Достоевский сегодня - о нечто большем, чем финансы

                НеувИденный Достоевский.
                Достоевский СЕГОДНЯ? или о нечто большем,
                чем только финансы.

                "Россия опять собирается с мыслями" (франц.).

                Формула Достоевского, спустя 150 лет,
                из последней тетради "Дневника писателя" (1881г.):
               
                "Мысль моя, формула моя - следующая:
                "Для приобретения хороших государственных
                финансов в государстве, изведавшем известыне
                потрясения, не думай слишком много о текущих
                потребностях, сколь бы сильно ни вопияли они,
                а думай лишь об оздоровлении корней -
                и получишь финансы" (Ф.М.Достоевский, 1881г.).

                ***

     Удивительно, но кто бы мог увидеть-подумать, что Достоевский СЕГОДНЯ просто чрезвычайно актуален или вИдение Достоевского чрезвычайно актуально востребовано. В чем и кАк?..
В последней тетради "Дневника" (1881г.) Достоевский, казалось бы, пишет лишь и только о финансах. Но посмеем поставить таковой вопрос: разве "лишь и только" или Вопрос стоит о нечто большем, чем только финансы?..
А может быть Достоевский чрезвычайно, даже профетически, востребован СЕГОДНЯ для российского общества (в кризис 2014 года)?..

Итак, вот "Выбранные места" из последней тетради "Дневника писателя" (1881г.) Ф.М.Достоевского:
 
ЯНВАРЬ
Глава первая.
1. Финансы. Гражданин, оскорбленный в Ферсите...
"Господи, неужели и я, после трех лет молчания, выступлю, в возобновленном "Дневнике" моем, с статьей экономической? Неужели и я экономист, финансист? Никогда таковыми не был. Несмотря даже на теперешнее поветрие, не заразился экономизмом, и вот туда же за всеми выступаю с статьей экономической. А что теперь поветрие на экономизм - в том нет сомнения. Теперь все экономисты... Да и как не быть экономистом, кто может теперь не быть экономистом: падение рубля, дефицит! Этот всеобщий экономический вид появился у нас наиболее в последние годы, после нашей турецкой кампании... рубль пал, займы на военные расходы и проч. Но тут, кроме собственно рубля, была и отместка, да и теперь продолжается, именно за войну отместка: "Мы, дескать, говорили, мы предрекали". Особенно пустились в экономизм те, которые говорили тогда, в семьдесят шестом и седьмом годах, что денежки лучше великодушия, что Восточный вопрос одно баловство и фикция, что не только подъема духа народного нет, не только война не народна и не национальна, но, в сущности, и народа-то нет, а есть и пребывает по-прежнему все та же косная масса, немая и глухая, устроенная к платежу податей и к содержанию интеллигенции; масса, которая если и дает по церквам гроши, то потому лишь, что священник и начальство велят. Все русские Ферситы (а их много развелось в интеллигенции нашей) были тогда страшно оскорблены в своих лучших чувствах. Гражданин в Ферсите был оскорблен. Вот и начали они мстить, попрекая финансами...
 
Глава вторая.
2. Старая басня Крылова об одной свинье.
"А чтобы обо всем этом наконец совсем уже кончить, приведу одну маленькую, очень хорошенькую басенку Крылова, должно быть, всеми теперь забытую, ибо до Крылова ли в наш теперешний деловой и мятущийся век? Эта басенка невольно припомнилась мне, еще когда я начал собираться писать мою статью о финансах и об оздоровлении корней. У Крылова она имеет прекрасное нравоучение, но на другую тему, на тему о других корнях. Но это все равно, она и к нам подходящая. Вот эта басня:

            Свинья под Дубом вековым
            Наелась желудей досыта, до отвала;
            Наевшись, выспалась под ним;
            Потом, глаза продравши, встала
            И рылом подрывать у Дуба корни стала.
            "Ведь это дереву вредит, -
            Ей с Дубу Ворон говорит, -
            Коль корни обнажишь,
            Оно засохнуть может". -
            "Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
            Ничуть меня то не тревожит:
            В нем проку мало вижу я;
            Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
            Лишь были б желуди: ведь я от них жирею". -
            "Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут:
            Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
            Тебе бы видно было,
            Что эти желуди на мне растут".

  Хороша басенка? И неужели мы согласимся походить на такой портрет?.."

3. ГЕОК-ТЕПЕ. Что такое для нас Азия?
"...Мало того: в Азии, может быть, еще больше наших надежд, чем в Европе. Мало того: в грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть наш главный исход!
 Я предчувствую негодование, с которым прочтут иные это ретроградное предположение мое (а оно для меня аксиома)...
...Тем не менее и во всяком случае трудно сказать, чтобы общество наше было проникнуто ясным сознанием нашей миссии в Азии и того, что собственно для нас значит и могла бы значить впердь Азия. Да и вообще вся наша русская Азия, включая и Сибирь, для России все еще как будто существует в виде какого-то привеска, которым как бы вовсе даже и не хочет европейская наша Россия интересоваться. "Мы, дескать, Европа, что нам делать в Азии?" Бывали даже и очень резкие голоса: "Уж эта наша Азия, мы и в Европе-то не можем себе порядка добыть и устроиться, а тут еще суют нам и Азию. Лишняя вовсе нам эта Азия, хоть бы ее куда-нибудь деть!" Эти суждения иногда и теперь раздаются у умников наших, от очень их большого ума, конечно...
...Но от окна в Европу отвернуться трудно, тут фатум. А между тем Азия - да ведь это и впрямь может быть наш исход в нашем будущем, - опять восклицаю это. И если бы совершилось у вас хоть отчасти усвоение этой идеи - о, какой бы корень был тогда оздоровлен! Азия, азиатская наша Россия, - ведь это тоже наш больной корень, который не то что освежить, а совсем воскресить и пересоздать надо! Принцип, новый принцип, новый взгляд на дело - вот что необходимо!..
...Создалась бы Россия новая, которая и старую бы возродила и воскресила со временем и ей же пути ее разъяснила. Но для всего этого нужен новый принцип и поворот. И всех менее потребовал бы он ломки и потрясений. Пусть только хоть немного проникнутся (но проникнутся), что в будущем Азия наш исход, что там наши богатства, что там у нас океан... тогда у нас все еще будет простор и ширь, поля и леса, и дети наши будут расти у отцов своих, не в каменных мешках, а среди садов и засеянных полей, ВИДЯ НАД СОБОЮ ЧИСТОЕ НЕБО..."
         (Ф.М.Достоевский "Дневник писателя", 1881г.).

                ***

Некоторые, сомневаясь, скажут: "так уж и профетично ли СЛОВО Достоевского?"...

Именно, потому-то очерк наш и называется, как "НеувИденный Достоевский". Ибо мы не увИдели должным образом СЛОВО Достоевского, не прониклись СЛОВОМ, не вникли в Образ-идею Достоевского. А СЛОВО Достоевского предельно просто и профетично, как:

                "...а думай лишь об оздоровлении корней -
                и получишь финансы-("желуди")..."
                (Ф.М.Достоевский, 1881г.).

  Но самое-то главное тО, чтО не только и не столько о богатствах земли сибирской-азиатской говорил Достоевский, но про богатство души народа говорил русский провидец, про вот это, как:
"...А между тем Азия - да ведь это и впрямь может быть наш исход в нашем будущем, - опять восклицаю это. И если бы совершилось у вас хоть отчасти усвоение этой идеи - о, какой бы корень был тогда оздоровлен! Азия, азиатская наша Россия...".

И кто бы мог тогда (во времена Достоевского) предугадать и предположить, что Достоевскому будет дан ответ, будет дан ответ из глубины Сердца Азии другим народным провидцем-писателем, который, почти век спустя и также в последние дни жизни своей как и Достоевский, скажет свое пророческое слово, как ответ Достоевскому:

                "Мы с вами распустили нацию. Теперь предстоит тяжелый труд -
                собрать ее заново. Собрать нацию гораздо сложнее, чем
                распустить"
                (Василий Макарович Шукшин)
           (Из высказывания на встрече с М.А. Шолоховым в станице Вешенской)
                /1974/ 

Именно, духовное собирание нации по-искоркам в единство соборования - вот наши стержень и корень и сила духа в Правде.
И разве это только бы мечта или нечто большее, чем "лишь и только"?...

                «Я за идею мою стою…
                «Красотою мир спасется»…
                …Нет, не мечом, но духом возродится мир,
                и Россия найдет в себе силы сказать миру это
                великое слово – Возрождение…»
                (Ф.М. Достоевский)

«…Пушкин незадолго до своей гибели пишет «Памятник»; Гоголь, Тургенев, Толстой в конце пути тоже подводят итоги. Достоевский говорит: «Всё только ещё начинается».
Он умирает на взлёте: в момент величайшего проявления своей духовной мощи – после недавнего московского триумфа, едва успев дописать последние страницы «Братьев Карамазовых». Он уходит в час, когда, по его собственным словам, «вся Россия стоит на какой-то окончательной точке, колеблясь над бездной», уходит, не ведая, что всего через месяц после его кончины будет оборвано 25-летнее царствование Александра-2. Он уходит, не подозревая о том, что его собственные похороны сделаются заключительным актом целой исторической эпохи…» (И.Л. Волгин, с. 7-8, 2010).

«Всё в будущем столетии… Россия – новое Слово…» – записывает Достоевский в свою тетрадь. ...но слово – ему хотелось верить в это, – слово его переживет те времена и пространства всемирных потрясений, которые не то что предвиделись, но явно ощущались им. И пусть только там и тогда услышится его слово, все-таки коли услышится, то и отзовется…» (Ю.И. Селезнев, с. 435-475, 1990).

              (5-6 апреля 2014г.)
 


               


Рецензии
Прочёл Вашу подборку и понял, что нужно переиздать мою книжку "Достоевский на каждый день". Она вышла тремя изданиями в конце прошлого века и разлетелась как горячие пирожки. И состояла она как раз из актуальных высказываний Достоевского, помещённых им в "Дневник писателя". Поразительно, как он современен!
С уважением

Виктор Винчел   28.07.2014 04:43     Заявить о нарушении
Виктор, здравствуйте! и спасибо за понимание (мысли и текста).
В свою очередь, я солидарен Вашему Пониманию творчества Ф.М.Достоевского, как и Вашему стремлению переиздать книгу "Достоевский на каждый день". Ибо действительно, "Достоевский сегодня" - это чрезвычайно своевременно и востребовано, и, по-моему, как никогда прежде.
Хотелось бы увидеть и прочитать Вашу книгу о Достоевском.

Виктор, если Вы интересуетесь жизнью и творчеством Достоевского и если Вас не затруднит, то посмотрите публикацию на моей странице под названием "Триумф и Голгофа творчества Достоевского. Введ.3".

Буквально вчера я ознакомился с удивительной книгой как "Русская дума. Портреты русских мыслителей", так и с удивительными образными размышлениями Автора книги.

Цитирую:

"Достоевский - это тот, кто пережил смерть (Голгофу) - и воскресение..." (Георгий Гачев "Русская дума", М., 1991).

И мне близки образные размышления Г.Гачева, ибо и сам размышляю образно.
И вопрос здесь должен стоять как не о "перерождении убеждений" у Достоевского" (Н.О.Лосский, И.Л.Волгин или И.И.Гарин), а вопрос ПРО духовное ВОЗ-Рождение Достоевского в Достоевском.
Вопрос: для чего?
Чтоб ПОНЯТЬ Человека в человеке, дабы Быть Человеком, подобным по Образу Всевышнего.
Трудна задача и, кажется, непостижима, но Путь открыт для испытаний жизни и подвигов творчества.

С Уважением,

Бармин Виктор   29.07.2014 07:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.