Эпопея на Чирчикском кабельном переходе

               Эпопея на Чирчикском кабельном переходе


       Избыток снега, накопившегося в ту суровую и многоснежную зиму в горах Каржентау и Чаткальского хребта, с наступлением таяния в марте стал переполнять водохранилище Чарвакской ГЭС. Плотина ГЭС представляла собой сооружение высотой около 150 метров, перекрывающее в ущелье реку Чирчик. В случае неконтролируемого сброса воды при переполнении плотины ее потоки грозили произвести катастрофические разрушения населенных пунктов, расположенных ниже по течению вдоль реки Чирчик, в том числе и двухмиллионного Ташкента. Начался аварийный сброс воды. Река Чирчик превратилась в полноводную, стремительно несущую свои холодные, горные воды, могучую реку. Кроме шума воды, в образовавшихся порогах в
реке был слышен глухой гул перемещающихся по дну булыжников и гальки, которые плотно покрывали дно. Жители расположенных по берегам реки населенных пунктов, зная нрав реки, практически не посещали ее берега. Правый высокий берег, на котором разместились кишлаки, был укрыт заросшей зеленью виноградников и других
плодовых деревьев. Среди густой зелени садов то тут, то там возвышались высокие зелено-серебристые свечи пирамидальных тополей. Левый берег, более пологий, был покрыт густыми зарослями камышей, местами прорезанными протоками. Населенные пункты с этой стороны предусмотрительно стояли в некотором отдалении. В русле
реки, несмотря на высокий уровень беснующейся воды, отдельными бастионами возвышались каменисто-песчаные острова, не густо покрытые кустарником. На всем протяжении, до впадения в реку Сырдарья, река Чирчик имела несколько русел, которые образовывали эти самые острова. Уровень воды в реке зависел от наличия снега в горах, жары и, соответственно, времени года. Только ближе к зиме
наступило умиротворение реки, и тогда она совсем не походила на могучую реку летней поры.
        Земли, расположенные вдоль реки Чирчик и ограниченные с севера проходящей параллельно Чирчику более спокойной степной реки Келес, тоже впадающей в Сырдарью, образовывали область, с древних времен известную как высокоурожайная сельскохозяйственная зона. Здесь возделывались пшеница, ячмень и просо, в горах и степных районах развивалось скотоводство. Область называлась Чач или Шаш, правители которой проживали в районе нынешнего Ташкента. Отсюда и произошло название Ташкента, сначала Шаш – Таш – Ташкент. Жители говорили на языке, похожем на согдийский. В области насчитывалось более 50 каналов, служащих для орошения земель. Водой каналы питала и поныне питает река Чирчик. Наиболее известный канал Бозсу, длиной около 160 км, берущий начало в окрестностях г. Чирчик, впадает в Сырдарью. Когда был прорыт канал – неизвестно. Канал проходит через Ташкент,
где образует целую сеть каналов (Салар, Анхор, Карасу, Каракамыш, Бурджар, Аккурган, Актепа и др.), обеспечивающих поливной водой город и его окрестности, кроме того, на каналах образована целая сеть ГЭС, вносящих заметную долю в энергоснабжение великого города. Некоторые ГЭС были построены по плану ГОЭЛРО в 1923-1936 гг. и нисколько не портят вид города. Думаю, что подобной
уникальной системы водоснабжения и энергообеспечения нигде в бывшем Союзе не было.
       Город Чирчик основан в 30-х годах на базе рабочих поселков.Это современный промышленный город, главными отраслями которого являются химическая, машиностроительная и энергетическая. В 1981 году в городе насчитывалось 136 тыс. человек. Я неоднократно бывал в Чирчике, и мне очень нравился этот город. Расположен он в 32 км от Ташкента.И вот этот район в первой половине 60-х годов пересекла кабельная магистраль КМ-521, принимавшая часть связей с основной
– КМ-23. Кабельная магистраль выполняла функции обходной. Трасса обходила Ташкент с севера на восток и далее на юг на г. Тойтепа, шла дальше и затем стыковалась с кабельной магистралью западного от Ташкента направления. На своем пути кабель пересекал степную реку Келес, реку Чирчик и многочисленные оросительные
каналы.
       После устранения стихийных повреждений, которые случились в ту весну на основных кабельных магистралях, наступила очередь КМ-521, которая тоже была повреждена. Уже было известно, что кабель поврежден в речном переходе через Чирчик. Поскольку Чирчик в месте кабельного перехода имел несколько русел, а
сам переход был длиной не менее 3 км по пойме, для перевозки людей, измерительной техники и оборудования был нанят вертолет, как наиболее приемлемый в данных условиях вид транспорта.
       И вот наступил момент, когда команда молодых людей во главе с начальником лаборатории Воробьевым А.В., погрузившись на вертолет, полетела на кабельный переход. Наш руководитель Воробьев Анатолий Владимирович, в то время молодой, моего возраста, товарищ, несмотря на некоторую амбициозность и важность от
сознания значимости выполняемой работы, был товарищем, обладавшим многими положительными качествами. Это был грамотный, честный специалист. Чувствовалось, что он очень любит свою работу, за подчиненных стоял всегда горой и несколько ревностно относился к тем, кто не относился к его команде, но мог выполнять
хорошо такую же работу. Я не относился к его команде, так как был в эксплуатационно-техническом отделе у Гальперина Е.С., который не нагружал меня бумажной работой, но зато дозволял заниматься практикой, и я ему был благодарен за это своего рода свободное художество. Перед бригадой была поставлена задача определить, в каком состоянии находится кабель, и постараться локализовать
место его повреждения. Я тоже был включен в состав бригады.
       При подлете к кабельному переходу с интересом рассматриваем реку Чирчик с многочисленными островами и зарослями камыша по левому берегу. Река безлюдна, но вот я вижу – в одной из многочисленных проток какой-то абориген помахал вертолету широкополой соломенной шляпой. Возможно, это был кореец, так как его обличье смахивало на представителя этой национальности, тем более что в этом районе они компактно проживали и невдалеке находились земли знаменитого корейского колхоза «Политотдел». Чем промышлял среди зарослей камышей кореец – неведомо, возможно рыбачил.
       Вот подлетаем к речному переходу, наш руководитель вместе с пилотами определяет место посадки на одном из островов. Вертолет снижается, и начинается выгрузка – бригады, оборудования, приборов и шансового инструмента. Едва успели
выгрузиться, вертолет без всякой договоренности с руководителем взмыл вверх и стал быстро удаляться в том же направлении, откуда прилетел. Воробьев, не ожидавший такого оборота событий, чертыхается. Так бригада осталась на острове на неопределенное время. Такое начало несколько обескуражило. Нужно было хотя бы распределиться на двух островах, и тогда можно определить состояние кабелей между ними. Делать нечего, когда прилетит вертолет – неизвестно, приступаем к работе. Определяем место прохождения кабелей по острову, откапываем котлован для их вскрытия, определяем возможность пешего перехода с одного берега на другой. Оказывается, в русле реки не так уж и глубоко, воды ниже пояса, можно переходить. У меня на правой ноге мо-золь, поэтому прочно стоять на дне, покрытом галькой и булыжником, затруднительно и стремительный водный поток сбивает с ног.
В этом случае приходится перебираться вплавь, но плыть прямо бессмысленно, так как река быстро относит и не стоит бороться с водой, нужно плыть наискосок, и тогда стремительно несущая вода помогает быстрее переплыть, но тут нужно рассчитать так, чтобы успеть перебраться до бурлящей порожистой воды. В кон-
це концов, все-таки приспособились переходить реку, взявшись за руки друг с другом. Но все же это было не решение проблемы, вода в реке была холодная и, кроме того, нужно было перетаскивать имущество, приборы и оборудование.
       Орлы-вертолетчики заявились к концу рабочего дня. Глядя на их довольные рожи, можно было предположить, что за время отсутствия они тоже поработали неплохо. Я думаю, что кореец не зря помахал им своей широкополой шляпой.
       После небольшого перерыва работа на речном переходе возобновилась, но руководство управления от услуг вертолетчиков отказалось. Были подключены военные из Туркестанского военного округа. Бригаде был выделен мощный БТР, который отлично зарекомендовал себя при выполнении аварийных работ. На глубине он хорошо плыл, а коснувшись колесами дна, резко ускорялся. Так проблема переезда через Чирчик была решена. За сравнительно небольшой срок было устранено несколько обрывов, из двух кабелей удалось восстановить один, используя для этого оба
кабеля. Связь была восстановлена, но не было никаких гарантий, что связь будет надежно работать хоть какое-то продолжительное время.
       Почему стало возможным такое серьезное повреждение кабеля на речном переходе? Строителями был проложен и смонтирован кабель с круглой броней МКСК7х4х1.2. Прокладку производили кабелеукладчиком в то время, когда река Чирчик была маловодна и казалась ручейком, и кабель спокойно пролежал несколько лет. Резервного кабельного речного перехода проектом не было предусмотрено, по-видимому, из-за того, что река не была судоходной. При первом же серьезном испытании кабель в нескольких местах был размыт и перемещающиеся булыжники и галька сточили броню до такого состояния, что стал возможен разрыв от напора воды. С таким видом повреждения я познакомился впервые здесь, на Чирчике. Потом мне приходилось встречаться с такими повреждениями только в Средней Азии.
      Конечно, эксплуатацию не устраивало такое положение вещей, нужно было
принимать какое-то решение, чтобы повысить надежность работы кабеля на речном переходе и обеспечить безаварийность хотя бы на пару лет до проведения капитальных работ по восстановлению речного перехода. И здесь сказал свое веское
слово главный механик антенно-мачтовых сооружений УКРМ-10 Громовенко В.А., в то время совсем молодой специалист. Я читал книгу, выпущенную к 40-летнему юбилею УКРМ-10, и, к сожалению, не обнаружил в ней фотографию Валентина, этого симпатичного и толкового специалиста, а хотелось бы хоть так через много лет посмотреть на него. Правда, о его делах немного упоминается в книге. По его предложению, например, в 1988 году на реке Пульхаким-сай в Байсунском ущелье были построены воздушные переходы КМ-25 с применением шпренгельных конструкций. А его сын возглавляет цех, в котором когда-то я был начальником.
      Громовенко В.А. предложил конструкцию воздушного речного перехода через реку Чирчик. Суть предложения заключалась в следующем.На островах устанавливались опоры из четырехгранных пирамид, основания которых не закапывались в грунт, а были окантованы арматурной сеткой, и внутренность опоры заполнялась булыжником,
который в великом множестве находился в округе. Сами опоры выполнялись из бревен. Высота их рассчитывалась исходя из расстояния между опорами, веса кабелей и троса, на котором держался кабель.
       Задача закрепления кабеля на опорах была решена блестяще, на вершину опоры устанавливался вертикально круглый диск с желобом по окружности для троса. Кабели подвешивались к тросу, который мог свободно перемещаться по желобу диска при температурных изменениях. В то время я уже был начальником участка и поэтому был в курсе проектных и строительных работ и мои сомнения в надежности предлагаемой конструкции Валентин убедительно опровергал.
       Проект и расчеты выполнил сам Громовенко В.А.За устройство перехода взялась фирма «Каскад», курировал работы с ее стороны толковый и пунктуальный инженер Пягай Павел, мой ташкентский друг, кореец по национальности. Все было сделано достаточно быстро. Уже осенью переход был готов и сдан в эксплуатацию. В натуре он выглядел внушительно. Не помню, сколько было установлено опор и какой высоты они были. Конструкция была выполнена по принципу «ваньки-встаньки». Булыжники уложены в основание на высоту не менее двух метров, а нижняя грань пирамиды была не менее трех метров. Кабель использовался марки МКСАБП 7х4х1.2, а сам переход перехватывал всю пойму Чирчика шириной не менее трех километров. К зиме связи были пропущены через этот переход.
       На повестку дня встал вопрос капитального восстановления речного перехода. Пока решались вопросы финансирования, прошло год-полтора. Наступила пора начать работы. Проектные работы были поручены Ташкентскому отделению ГСПИ, в котором в то время существовал большой отдел с опытными специалистами по проектированию кабельных линий. Актуально стоял вопрос глубины прокладки кабеля в речном переходе. Проектировщиками был предложен интересный расчет этой глубины.            Предполагалось, что гальки и булыжники, устилающие дно реки, при максимальном
напоре воды смещаются на какую-то известную величину, более низкий слой смещается в результате трения на несколько меньшую, тоже известную величину и т. д. Таким образом можно определить глубину, где смещение равнялось нулю. Такой, по расчету, явилась глубина около 10 метров. Она была принята за проектную. Проект был готов, нужно найти подрядчика. Подрядчика нашли в лице ПМК ирригации и мелиорации. Это была опытная и серьезная организация. Я совершенно не представлял, как они будут проводить землеройные работы в русле реки и на такой глубине. Оказывается, что
для них это обычная работа. Сначала они перекрывали русло реки и направляли воду по другому руслу. Затем в ход вступала землеройная техника, выборка грунта осуществлялась драглайном, представлявшим собой одноковшовый экскаватор с гибкой канатной связью стрелы и ковша. Такие экскаваторы применяются при
гидротехническом и мелиоративном строительстве и имеют, как правило, большой выброс стрелы и большую емкость ковша. После завершения работы в русле мы производили прокладку кабеля и измерения. Потом кабели засыпались и производились повторные измерения. Барабаны с остатками кабеля находились у котлована для последующей прокладки. Глубина заложения кабеля строго контролировалась. Обычно барабаны с кабелями находились на острове. Далее открывалось русло для протока воды и перекрывалось следующее русло. Работа проводилась при минимальном
стоке воды зимой. Все было выполнено в установленные сроки без каких-либо срывов.
        Так была закончена работа по восстановлению речного перехода через реку Чирчик на КМ-521. Я испытывал моральное удовлет-ворение от того, что принимал участие в обуздании этой реки, и думал, что теперь она не сможет повредить кабель, так как он был упрятан надежно на глубину, недоступную для своенравной реки.
        И вот несколько лет назад с удивлением узнал, что река и не думает
сдаваться. Кабель, пролежав спокойно какое-то время, снова стал повреждаться. Я не знаком с характером и подробностями повреждений и потому не могу комментировать эти события.
        В упомянутой выше книге, посвященной юбилею УКРМ-10, пишется, что в 1988 году на реке Чирчик было начато строительство перехода с применением специальной защиты из железобетонных блоков, соединенных между собой шарнирно. Конструкция разработана Киевским отделением ЦНИИС. В 1984 году такая защита была успешно применена через реку Илек на КМ-23. Строительство такого перехода через реку Чирчик из-за организационных просчетов вовремя не было завершено, и начавшийся мощный паводок разрушил то, что было сделано. В результате этой и других неудач специалисты УКРМ-10 пришли к пониманию, что не все переходы должны
быть подводными, делается заключение в вышеуказанной книге.
        В целом магистраль работала стабильно, на ней имелись вантовые переходы через каналы, но кабельный переход через реку Чирчик большую часть своего существования работал в аварийном режиме, и эта проблема, по-видимому, так и не была решена.

        И все-таки давайте попробуем поразмышлять на тему обрывов кабелей в русле реки Чирчик. Кабель был закопан на глубину 10 м, глубина заложения кабеля при восстановительных работах мной лично контролировалась. Не думаю, что за прошедшее время русло Чирчика настолько размылось и углубилось – более чем на десять метров. Тогда почему повреждался кабель в русле? При паводках не происходит размытие и углубление русла. Там происходит перемещение гальки и булыжников. Предполагаю, что в данном случае происходит подъем кабеля к поверхности дна реки.
Подъем постепенный и планомерный. Люди, обладающие особой чувствительностью, могут определить подземный поток воды, про-хождение подземных коммуникаций с помощью лозы или двух Г-образных металлических прутков. Например, я определял, таким образом, прохождение кабеля под линией электропередачи еще в те времена, когда приходилось работать с простыми кабелеискателями, не имеющими защиты от влияний линии электропередачи. С помощью прутков хорошо определялось прохождение трассы кабеля, причем энергия линии передачи нисколько не влияла на прутки, которые я свободно держал в руках. В месте пересечения трассы кабеля прутки скрещивались, а при прохождении вдоль трассы прутки расходилисьна них действовала энергия неизвестного происхождения. В данном случае на речном переходе происходило скрещивание двух энергоносителей – кабеля и бурной реки Чирчик, сосредоточивающих энергетические потоки неизвестного нам вида.
       Обратимся к книге известного этнографа и физика В.А.Чудинова «Священные камни и языческие храмы славян». В книге Чудинов В.А. дает прочтение надписей на камнях, сделанных когда-то в давние времена славянами. В главе «Камни Перуна» он рассказывает историю Синь-камня Плещеева озера. Среди камней Макоши, Велеса и других камни Перуна отличаются своей величиной и мощной энергетикой. Многие годы после принятия на Руси христианства церковь весьма мирно и терпимо уживалась с язычеством, но в XVII веке во времена Никона повела решительную борьбу с язы-
чеством. Вот тут-то и досталось Синь-камню – этому «языческому богу». Возглавил эту борьбу с камнем дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий. Он с помощниками выкопал около камня большую яму, столкнул в нее Синь-камень и закопал. Сразу после этого действа дьякон свалился в тяжелой лихорадке и умер, а камень через пятнадцать лет вновь оказался на поверхности. Но на этом злоключения со священным камнем язычников не кончились. Следующая попытка расправы с камнем произошла через 150 лет. Церковные власти решили заложить валун в основание фундамента колокольни церкви на другом берегу Плещеева озера. Камень был погружен на специально изготовленные дровни и повезен по льду Плещеева озера на другой берег. На середине озера лед подломился, и камень затонул на глубине около двух саженей. Церковь решила, что наконец-то избавилась от камня навсегда. Но переславские рыбаки стали замечать, что камень не стоит на месте, а потихоньку движется к берегу, и через какие-нибудь шестьдесят лет он появился на северо-восточном берегу у подножия Ярилиной горы в нескольких километрах от затопления. Какие-то могучие силы заставляли перемещаться этот громадный валун. Кстати, это не единственный случай перемещения камней. Такие случаи описаны и у иностранных авторов. Какая энергия перемещает и двигает камни?
          Уже в 70-е годы прошлого столетия было обнаружено, что большие по размерам камни имеют сложную вихревую энергетическую инфраструктуру, в виде полос, обвивающих камни. Наиболее крупные камни имеют до семи энергетических полос или витков. Вихревая энергетическая структура не привязана к поверхности камня, а возвышается над камнем или уходит под него, чем-то напоминая
разветвленное дерево. Перемещения вверх и вниз энергетического потока зависит от фаз Луны и местоположения ее на небосводе. Вихревые структуры обнаружены не только в отдельных камнях, группах камней, но и вокруг ряда старинных сооружений – храмов и замков. Указанные объекты находятся не только в силовом канале, но и в узловом пункте, где происходит скрещивание силовых линий. Подобные камни обладают мощной и неоднородной энергетикой, которая при определенных обстоятельствах оказывает сильнейшее физическое воздействие на людей. Не является ли ложе дна, устеленного булыжниками и галькой в русле реки Чирчик, гигантским энергоносителем? Кабель, пересекающий это русло, тоже является энергоносителем. И происходящее скрещивание двух энергоносителей оказывает силовое воздействие на менее массивный энергоноситель, которым является в данном конкретном случае кабель – он медленно и верно поднимается к поверхности ложа дна, где его ожидает разрушение в результате источения брони перемещающимися булыжниками и галькой. Поэтому углубление кабеля с целью его защиты на Чирчикском речном кабельном переходе оказалось неэффективным мероприятием.

   Из книги "Прощание с медными жилами"
   Недавно получил печальное известие из Ташкента о кончине Громовенко В.А.


Рецензии