Лакуны эпох

  Читая в Библии об отношениях патриархов с Господом Богом (так он называется в Ветхом Завете, а в научном переводе Торы на русский язык именуется Всесильным), нельзя не обратить внимание на то, что каждому из них он вновь обещает заповеданную землю, но они так и не получают ее и остаются пришельцами в чужой стране.
  Исааку Бог напоминает об обещании его отцу Аврааму, Иакову - об обещании Аврааму и Исааку, а, спустя века, Моисею -об обещании Аврааму, Исааку и Иакову.
  Ломая голову над вопросом, почему это происходило, я пришла к выводу, что боги у патриархов были разные, а Библия пыталась связать этих троих одной нитью, что, на мой взгляд, не совсем удалось:прорехи видны.
  Казалось бы, раз Авраам принял  идею единобожия и, заключив союз со Всевышним, он подвел под нее прочный фундамент, подтвердив союз с Ним обрезанием всего мужского населения своего многочисленного рода, в том числе и самого себя, в 99 лет.
  Последняя встреча с Богом у Авраама, похоже, была после того, как Авраам собирался принести в жертву ему своего сына Исаака. Дальше библейские авторы сосредоточили наше внимание на житейских делах Авраама:похоронах Сарры, повторной женитьбе патриарха, судьбе его сыновей от нового брака. А он имел с нею шестерых, да еще неизвестно сколько от разных наложниц.
  В сущности, можно сказать, что вторую часть своей жизни, женившись на хеттианке, он и прожил ее как хеттианин, приняв, скорее всего, не только их обычаи, но и их богов. Будь по-иному, авторы Библии не преминули бы сообщить об этом.
  Да и подробнее рассказали бы о второй семье Авраама, а так они ограничились лишь перечислением его сыновей, и тем, куда он их отослал(на восток), сделав Исаака единственным своим наследником.
  "И скончался Авраам, умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему"(Бт.,25:8),- сказано в Библии. Так можно сказать о любом хорошем человеке, но когда говорят о патриархе, ждешь большего. И более значительных слов.
  Но, очевидно, были причины - НЕ СКАЗАТЬ больше и иначе. В первой половине своей жизни Авраам посылает слугу в город Нахора, брата своего, чтобы тот взял оттуда жену Исааку. А если не удастся, пусть поклянется, что не возьмет ему в жены одну из дочерей Хананеевых, среди которых он живет.
  Но это были, скорее всего, не столько религиозные устремления (в Месопотамии поклонялись языческим богам, в, частности, богу Луны), сколько следование традиции:семейные узы заключать исключительно в своем роду, чтобы расширять и укреплять его.
  В этом ключе следует рассматривать и бегство Иакова в Месопотамию, к брату матери Лавану, и женитьбу Иакова на его дочерях. А не потому, что Ревекке было не по себе от того, что Исав женился на хеттеанке (знала бы она, что ее тесть сам на такой женится!).
  Любопытно, как каждый из патриархов строил отношения с Богом. Авраам уважительно, даже почтительно, но в то же время и достаточно смело:вспомним, как он торгуется с ним по поводу наказания жителй Содома.
  Исаак, можно сказать, вообще не имеет своего голоса, он покорно исполняет все, что ему говорит Бог:не иди в Египет- не идет, иди к царю Филистимскому в Герар - идет.
  Бог, если судить по Библии, навещал его редко, во всяком случае, явно реже, чем Авраама, и его покровительство в основном заключалось в приумножении стад Исаака.
  Если история с закланием Исаака действительно была, то неудивительно, что Исаак был тихим, робким и послушным, в результате пережитого потрясения, чего не скажешь о Иакове.  Этот был способен на хитрость и обман, мог из любой ситуации выйти с выгодой для себя, даже в отношениях с Богом. Повстречавшись с ним, он дает себе такое обещание:"Если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом   отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет Домом Божьим;из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам тебе десятую часть"(Бт.,28:20-22).
  Так и хочется рассмеяться при чтении этих строк:надо же, строит отношения с богом по принципу "Ты-мне, я- Тебе"! А Боги, учитывая характер своих подопечных, стремясь притянуть их на свою сторону, соглашаются с их поступками и делами.
  Но если говорить серьезно, то мы не видим никаких доказательств того, что идея единобожия действительно глубоко проникла в души патриархов. Может, поэтому обещания каждому из них - дать обещанную землю- так и остаются не исполненными?
  А одно и до сих пор остается не исполненным.  "И сделаю потомство твое, как песок земной",- говорил он Аврааму. И то же самое Агари для ее сына Измаила. И для Измаила, кстати, исполнилось. Евреев в мире всего тринадцать миллионов, а арабов в сто раз больше.
  Но это, если говорить, о "физической" стороне дела. Что касается духовной, религиозной, то ислам, быть может, и не возник, не будь иудаизма, или возник бы в какой-то иной форме.
  Возник он поздно, в седьмом веке, но и иудаизм возник не сразу, а развивался долго и не без мучений. Что мы, к примеру, знаем о религиозных традициях в семье Иакова до ухода в Египет? Практически ничего. Да и о том, какими они были у евреев, когда они жили там,- тоже ничего. И, видимо, неспроста об этом умалчивает Библия, потому что, скорее всего, в религиозном отношении  евреи в ту пору не очень отличались от египтян.
  Вот и умершего Иакова после смерти бальзамировали по египетскому обычаю, и в пещеру Махпела для захоронения его тело сопровождал большой египетский экскорт, и горевали, как "следовало" у египтян, так что ханаанеи говорили:"Велик плач этот у египтян!". Не как у евреев, заметьте, а как у египтян.
  И вот новый вопрос:а где же все это время, пока евреи пребывали в Египте свыше четырех сотен лет, был еврейский Бог Авраама, Исаака и Иакова? Сам Бог объяснил Моисею свое появление перед ним тем, что "уже вопль сынов Израилевых дошел до меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне".
  Что ж, вполне удовлетворительное пояснение. Разве и в самом деле мы не призываем Бога только тогда, когда нам плохо?
                Продолжение следует
 


Рецензии