Социально-нравственные аспекты истории
число населенных пунктов составляют села, деревни, небольшие починки и
хутора. Сегодня тема истории вятской деревни активно изучается. Историки
посвятили ей немало работ. Например, в 2008 г. вышла книга доктора
исторических наук, профессора ВятГГУ Виктора Бердинских «История
Вятской деревни». Много работ посвящено народным традициям и обрядам.
Новым и интересным источником информации о вятском крестьянстве
являются, на наш взгляд, документы, связанные с деятельностью
священнослужителей. Например, в «Энциклопедии Земли Вятской» (том 8)
Р.С. Шиляева приводит сведения о жизни вятских крестьян, собранные
губернским статистическим комитетом в 1882-1883 г.г. при помощи
анкетирования приходских священников. В приведенных сведениях
обращают на себя внимание факты разрушения векового уклада
крестьянской жизни: «По характеру и нравам простолюдины резко делятся
на стариков и молодое поколение. Мягкость в обращении с равными себе,
доброта, гостеприимство, сдержанность на словах, привычка к старому,
любовь к труду, порядок в занятиях, ровность — отличительные черты
стариков. Молодость все старое разрушила, отреклась от него, увлекшись в
противное и не успев создать определенно нового. От этого — грубость,
презрение к старшим, жестокость в обращении с низшими себе в каком либо
отношении, лесть, обман, распутство, мотовство, стремление к легкой
наживе, презрение к честному труду, беспорядочность в образе жизни
наблюдаются на каждом шагу.
… Между крестьянами, составляющими наш приход, те, которые редко
отлучаются из дома для заработков в другие места, отличаются скромностью,
трудолюбием, самостоятельностью... Напротив, которые часто отлучаются
на заработки, более склонны к раздорам, нестроениям, обманам и к
пьянству...».(1)
Экономические условия конца XIX века – рост промышленности и
городов, уход на заработки из деревни в город внесли новые, часто
негативные, черты в характер вятских крестьян.
И если проблему разрушения моральных устоев и традиций в деревне
одними из первых отметили представители духовенства, то и бороться с
этими отрицательными явлениями предстояло тем же священникам. А
средством борьбы стало СЛОВО - проповедь, произносимая в храме.
Для характеристики жизни вятской деревни начала ХХ века нам
показалось интересным привлечь несколько необычный источник. Это
издание императорского университета св.Владимира в Киеве «Проповеди.
Приложение к руководству для сельских пастырей», вышедшее в сентябре1901 года. Оно было обнаружено в середине 1980-х годов на чердаке одного
из идущих под снос домов в городе Нововятске Кирово-Чепецкого района,
ныне Нововятском районе г. Кирова.
Место находки дает возможность с большой долей вероятности
предположить, что именно эти проповеди читались в храме одного из
окрестных сел г. Вятки. О том, что издание активно использовалось на
протяжении нескольких лет, говорит множество карандашных пометок и
правок на полях и в тексте проповедей.
Издание датировано 1901 годом – самым началом ХХ века, и мы
попытались по тем темам, которые предлагали издатели к произнесению с
амвона, рассмотреть проблемы русской деревни этого времени.
Проповеди располагаются в порядке церковного календаря, например:
«Поучение в неделю 15–ю по Пятидесятнице» или «Поучение в день
Рождества Пресвятой Богородицы».
Всего в трех выпусках (сентябрь, октябрь, ноябрь) содержится 49
проповедей. Из них 32 посвящены исключительно религиозным темам, 17
касаются государственных событий, обыденной жизни крестьян, семьи и
образования. Наибольшее число проповедей (4) посвящено необходимости
образования и грамотности, еще 4 темы касаются событий, связанных с
царствующим Домом Романовых, 2 проповеди - о взаимоотношениях мужа и
жены и необходимости взаимной любви, 1 проповедь посвящена борьбе с
пьянством. Остальные из тем, не связанных с церковной историей и
праздниками, посвящены призывам к милосердию, взаимопомощи, а также
различным моментам крестьянской жизни.
Интересна проповедь, содержащаяся в сентябрьском выпуске. Она
озаглавлена «Речь к присяжным заседателям по принятии ими присяги. Как
должны творить суд свой присяжные заседатели?». Здесь крестьяне
рассматриваются как полноправные члены общества, и общество доверяет
им выносить решения по уголовным делам. Священник, обращаясь к
присяжным, призывает: «…Вы должны внимательно и строго различать и
отличать преступника, совершившего свое преступление по злой воле и не в
первый раз, от совершившего таковое случайно, невольно, в силу несчастно
сложившихся обстоятельств. И если последнего вы в праве помиловать,
чтобы не ожесточить его, то первый непременно должен понесть
наказание».(2)
Простые слова должны были побудить будущих присяжных к
справедливости и беспристрастности, они сказаны так просто и понятно, что
не потеряли своей актуальности и сегодня.
Четыре проповеди, посвященные династии Романовых, касаются в
основном памятных дат, например: «Поучение в неделю 22-ю по
Пятидесятнице и в день восшествия на престол (20 октября ст.ст.)
благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича . О долге
повиновения предержащей власти». В проповеди утверждается мысль, что
царь это отец всей великой и многомиллионной семьи, которая называется
Россия, и все труды его на благо народа, а также приводятся примерыповиновения верховной власти из Священной истории и житий святых.
Священник обращается к прихожанам: «Братие - Христиане! Если Слово
Божие и пример святых мужей, исповедников святой православной веры
нашей, показывает, что всякому подданному должно повиноваться царю и
поставленным от него начальникам даже тогда, когда эти повеления не
согласны с нашими желаниями и выгодами, то какому осуждению подлежат
те, которые по своенравию, а еще более по пагубному внушению врагов
общественного порядка противятся распоряжением власти?».(3)
Тут явно чувствуется противостояние идеям революционной борьбы,
пропаганда которых активно велась среди городских рабочих, той среды,
куда часто попадали крестьяне, уходившие на заработки. Здесь они теряли
связь со своими крестьянскими корнями и традициями. Перенимали
«городской» образ жизни, становились атеистами. Именно такая ситуация
сделала их благодатной почвой для пропагандистов революционных идей.
Таким образом, церковь пыталась предотвратить процесс проникновения
революционных идей в крестьянскую среду.
Еще одна интересная тема, поднимаемая в проповедях сельских
священников это случай крушения царского поезда 17 октября 1888 года под
Харьковом.
«Днем в 2 часа 14 минут, когда поезд, спустившись с уклона, шел по
ровной насыпи со скоростью 64 версты, сильный толчок сбросил с места всех
ехавших в поезде. Ужасная картина разрушения, оглашаемая воплями и
стоном изувеченных, представилась глазам уцелевших от крушения», - так
описывали современники эту трагедию.
Несмотря на ужасную катастрофу, все члены царской семьи и сам
император Александр III остались целы и невредимы, и это стало
восприниматься в народе как явленное чудо.
Данному событию посвящена проповедь «Царственные заветы.
Поучение в день 17 – го октября». «…Государь поспешил на помощь к
пострадавшим при крушении, лично высвобождал из под обломков вагонов
раненых и трупы убитых… Государем был вызван на станцию приходской
священник. Приложившись благоговейно к св. кресту и поцеловавши у
скромного сельского батюшки руку, Государь выслушал благодарственное
Господу Богу молебствие по случаю чудесного избавления от величайшей
опасности и панихиду по жертвам несчастного случая…».
Этот случай чудесного спасения должен был укрепить веру народа в
сакральный характер государственной власти и богоизбранность династии
Романовых и особо подчеркнуть почтительное отношение монарха даже к
простому сельскому священнику. Далее автор предлагает вспомнить
заветы, оставленные Александром III русскому народу, и самый главный из
них - «прежде всего беспредельная любовь к Родине, а также к страждущим
и нуждающимся в нашей помощи.».(4)
Особое место в проповедях сельских священников уделялось
милосердию и благотворительности. Взаимная помощь и забота об
обездоленных считалась долгом для всех верующих людей: долгом не толькогражданским, но и духовным, наравне с постом и молитвой. «Не достаточно
еще, чтобы зрелище бедственного положения ближнего возбуждало в душах
наших сострадание и готовность оказать им деятельную помощь. Милостыня
- дело не только доброе, но и святое. А святое дело должно быть и
совершаемо свято, с благоговением и молитвою».(5)
В проповеди в неделю 19-ю по Пятидесятнице, озаглавленной «Закон
жизни», ее автор священник Владимир Данкевич отмечает, что в селе
ослабевает взаимная помощь друг другу «Все для себя и ничего для других –
вот что сделалось законом жизни большинства людей». Отец Владимир
отмечает, что в таком случае среди людей часто зарождается вражда и ссоры.
Здесь точно подмечен процесс разложения сельской общины: богатые
крестьяне становились еще богаче и часто за счет использования дешевого
труда своих бедных односельчан, а в сердца бедняков вселялась зависть и
злоба. Так в русской глубинке прорастали первые побеги европейского
капитализма. Священник призывает, чтобы люди, живущие в одном селе или
деревне, всегда откликались на призывы о помощи. «Мы желаем, чтобы
люди помогали нам в нужде, беде и горе, - не будем же безучастны и сами к
нужде и горю ближних. Поможем ближнему в труде - и он нам поможет,
пособим ему в нужде – и он нам пособит, утешим его в горе, посетим в
несчастии и болезни – и он придет утешить нас, когда мы будем в таком же
положении…».(6)
Простые слова, касающиеся повседневной жизни, часто звучали с
амвона в проповедях сельских священников. Священник выступал не только
как лицо духовное, но и как человек, наделенный житейской мудростью,
несущий груз моральной ответственности за происходящее в его приходе.
Приходилось сельским батюшкам бороться и с таким извечным злом как
пьянство. Особенно актуальна эта проблема стала в конце XIX века в связи
с массовым уходом крестьян на заработки в город, где они попадали в
общество городских пролетариев, лишенных каких либо сдерживающих
моральных норм, и где пьянство становилась частью повседневной жизни.
Возвращаясь в родные места, такие люди приносили с собой страсть к
выпивке, вовлекая в этот порок своих односельчан.
В «Поучении при открытии чайной попечительства о народной
трезвости. О вреде пьянства и необходимости борьбы с ним»(7) священника
Павла Максименко особо подчеркивается отношение к пьющим как к
больным, «расслабленным». К таким людям необходимо относиться с
христианской любовью, а не с осуждением, считает автор проповеди.
Большая надежда возлагалась на открытие в селах «чайных», где бы
крестьяне могли собираться для культурного проведения досуга. А победа
над пороком пьянства называлась не иначе как исцелением. «Перемена
внешней жизни страдавшего пьянством, его выздоровление, улучшение его
хозяйства, благоденствие и радость семьи, изменение мнения окружающих о
страдавшем к лучшему, долголетие его, правильное отношение к ближним и
большее доверие к переставшему пьянствовать – все это приложитсяисправившемуся, все придет само собою, как только он перестанет
пьянствовать.»
Как отмечает в своей статье «Вятские крестьяне в начале XX века»(8)
историк В.Е. Мусихин, за 16 лет (с 1897 по 1913 г.г.) в Вятской губернии
произошел настоящий демографический взрыв. Население губернии,
несмотря на высокую смертность и стихийное переселение за ее пределы,
выросло на 800 тысяч человек. Большинство рождений приходилось на
сельскую местность. Но этот рост не сопровождался пропорциональным
увеличением продовольственных ресурсов, так как сельское хозяйство в
основном носило экстенсивный характер. Земля, обрабатываемая
дедовскими методами, не давала необходимого урожая. Поэтому Вятское
земство стремилось улучшить положение крестьян, всеми мерами
способствуя повышению агрокультуры, обеспечивало на льготных условиях
породистым скотом, элитными семенами, по умеренным ценам
распространяло сельхозмашины и усовершенствованные орудия труда. Но
для того чтобы всем этим крестьянин захотел и смог воспользоваться,
требовалось поднять общий уровень грамотности на селе.
Часто крестьяне не считали нужным отдавать в школу своих детей.
«Умеет считать и писать и будет с него…». Пример такого противодействия
можно найти в дневнике деревенского юноши Алексея Лалетина (1894):
«Тятя к школе доверчивей стает; главная часть, привыкает к такому порядку.
Раньше, когда мы в училище думаем идти, то тятя ворчит, отклоняет нас,
говорит, надо то сделать, другое сделать. Мы говорим, да что ты: ведь мы
неделю работаем, сколько тебе надо, столько заставляй, а воскресенье надо
на отдых… Когда мы собираемся в школу. То он теперь почти не ругается, а
только молча злится да хмурится».(9)
Существовала настоятельная необходимость показать крестьянам все
преимущества знания. И приходские священники включились в эту
разъяснительную работу. Вот, например, «Поучение о пользе грамотности»
священника Николая Кибардина.(10) В составленной им проповеди особенно
подчеркивается, что грамота «полезна и нужна для благоустройства хозяйств.
Чтобы в хозяйстве было все хорошо, в порядке для этого кроме труда и
старания, нужно знание, или, иначе сказать, нужен труд разумный
осмысленный. Один только он может доставить хорошую пользу хозяину.
Грамотный, сведущий человек, при одних и тех же трудах, от одних и тех же
занятий, всегда приобретет выгод несравненно больше, чем неграмотный,
несведущий….Так–то для хозяйства нужны ум, знание и
предусмотрительность.».(11)
Вятская деревня в начале ХХ века жила все еще патриархальными
понятиями, складывавшимися в течение веков. В этом мире женщинам
отводилось место в основном у печи, люльки и в поле. О какой либо
грамотности тут и говорить было нечего: книги читать, пусть даже и
религиозные, было просто некогда. Да и никто не понял бы стремление
крестьянки к знаниям. В данном вопросе церковь занимала однозначнуюпозицию: нравственно-религиозное образование женщины имеет
благотворные последствия.
В своей проповеди священник Николай Кибардин призывает крестьян:
«Обучать грамоте надобно не только мальчиков, а и девочек. Сделавшись
впоследствии матерями, они могут по своей близости к детям заняться
обучением своих детей. Грамотные матери в первоначальном воспитании
детей могут быть гораздо полезнее, чем отцы. Учите же, посылайте в школу
не только мальчиков, а и девочек, чтобы семьи ваши были хорошими,
благоустроенными и счастливыми. Аминь».(12)
Проповеди сельских священников это очень своеобразный, и, в то же
время, интересный исторический источник. Все примеры проповедей,
входящих в рассматриваемое нами издание, имеют своих авторов, рядовых
сельских священников со всей территории Российской империи, и
обращались они к темам, которые их наиболее волновали, к темам о
назревших проблемах общества, поэтому, даже если они и не содержат каких
то статистических данных, все таки достаточно точно отражают особенности
своего времени.
Не имея зачастую других источников информации, крестьянин
получал от священника сведения не только касающиеся религиозной
стороны жизни, но и о важных событиях, произошедших в стране и мире, о
памятных датах русской истории и, даже, достижениях науки и техники. В то
же время священник в своих проповедях пытался выставить заслон перед
различными негативными явлениями, проникавшими в крестьянскую среду.
Сельского священника заботило не только посещение церковных служб и
внешнее благочестие прихожан, но и их повседневная жизнь: семейное
благополучие, взаимоотношения между супругами, родителями и детьми,
правильное и успешное ведение хозяйства. И следует помнить, что
проповеди, опубликованные в этом издании, не просто чтение, это слова,
звучавшие в реальности в 1900-е годы с амвона сельских храмов, и
разнообразие тем в них говорит о большой роли сельского духовенства в
жизни вятских крестьян.
Примечания
1. Шиляева Р.С. Социальный портрет вятского крестьянина (по сведениям о приходах
Вятской епархии) последней четверти XIX века// Энциклопедия земли Вятской. Т. 8.
Этнография. Фольклор. – Киров, Вятка, 1998. - С. 231–234.
2. Проповеди. Приложение к руководству для сельских пастырей. – Киев,
Типография императорского университета св.Владимира, 1901. Сентябрь. – с.540.
3. Там же. С.577
4. Там же. С.562-565.
5. Там же. С.523.
6. Там же. С.531.
7. Там же. С.669.
8. Мусихин В.Е. Вятские крестьяне в начале XX века//Энциклопедия земли Вятской.
Т.4. История. – Киров, Вятка, 1995. - С. 282–297.
9. ГАКО Ф. Р-128. Оп. 1- а. Д. 8. Л. 8 об. – 9.10. Согласно историческим документам, Кибардины — известный на Вятке
священнический род, представители которого были известны как духовные и
общественные деятели. К священническому роду Кибардиных принадлежала и мать
великого русского художника XIX века Виктора Михайловича Васнецова. Среди
священников Кибардиных есть мученики и исповедники, пострадавшие в период гонений
на церковь.
11. Проповеди. Приложение к руководству для сельских пастырей. Сентябрь. – Киев,
Типография императорского университета св.Владимира, 1901. – с.534
12. Там же. С.535.
Свидетельство о публикации №214040501886