанов   03.07.2014 19:20   Заявить о нарушении
Хорошо.
Насчет корысти, которая была "на замке".
Недавно прочла роман Наши знакомые. Правильный. Логичный. Довоенный.
Только чуть резал глаз и слух Харлей, кожаное пальто у командира, и его правильная и умная жена, курившая на восьмом месяце беременности...
Наш дед не разрешал бабушке в пятидесятых покупать зимой одеяла, потому что были зимние пальто для укрывания, и не положено было окружать себя мещанством.
Но так думали и делали не все. Корысть не была на замке, это думать так принято было. А роман говорит о том, что у командира "правильная" атрибутика.
Оно в романе почти незаметно за основной линией. Но четко так вкраплено, изящно.
Так что не у всех она была на замке. И они, "командиры", до сих пор надеются, что их окружают простаки, даже после великих перемен, которые заставили честных людей идти против совести, убегая от голода и крайней нищеты.

Укрната Киевская   03.07.2014 19:45   Заявить о нарушении
А Вы ещё на слонах не ездили. Спина у него широкая, приглашаю.

Юрий Марахтанов   03.07.2014 19:50   Заявить о нарушении
По Коллизею, пока не забыла, потому что уже много пропустила. Написала повесть Наталья Ковалева, по-моему, Небо цвета маренго. Колизей там - центральная фигура. Время - начало 90х. Может, Вам будет интересно.

Укрната Киевская   03.07.2014 20:51   Заявить о нарушении
На "общаке" снова не сдержусь)))
Это для тех, кто не ловит краеведческие и романтичные нотки в повествовании, а вот вам, нате!
Папа рассказывал, как в детстве баловался, когда на салют выходили кричать ура, и было похоже на дурак... тихонько помогал.)

Укрната Киевская   03.07.2014 21:02   Заявить о нарушении
Я последнего замечания не понял. Даже о чём.

Юрий Марахтанов   03.07.2014 21:34   Заявить о нарушении
У Саши красивые и мужские черты проявляются - сохранить и любить свою девушку. А я уже боялась, что он по туристической теме застрянет)

Укрната Киевская   03.07.2014 21:37   Заявить о нарушении
Собчак - общак

Укрната Киевская   03.07.2014 21:37   Заявить о нарушении
Вон Вы о чём. Вы мне напоминайте, не стесняйтесь. А вот что со ссылками будем делать?

Юрий Марахтанов   03.07.2014 21:51   Заявить о нарушении
Я постараюсь к первой части их показать.
Но во второй части романа их больше сотни.

Юрий Марахтанов   03.07.2014 22:02   Заявить о нарушении
Не знаю. Можно их порциями и сюда включать, и комментировать?
Или прямо в текст, но это же Вам ужасно неудобно будет, я думаю?

Укрната Киевская   03.07.2014 22:02   Заявить о нарушении
Вот это не поняла. Как у Кирилла машину сломали, что значит "несколько буковок П из историй повытаскивали"?

Укрната Киевская   03.07.2014 22:38   Заявить о нарушении
Ну, это аллегории, метафоры так сказать. Когда под колёса подкладывают, чтоб шины проколоть, эти штучки, как буковки П с вывернутыми ножками.

Юрий Марахтанов   03.07.2014 23:00   Заявить о нарушении
Спасибо. Это я не знала. Ну, в общем, как и многое другое)
На втором слонике завтра поедем.
Нельзя быстро читать такие глубокие вещи.
И я очень рада, что начала. Спасибо за Ваш труд.
Последнее время боюсь читать большие книги, кроме учебников и справочников.
И классики.

Укрната Киевская   03.07.2014 23:30   Заявить о нарушении
Так это классика и есть. Потом поймут. Шучу или нет? Сам не знаю. Где они издатели, которые стонут, что нет реалистической литературы?

Юрий Марахтанов   03.07.2014 23:35   Заявить о нарушении
Египет особенно тронул меня. Наверное, потому что там была и тоже имела удовольствие пообщаться с местными жителями.
Снова хочу путешествовать, и за это Вам спасибо)

Укрната Киевская   04.07.2014 12:38   Заявить о нарушении
Про "улучшения" на заводах читала в книге о Березовском. Там АвтоВАЗ. Подробно... Вот и итальянец ваш Саше заметил, как счастлив тот человек, для которого 200 км не расстояние.
И у нас так же.
Один пенсионер своими руками и средствами с группой товарищей укрепляет замок Несвицкий возле Ужгорода. Другой, в Сарнах, это возле Ровно, придумал мусороперерабатывающую установку, мечту и спасение всей планеты и альтернативный источник энергии...
Третий, геолог, ездит с энтузиастами по заброшенным карьерам Украины, уникальным. Сотни километров сокровищ земли и души...

Укрната Киевская   04.07.2014 12:53   Заявить о нарушении
Я благодарен Вашим ассоциациям. Читаем?

Юрий Марахтанов   04.07.2014 14:22   Заявить о нарушении
Да. Письма из революции.
Все повторяется...

Укрната Киевская   04.07.2014 14:25   Заявить о нарушении
Любовь - неповторима.

Юрий Марахтанов   04.07.2014 14:33   Заявить о нарушении
Налоговые изменения в девяностых - очень интересно. Баланс страны грубо состоит из доходной и расходной части. А министерства все равнозначные, почему-то. Ведь есть те, которые приносят деньги, и те, которые отнимают. Образование, медицина, молодежная политика и спорт, социальные и трудовые проблемы. Музейное и библиотечное дело, культура. Пассив в балансе, но актив в потенциальном развитии государства. Это древние греки понимали? Современные многие государства понимают. Все понимают, кроме временщиков.
Держателем и контролером баланса в государстве является глава министерства доходов, или главный налоговик. Потому и баланс государства должен выдерживать требования государственных программ развития с учетом особенно дотационных областей. Иначе человек уезжает в эмиграцию, или деньги выводит за рубеж, активы, или вывозит детей на учебу и на всю жизнь. Это взаимозависимость.
Другой вопрос, как договориться? Каждый год принятие бюджетов разных уровней у нас на самом деле страшнее любой войны. Тихое убивание земли и живущих на ней людей...
Швейцария решила этот вопрос путем референдумов по кантонам и "покантонного хозрасчета". Вы и сами пишете, чем меньше предприятие, тем понятнее. Но законы ведь одни, правильно?

Укрната Киевская   04.07.2014 14:51   Заявить о нарушении
Конечно, правильно. Какие ассоциации вызвали мои тексты?! А что дальше будет?

Юрий Марахтанов   04.07.2014 14:58   Заявить о нарушении
На четвертом слонике я споткнулась.
Почему плоды смоковниц едят вороны? И коршуны?

Укрната Киевская   04.07.2014 16:19   Заявить о нарушении
Это слон №5. Если плоды недоступны человеку, значит - птицам. Автору показалось, что воронам и коршунам.

Юрий Марахтанов   04.07.2014 16:43   Заявить о нарушении
О, простите, номера снова перепутала. Это у меня с точными данными недружба, по жизни.
Не буду задавать больше глупые вопросы.

Укрната Киевская   04.07.2014 16:46   Заявить о нарушении
Почему же глупые? В этом романе заблудиться можно. Тем более в компварианте. Кричите "Ау!", я рядом.

Юрий Марахтанов   04.07.2014 16:49   Заявить о нарушении
Это Ваши старшие критики сбили с толку. Кто-то из них написал о том, что роман полифонический. Я тут уже вовсю в яндексе все статьи по смоковнице вычитываю. И толкования библейские и исламские. Кто Вас, Авторов, знает?))

Укрната Киевская   04.07.2014 16:58   Заявить о нарушении
Камни с именем внука вместо живого деда. Это Вы придумали? Или это правдивая история?
Моя бабушка, папина мама, тоже дала мне имя, еще до встречи моих родителей, и ушла...
Все не случайно.

Укрната Киевская   04.07.2014 17:02   Заявить о нарушении
Вот видите, на что роман сподвигнул. На познания дополнительные. Разве плохо?

Юрий Марахтанов   04.07.2014 17:03   Заявить о нарушении
камни со слоговыми именами придумал я. Но, кажется мне, что это была правда. С моими протопотомками.

Юрий Марахтанов   04.07.2014 17:06   Заявить о нарушении
Ваши "письма из Италии" в моем восприятии раскрашивают Миллер в одной его фразе из Тропика Рака о князе, который на улицах Парижа чистит ботинки за гроши; бесчисленные мемуары переселенцев, последние десять лет появляющиеся в сети; обрывки домашних фото и открыток. И это краски невеселые и не цветные. Тяжело читать. Так же как и Белую гвардию невозможно читать.

Укрната Киевская   04.07.2014 17:34   Заявить о нарушении
Вы накрутили. Мои "письма" проще. Никого из упомянутых Вами я не знаю. К сожалению. История почти документальная, один из родственников Благова мой друг.

Юрий Марахтанов   04.07.2014 17:40   Заявить о нарушении
История была общей для всех, Юрий. Для всех, кто живет сейчас.
Не обязательно нужно лично знать солнце или облако.
Накрутила, так полифония тем от мелодии и отличается, "накруткой")

Укрната Киевская   04.07.2014 17:44   Заявить о нарушении
А письма романа читать можно? Просто интересуюсь ощущением со стороны. Старался и о любви тоже.

Юрий Марахтанов   04.07.2014 17:45   Заявить о нарушении
Как же с таким восприятием жизни нелегко, наверное, жить рядом с Майданом.

Юрий Марахтанов   04.07.2014 17:46   Заявить о нарушении
О, ну мне повезло Мураками Хроники заводной птицы осилить как раз с 21 по 29 ноября 2013. Так что нормально. А трое детей не дали времени между завтрак-обед-ужин))
Зиму пережили, и Слава Богу!
Я точно поняла в то время, что не мы решаем сколько будет длиться наша жизнь, потому что ощущение "на волоске" как наступило 30 ноября, так и не уходит никуда. И второе очень ясно поняла: выбор мысль-слово-дело. Несмотря на истории, несмотря на картинки, несмотря на видео.
Будем дальше читать)

Укрната Киевская   04.07.2014 17:53   Заявить о нарушении
Вы меня извините, мистику, любовь и юмор я комментировать не смогу.

Укрната Киевская   04.07.2014 17:55   Заявить о нарушении
Закончила первую часть.
Последняя фраза вернула к не оформленной раньше дочке Маше.
Это та повесть Под небом маренго. Думаю, в ней ответ Маши. Другой Маши другим людям, не своему отцу.
Дети - лакмус. Это мы, взрослые, думаем, что в трудные времена спасаем их от голода. А на самом деле это они в трудные времена спасают наши души и жизни, жертвуя свое детство и смех...

Укрната Киевская   04.07.2014 18:16   Заявить о нарушении
???????????? где она, мистика, тем более юмор?

Юрий Марахтанов   04.07.2014 18:17   Заявить о нарушении
Я последнюю Вашу заметку потом прочитал, после моих знаков вопроса. Извините.

Юрий Марахтанов   04.07.2014 18:21   Заявить о нарушении
Я поняла уже, не извиняйтесь, пожалуйста, а то мне неудобно.

Укрната Киевская   04.07.2014 18:23   Заявить о нарушении