Химу одевается как джентльмен. Хумаюн Ахмед

«Химу и русская фея». Хумаюн Ахмед

Рецензия на книгу, часть первая

Хумаюн Ахмед (13.11.1948 – 19.07. 2012) – один из самых популярных писателей современного Бангладеш. Умер от рака. Я познакомлю вас с одной из последних его книг. Время издания - февраль 2011 года. 

Теперь перейдем к самой книге. Она написана на бенгальском языке в стиле непридуманных историй. Хумаюн Ахмед создавал целые серии произведений, и книги про Химу – один из самых популярных циклов. Первая книга была написана в 1990 году, а последняя – та, о которой мы сейчас говорим – в 2010. Химу – самый любимый герой Хумаюна Ахмеда, и один из самых популярных героев в современной литературе Бангладеш.
Действие книги происходит в Дакке в конце 2009 года. Коротко завязку можно изложить так: бизнесмен средней руки из Дакки по имени Маджед Кхал знакомится на фейсбуке с русской девушкой по имени Аэлита. Аэлита молода, красива, обеспечена и у нее американское гражданство. Родилась она в России, но затем переехала в Америку. Там она очень быстро сумела себя найти, став востребованным фотографом. Аэлита увлекается бенгальским языком, понимает, но не говорит. Для улучшения своих знаний языка она решила приехать в Дакку. Кроме этого, у нее была еще одна цель: сделать интересные снимки, отражающие жизнь современной республики Бангладеш.
Итак, книга начинается с разговора Маджеда Кхала с Химу.
«Маджед Кхал, понизив голос, почти шепотом произнес: «Хочешь увидеть настоящую фею?»
Химу сказал: «А что за фея?»
«Самая что ни на есть настоящая!»

Далее, после серии шуток, Маджед  показал Химу напечатанную на принтере фотографию.
Короче, девушка была запечатлена во время игры в большой теннис. Короткая юбка, возбужденное от интенсивной игры лицо…
Химу очень понравился этот снимок.

Затем Маджед сказал: «… Если эту девушку нельзя назвать феей, то кого тогда можно так назвать?»
Химу с этим полностью согласился.
Итак, она в конце декабря приезжает в Дакку, и Маджед предложил Химу стать ее гидом.
На что Химу сказал: «Но я совсем не говорю по-английски! Какой из меня гид!»
Маджед возразил: «Эта девушка хочет улучшить свой бенгали. Поэтому ей нужен учитель».  То есть, даже лучше, если Химу не говорит по-английски. Так девушка быстрее освоит бенгали.
Маджед начинает объяснять Химу, что от него требуется: «Ты все время будешь находиться в обществе этой девушки. Слыша постоянно твои слова, она непременно в тебя влюбится. Когда любовь усилится, я устрою твою свадьбу. Женившись на ней, ты сможешь уехать в Америку. Это твой единственный шанс. Теперь понял ход моих мыслей?»  Химу спросил: «А как ты с ней вообще познакомился?»
«В интернете. Аэлита – мой друг на фейсбуке. Ей 21 год. У нее одна проблема: она еще не встретила ни одного более-менее разумного сверстника. В ее присутствии любой мужчина выглядит как осел». И еще одна вещь: Аэлита – вегетарианка. Для Бенгалии это очень важное качество.
Но тут возникла одна проблема: у Химу нет хорошей одежды.
Маджед сказал: «Об одежде вообще не беспокойся. У меня где-то висит костюм и галстук твоего  дядюшки».

Из этих слов мы можем понять, что Химу и Маджед – дальние родственники. Далее выясняется, что Химу не умеет завязывать галстук. Но эти проблемы все решаемы, и вот Химу преобразился так, что «теперь можно пойти в вечерний клуб и заказать бутылочку-другую…»
Но тут возникла проблема: ботинки. Те, что были в наличии, не подходили. Тогда Маджед сказал: «Я дам тебе денег, купи хорошие черные ботинки. А пока вот – сандалии твоего дядюшки. Внизу стоит машина. Доезжаешь на ней до обувного магазина, и сразу туда. А до магазина можно добраться в сандалиях».
Химу мысленно сказал: «Я отказался от машины и от сандалий. Поэтому во мне что-то осталось от прежнего Химу. Я при галстуке и в костюме, но иду босиком».
Но Дакка большой город. Все люди погружены в свои мысли, поэтому на босые ноги Химу никто не обращал внимания. Никто не смотрел на его ноги.
В Дакке раньше была каста неприкасаемых под название мучи («сапожники»). Вот они первым делом смотрели на обувь. Нет ли на ногах сандалий. И только потом обращали взгляд на лицо человека. Но эти люди уже в прошлом, поэтому теперь никто не обращает внимания на вашу обувь.
Далее произошло одно очень интересное событие, оно довольно неплохо характеризует сознание современного бенгальца:
«Мои босые ноги вызывали удивление только у маленьких детей. Но им простительно. Одна маленькая девочка, которую мать за руку вела из школы, поминутно обращала свой взгляд на мои босые ноги, причем она пыталась обратить внимание на это и своей матери. Она что-то ей поспешно говорила. Но мать одернула ее за руку и ускорила шаг. Девочка уперлась и не хотела идти. Тут я приблизился к этой паре. Следуя внутреннему побуждению, я сказал: «Эй, малышка, как дела?»
Девочка, вопреки существующим правилам поведения, запинаясь от смущения, сказала: «Почему у тебя нет обуви?»
Я ответил: «А разве до изобретения обуви люди не ходили босиком?»
Тут мама потянула девочку за руку и сказала: «Пойдем, Таниджа!»

Итак, девочку зовут Таниджа. Она сыграет заметную роль в этой книге. Теперь продолжим:
«Таниджа произнесла: «Как говорит мой учитель, если человек ходит без обуви, он несчастен.
Я ответил: «Таниджа, посмотри вокруг: на улицах Дакки большая часть нищих ходят без обуви. Но они не выглядят очень несчастными!»
Тут мама девочки, бросая в мою сторону раздраженные взгляды, обратилась ко мне с интонациями плохо скрываемого раздражения: «Пожалуйста, не выводи меня из себя!»
Я ответил: «А что тебя так смущает? Почему ты, глядя на меня, испытываешь страх?»


Тут между ними возникла небольшая перепалка, в конце которой женщина сказала: «Да что тебе вообще от нас нужно?»
«У меня только одна проблема: отсутствие обуви. Галстук и костюм есть, а ноги босые! А кроме этого всё в порядке! А ведь учитель Таниджи сказал, что босые люди очень несчастны! Вот я и страдаю!»
Мать уводила от Химу девочку, но Химу упорно шел за ними. Всё это напоминало детскую игру. И Химу хотелось увидеть ее конец.
Женщина хотела поймать рикшу, но рикш не было. Женщина так и застыла с голосующей рукой.
Всё это время Таниджа с улыбкой смотрела на Химу. А Химу улыбался ей в ответ.
Короче, дело чуть не дошло до драки, женщина даже пыталась наброситься на Химу. Но Химу всё равно упорно шел за ней. Так они дошли до их дома. Дом явно принадлежал зажиточному бенгальцу, это был частный особняк, окруженный забором. Женщина остановилась у ворот  и сказала: «Всё, дальше идти нельзя! Уходи отсюда!»
Химу сказал: «Наверняка, у тебя в доме есть пара ненужных ботинок! Дай мне их, и я уйду!»
Таниджа сказала: «Мама, у папы есть много ботинок, вынеси этому дяде одну пару!»
Но мать, зашипев на дочь, силой затащила ее в дом. Они вошли, и за ними захлопнулась дверь. А Химу остался стоять перед домом.
Он недоумевал, что сделает эта женщина: позвонит мужу, вызовет полицию или что-то еще. Начались томительные минуты ожидания. Химу стоял возле дома и улыбался, а в доме царила паника.
«У людей есть одно очень важное качество: любопытство. Вся наука, искусство и литература, - всё имеет один корень: любопытство человека. А на улицах Дакки у людей это качество было проявлено в огромной степени.
Очень скоро вокруг Химу собралось не менее пятидесяти человек. И у толпы появился лидер».

Очень сильный на вид человек. Он подошел к Химу и спросил, в чем дело, представившись. Его звали Алам. Далее Химу говорит:

«В этом доме живет девочка по имени Таниджа. Она обещала вынести мне пару старых ботинок своего отца. Вот я стою и жду. Ботинок еще не выносили».
Алам посмотрел на мои босые ноги. Кажется, это его сильно тронуло. Сдавленным голосом он произнес: «Не дали ботинок! Но ведь обязательно надо дать!»

 Затем Алам громовым голосом обратился к толпе:

«Посмотрите, что творится! Этот человек стоит здесь босой! А они не дают ему обувь!»

Вся толпа тоже прониклась этой несправедливостью. Люди стали переговариваться между собой: «Надо дать ему ботинки! Не уйдем, пока они не дадут!»

«Через полчаса вокруг Химу стояло уже около двухсот человек. Толпа запрудила всю улицу. В ней образовалась группа людей, склонных к насилию. Они хором стали кричать: «Давай ботинки! Давай ботинки! Если не дашь, мы сожжем дом!»
 А дальше началось нечто невообразимое:

«В эту толпу, создавая большие неудобства, вклинилась почти новая белая машина представительского класса. Водитель стал часто сигналить, что взбесило воинственно настроенных людей. Они стали поджигать эту машину. Водитель, открыв дверь, попытался убежать, но его догнали, избили почти до полусмерти и положили возле горящей машины».

Алам пытался как-то успокоить людей. Он обратился к ним с короткой речью. Во имя Аллаха он просил людей успокоиться, говоря, что сам пойдет в дом и мирно попросит ботинки. А вот если ботинок не дадут, тогда можно начинать…

«Но тут в переулке показалась еще одна, на сей раз красная, машина. Недалеко от толпы она остановилась. Водитель – очень умный человек. Выйдя из машины, он исчез в мгновение ока».
Короче, у Химу появилось даже три пары ботинок. Среди них одни, коричневые, вполне подошли.
Теперь он в ботинках выбирается подальше от этого дома. А вокруг бушует народный бунт. Люди ломают ворота, жгут машины и так далее, выкрикивая один и тот же лозунг: «Давай ботинки! Давай ботинки!» Выйдя на большую улицу, Химу нос к носу столкнулся с ревущими полицейскими  и пожарными машинами. А за ними подъезжала скорая помощь.
На другой день в газете появилась фотография Алама Сахеба, он был в наручниках. Его называли «зачинщиком ботиночного бунта».


Рецензии