Как стать экзистенциалистом

Будьте посторонними…



 
Обычно я не пишу театральных рецензий. Не то что бы я чувствовал себя выше этого, или набивал цену. Но есть столько прекрасных постановок, о которых стоит рассказать, и о каждой можно спорить часами…

 
Но надо же когда-то начинать.


 
Нет ничего милее среди интеллектуальных забав, чем спор о материи и сознании. Первично ли бытие, а сознание порождено им как слюна рождается видом еды, либо наоборот. Мы сами создали бога, или он нас…

 
Часто спорщики полагают, что находятся на острие философского спора, тревожащего умы миллионов. И от решения зависит судьба человечества. Они удивятся, узнай что мир утратил к нему интерес.

 
Собственно, сама эта проблема, порожденная своеобразным способом употреблять слова, принятым в немецкой философии позапрошлого века, большую часть человечества никогда особо и не занимала.

 
Рождение и смерть, поиск смысла и выбор цели, одиночество и любовь, разочарование и надежда, доверие и близость, нравственный выбор и риск… вот далеко не полный перечень наших повседневных забот.

 
И совершенно не важно, курица или яйцо…


 
Вдоволь наигравшись с дуализмом, европейцы придумали экзистенциализм. Впрочем есть версия, что его создали мстительные французы специально что бы очернить великую немецкую философию.

 
Экзистенциальная философия не занимается надуманными сущностями. Ее предметом стал живой человек во всей своей противоречивой трагичности. Реальные беды, поступки и чувства вместо пустых абстракций.

 
Основным инструментом экзистенциалистов стали наблюдательность и правда. Наблюдать человека в его естественной среде, как ученый наблюдает и исследует зверя. И честно говорить об увиденном.

 
Не прятаться за надуманными конструкциями и не подгонять мир под искусственные схемы. Оставить мудрствование, и на время стать детьми. Детьми, которые не разучились правде и знают что все короли голые.

 
Голый человек в обнаженном мире…


 
Одним из первых и наиболее прославленных экзистенциалистов был Альбер Камю. Большая часть его текстов скорее художественные, нежели философские трактаты. Впрочем, почти все экзистенциалисты - писатели.

 
Так что, Достоевский и Толстой тоже вполне могли бы претендовать быть причисленными к цеху… если бы не родились слишком рано. Кроме того, великая русская литература все же грешила морализаторством.

 
Русский литератор привычно предпочитает должное сущему, противопоставляя человеку реальному, которого он глубоко и прекрасно знает, человека идеального. При этом последний как правило изрядно надуман.

 
Камю не занят конструированием ангелов. Он демонстрирует человека в разрезе, сурово и зримо, как в анатомическом театре. Реальное завораживает и пугает… и ему нет никакой идеальной альтернативы.

 
Реальный человек оказывается чужим. Посторонним.


 
Спустя несколько десятилетий после описываемых событий, прекрасный нижегородский режиссер Александр Ряписов поставил пьесу по мотивам «Постороннего» Камю… и потом мы долго обсуждали и спорили…

 
Должен сказать, это пожалуй лучшее из возможных прочтений экзистенциального послания, которое я мог себе представить. Более того, почти полностью сохранен авторский текст, хотя он не предназначен для сцены.

 
Грустная и пугающая повесть о человеческом одиночестве, бессмысленности и убийстве, построенная как монолог приговоренного к казни, выполнена в форме моноспектакля, что в театре вообще редкость.

 
Однако лишь эта форма оказалась способна передать бессмысленность и пустоту мира, в котором пребывает герой. Он словно Робинзон, живущий среди людей, но полностью и неустранимо одинокий.

 
Экзистенциализм утверждает, что это участь каждого из нас.


 
Каждый из нас существует, теша себя иллюзией общений. Но мы одиноки, и ни один человек, кем бы он ни был, не имеет доступа в наш внутренний мир. Мы робинзоны, изгнанники потерпевшие крушение.

 
Мы с рождения заперты в скорлупу собственного черепа, устроенную как тюремная камера. Наше заключение пожизненно и одиночно. А в конце нас ждет смерть. Приговор окончателен и обжалованию не подлежит.

 
Это совсем не то чего мы хотели, но нас никто не спрашивал. Миру безразличны наши желания, он существует сам по себе, огромный, равнодушный и холодный, как мертвая мать, которую вспоминает герой.

 
Нам хочется вырваться из клетки, нам кажется что где-то есть настоящая жизнь, что спасение еще возможно… но все разбивается о непреклонность мира. Тогда мы ищем забвения в любви, приключениях и делах.

 
Но это нас не спасает.


 
Однако, здесь нет пессимизма. Выход, предлагаемый экзистенциализмом, это мужество. Стойкость перед лицом неустранимой трагичности жизни. Отказ от бегства и попыток успокоить себя. Тогда нам открывается суть.

 
Подобно античному стоику, экзистенциалист отвергает надежду на спасение. Он не нуждается в том что бы его спасали. Он согласен со смертью, и поэтому может принять жизнь. Он уже не бежит от себя.

 
Он знает, что его никто не ждет. Знает, что ему никто не нужен, и сам не нуждается ни в ком. И его это совсем не огорчает. Ведь до того как он понял это, жизнь была чередой бессмысленных случайностей.

 
Человек рождается не по своему желанию, ходит на работу не выбирая ее, встречается с теми, с кем познакомила судьба… а потом, если так сложились обстоятельства, совершает бессмысленное убийство.

 
А потом его убивают. И никому нет до этого дела.


 
Ничто не изменится, примет ли человек сторону бога, или отвергнет его. Выберет ли он верить в материю или в торжество разума. Все это слова, миллионы пустых и напрасных слов, за которыми прячется страх.

 
Страх перед непредсказуемостью мира. Страх перед его огромностью и чудовищной силой. Страх перед равнодушием небес. Страх перед собственным одиночеством. Страх перед болезнями, страданием и смертью.

 
Они больше не властны над экзистенциалистом. Не потому что нет причин беспокоиться. А потому что причины беспокоиться есть, но с этом вполне можно жить. Жить, находя причину для жизни в собственной стойкости.

 
Или, просто потому что так есть. Жизнь, это вполне достаточная причина для того что бы ее продолжать. И все наши поиски смысла суть лишь поспешное бегство от наших навязчивых страхов. Но нам некуда бежать.

 
Остановитесь и посмотрите на себя.


 
Реальные проблемы, с которыми соприкасается человек, и те решения и ответы, которые он найдет, совершенно не связаны с тем, что вы предпочтете выбрать из искусственно навязанной вам альтернативы.

 
Мир обойдется без вас, и скорей всего будет при этом счастлив. Возможно, именно вы представляете ту самую загвоздку, которая мешает ему достичь совершенства. Вполне вероятно, что вас здесь не ждут.

 
Наверно, мир создан не ради того, что бы вы испытали счастье. Более того, есть основания полагать, что мир являет собой гигантскую камеру пыток. Либо он просто безразличен к вам. Ему в сущности все равно…

 
Впрочем, если вы задаетесь подобными вопросами чаще, чем раз в неделю, не спешите записывать себя в экзистенциалисты. Скорей всего, вам просто плохо. И очень может быть, что на то есть причины.

 
Как бы там ни было, не убивайте никого. Лучше сходите в театр.


 


Рецензии