Лакуны эпох

                Продолжение
  Как бы мы ни старались, но на события древние мы продолжаем смотреть с восприятием нынешних реалий. Вот существует нынешнее государство Израиль в определенных границах, и нам кажется, что так было всегда, хотя по Библии мы знаем, что это не так. От этого никуда не уйти, и сожалеть о произошедших метаформозах было бы глупо.
  Сожалеть надо о другом:о том, что между странами существует вражда и даже угроза войны, и нет взаимопонимания. А если бы оно было, какую великолепную историю могли бы написать еврейские и сирийские ученые о времени и народах, населяющих тогда еще общую  для них территорию, не разделенную границами государств. Насколько она была бы интереснее той, которая нам известна!
  Тогда бы, например, могло бы проясниться, действительно ли патриарх Авраам,-личность одинаково почитаемая, как в иудаизме, так и в исламе,- имел отношение к Дамаску. Иосиф Флавий утверждает, что тот даже правил им,будучи "пришедшим вместе с войском из земель за Вавилоном".
  Исламский историк Ат-Табари(838-923годы) писал, что Авраам правил Сирией после царя Азари.
  А в одной из легенд говорится, что Дамаск был назван по имени раба Авраама Дамашека.
  Разумеется, ничего этого в Библии нет и быть не могло, ведь в ней Авраам (тогда еще просто Аврам) отправляется в землю, указанную Богом, совсем для других целей. Но в Библии есть эпизод, когда Авраам мчится со своим отрядом спасать захваченного в плен племянника Лота, и гонит врага аж до Дамаска.
  Значит, что-то "такое" все=таки было? Но что?
  На территории Сирии в ту пору был ряд городов, где были цари. Один из них, Аммуру, основал вождь вторгнувшегося племени хабиру Абущамирта. Он и стал его первым царем.
  Азиру был третьим царем(около 1370г),- тот самый, о котором упоминает исламский историк. Но за Азиру следует Ду-Тешуб, а не Авраам, которого в списке царей города вообще нет.
  Вполне возможно, что его имя, как и в случае с Эблой, убрали из списка, из сирийской истории. Но все=таки более вероятна другая версия, а именно,-связанная с Дамаском. Когда к Аврааму, жившего у дубравы Мамре, прибегает человек с известием о пленении Лота, он застает не только его , но и "Амореянина, брата Эшколу, и брата Анелу, которые были союзники его".
  Союзниками можно назвать лишь тех, кто совместно участвует в каких-то военных операциях. А библейский Авраам имел свою небольшую, но явно эффективную армию:услышав о пленении Лота, он "вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать"(Бт., 14:14).
  Из этого отрывка следует, что хорошо вооруженный и боеспособный отряд у Авраама был всегда и тщательно взращен им самим, человеком, явно одаренным в военном мастерстве. "И разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его,- повествует Библия о ходе операции по освобождению Лота,-и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска".
  Но почему именно до Дамаска? В этих краях давно обосновались арамеи:они населяли Сирию и Ирак до их завоевания арабами. А кто такие арамеи? По Библии, предками их был Аран. Правда, какой именно, неизвестно,- то ли сын Фарры, отца Авраама, и брат Авраама, то ли сын Нахора, еще одного брата Авраама. Но в любом случае, самый ближайший родственник Авраама.
  Потомки Арана постепенно расселялись по новым местам. Жили они и в Харране, где остановились, уйдя из Ура, Фарра, Авраам с Саррой, и Лотом. В Библии  это перемещение никак не объясняется, хотя ясно, что семейство Фарры пришло туда, где жили их родственники, потому что у Харрана есть и второе имя - Пардам-Аран. Может быть, они его и основали, или какую-то часть его, ведь обычно города носили имена тех, кто их основал.
  Считается, что именно арамеи превратили небольшое поселение в город Дамаск. Если это так, то легенда о том, что новому городу было присвоено имя раба Авраама вполне может иметь под собой реальное основание. Может быть, это был храбрый воин и наследник Авраама. По Библии мы знаем, что у Авраама до ста лет не было наследника, и он жаловался Богу:"Я остаюсь бездетным, распорядитель в моем доме этот Элиезер из Дамаска".
  Вероятно, это и был "Демешек", ставший по воле создателей Библии, Элиезером.
  Распорядителем в доме, разумеется, не мог быть случайный человек. Чтобы узнать его и довериться ему, нужно было время. И, видимо, какое-то время Авраам действительно "правил" в Дамаске, поскольку вполне возможно, что арамеи отдали ему это поселение за оказанную им военную помощь в его захвате.
  А со временем он и часть арамеев двинулись оттуда в Ханаан.
  Авраам не был и не мог быть простым кочевником-скотоводом, каким он предстает о страниц Библии. В том, что он был еще и храбрым воином, и военным стратегом, это явствует и из нее. Но для окружающих его народов, среди которых он находился, он был еще и кем-то большим. Иначе, с чего бы вдруг его вышел встречать царь Салимский, священник Бога Всевышнего Мельхиседек, и благословил его и от себя, и от Бога Всевышнего? Ведь в ту пору вооруженные конфликты между царями разных городов-государств или их коалициями были обычным делом.
  Но еще более поразительной представляется покупка Авраамом гробницы Махпела для погребения умершей Сарры. Хетты(некоторые историки полагают, что они пришли с Балкан), среди которых он тогда жил, готовы были отдать ее ему бесплатно!
  И с каким уважением:"Послушай нас, господин наш;ты князь Божий посреди нас, в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою, никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей"(Бт,23:4-5).
  А Хеттеянин Ефрон, на поле которого находилась пещера, готов был подарить Аврааму не только пещеру, но и само поле. Но Авраам настаивал на их покупке, и сделка, к обоюдному удовлетворению, была совершена.
  Итак, пришелец Авраам выглядел в глазах хеттов "божьим князем". И вряд ли это было связано его верой. В ту пору все верили в тех богов, о каких имели представление, и которых почитали в их племени. В той же Эбле, утверждается в некоторых источниках, было аж 500 богов. Но жрецы влияния на государственные дела не имели и исполняли только религиозные обязанности. Об этом как будто свидетельствуют найденные таблички.
  "Моисеевские" же жрецы  всегда хотели иметь влияние на общество и старались сохранить его. Вспомним, как Самуил пугал народ, когда тот потребовал "дать царя", а когда не удалось его напугать, сам выбрал им царя - Саула, надеясь управлять им.
  Когда же Саул попытался освободиться от его опеки, Самуил не только вознегодовал, но по сути проклял его, втайне посвятив в цари Давида.
  В свете всего сказанного, может быть, Эбла была забыта вовсе не случайно? Жрецы не хотели, чтобы перед их паствой был нежелательный пример государственного устройства, в котором им отведена не главенствующая роль.
  Ну а кроме того, уже утверждалась идея единобожия, и Эбла с ее сонмом богов и в этом отношении была " не подходящим" государством, с которого следовало брать пример.
  Поэтому библейский Авраам - это прежде всего "божий человек", он отправляется в Ханаан по зову Господа. Но из Харрана, а не Ура, в котором  его семья, судя по всему, жила на протяжении многих поколений, и где родился сам Авраам.
  Почему пришлось покинуть Ур, Библия не объясняет. Где-то довелось читать, что население покинуло город из-за изменившегося климата. Но куда более веской выглядит другая причина:город заняли эламиты.
  Элам был государством в юго-западной части Иранского нагорья(ныне это в основном территория Ирана), тогда включавшего в себя и территорию современного Ирака. Оно простиралось от Каспийского моря до Персидского залива, и от Евфрата до пустынь Кавир и Лут.
  Вот от кого спасались жители Ура, и, в первую очередь, богатые, а семья Фарры явно принадлежала к этой категории людей.
  Кстати, со временем эламитов изгнали халдеи, родственная арамеям группа.
  В Харране семья Фарры жила, судя по всему, среди довольно успешных родственников. Еврейская электронная библиотека перечисляет города вокруг Харрана, которые назывались, в частности, Серух, Нахур, Терех (имя Фарры на иврите). Автор статьи полагает, что имена члены семьи и родственники получили в честь городов.
  А, может, все-таки наоборот? И города получили имена в честь их основателей? Это выглядит более правдоподобно и объясняет тот факт, что Фарра(Терех) так никуда и не двинулся дальше, и прожил здесь до самой смерти,- а умер он в 205 лет. И только после этого 75-летний Авраам двинулся в путь, в землю, в которой наверняка бывал раньше.
                Продолжение следует

 
 
 

 

 


Рецензии