Мохнатик и Топтушкин

Как-то летом бурундучок по имени Мохнатик попытался найти ответ на один из всё время мучивших его вопросов.
– Вы всё знаете, – хитро сказал он старой ондатре, – может быть вы знаете, куда бежит Серебряный ручей и где он кончается?
Слова «вы всё знаете» обычно чудесным образом  действовали на любого собеседника (что было не раз испытано), и старая ондатра не стала исключением. С высокой болотной кочки, на которой ондатра дремала, она польщённо ответила:
– Конечно, знаю. Ручей бежит на запад к Совиным горам  и там исчезает в каком-то болотце среди диких скал и трясин. Так, во всяком случае, рассказывала моя бабушка.
– Каким же огромным должно быть то болото?! – воскликнул Мохнатик, не совсем доверяя словам ондатры.
– Да, – сказала в раздумье ондатра, – возможно. Но это всё, что я знаю. Чтобы поверить, нужно самому увидеть, где кончается Серебряный ручей. Правда, я ещё не встречала ни одного зверька, который бы совершил подобное путешествие.
– Я хотел бы это сделать, – сказал серьёзно Мохнатик.
– Не смешно, – несколько надменно фыркнула ондатра. – Малютке бурундуку такое путешествие будет не по силам.
– Я упрямый, – заявил Мохнатик.
В ответ ему были водяные брызги. Ондатра залезла в ручей и с громким шумом и фырканьем стала принимать водяную ванну.
И вот однажды ранним утром бурундучок Мохнатик и рыжий хомячок Топтушкин отправились в путешествие. Конечно, они могли бы расспросить кого-нибудь ещё о Серебряном ручье, но это  было бы слишком неинтересно. Им самим хотелось сделать хоть маленькое, но открытие, и самим увидеть то таинственное место, где кончается Серебряный ручей.
«Да о таком путешествии я мечтал всю жизнь», – говорили они, стараясь приободрить друг друга.
У них было удивительное романтическое настроение. Такое настроение хоть раз в жизни посещает всякую живую душу, даже самых закоренелых домоседов, и толкает их к необыкновенным приключениям и безоглядным поступкам.
Остались позади их жилища, уютные норы на лесной опушке. Путешественники по сухой песчаной тропинке углубились в редкий берёзовый лес. Попутный ветерок чуть шевелил метёлки трав, раскачивал сверкающие на солнце сети пауков. Среди ветвей деревьев мелькали лоскутки синего бездонного неба.
Они бодро шагали на запад, изредка с важным видом обмениваясь репликами по поводу похода.
– К вечеру вернёмся назад, – беззаботно говорил Топтушкин. – В темноте я становлюсь совершенно рассеянным и могу свалиться в какую-нибудь грязную яму.   
Ручей, до того петлявший среди деревьев, выскочил на уютную полянку, и жаркое летнее солнце стало нещадно палить им в  затылки.
Здесь ручей устроил маленький водопад: шумный поток весело падал на мокрые камни, пускавшие во все стороны яркие солнечные блики. В воздухе над водопадом висели миллионы микроскопических капелек воды, в которых празднично сияла маленькая радуга. В воде среди ярких пятен света и тени лениво кружилась мелкая рыбёшка, плавали красные водяные клопики. Грациозные стрекозы стремительно носились над водопадом, громко треща своими голубыми крыльями.
Они шли по неведомо кем проложенной тропинке по берегу ручья. Осталась позади вересковая пустошь, заросшее цветущим рогозом болотце со стайкой уток. Внезапно тропинка пропала в зеленовато-буром мху. А ручей всё бежал и бежал куда-то, напевая свою водяную феерическую песню.
– Мне кажется, ручей никогда не кончится, – вздохнув, сказал устало хомячок Топтушкин. – И мы будем идти, идти в бесконечное пространство, теряясь в сумерках вечности.
По сухому бурому мху Мохнатик и Топтушкин забрались на небольшой холм и вдруг сквозь еловые ветки они увидели прямо перед собой громадные вершины Совиных гор. Казалось что горы мрачновато, снисходительно и свысока рассматривали их, маленьких путников, невесть как оказавшихся здесь.
Оробев, путешественники вошли в тёмное ущелье. Ручей, бурля, бежал по каменистому ложу, вода громко журчала на перекатах. На мелких местах, в серой прозрачной воде, были видны белые ракушки и камни. Тёмно-зелёные, почти чёрные ели и пихты стояли на стенах и громадных скалах закрывая небо, в котором не видно было солнца.
Здесь было грандиозно и мрачно. Восторг, который они испытывали, приближаясь к Совиным горам, постепенно сменился тревожным ожиданием. Каждая мелькнувшая тень стала пугать их и казалась им неведомым и страшным зверем.
– В таких местах обязательно живут зловредные зверьки, – бесцветным голосом сказал Топтушкин.
Он заглянул в ручей и не увидел в нём отражения голубого неба. Зато он увидел себя – маленького рыжего хомячка. Ничего героического он в себе не обнаружил. Хомячок Топтушкин вспомнил страшные легенды об этих местах и, глядя на свои дрожащие лапы, подавленно произнёс:
– Я не могу дальше идти! Мне очень неуютно здесь.
– А как же наша мечта? – обеспокоенно сказал бурундучок Мохнатик. – Мы обязательно должны увидеть то необыкновенное место, где исчезает ручей. Оно должно быть совершенно фантастическим! У меня такое предчувствие.
Но хомячок Топтушкин, очевидно охваченный внезапной паникой, взволнованно бормотал:
– Я не могу забыть страх! Меня пугают страшные мысли, они всё время со мной.
– Я тоже боюсь, – сознался смущённо бурундучок Мохнатик. – Только знаешь, ничего опасного пока не было. Давай убежим от страха?
– Прекрасная мысль, – недоверчиво пробормотал хомячок Топтушкин.
Мохнатик, сделав серьёзный вид, громко приказал:
– Пусть страх останется у этого горелого пня!
Он повернулся к Топтушкину и прошептал:
– Бежим!
Они бежали изо всех сил, не оглядываясь, но из их затеи ничего не вышло. Когда они остановились и перевели дух, страх всё ещё был с ними.
Они прошли сквозь мелкий сухой валежник. Незаметно они оказались в густой чаще леса, где царил зеленоватый полумрак. Над ними нависали шершавые стены скал изборождённые древними морщинами. Еловые лапы закрывали всё небо. В отдалении тихо журчал ручей, и изредка сверху доносились голоса птиц. Прямо перед путешественниками была пещера, в темноте которой вдруг блеснули два жёлтых огня и раздался жуткий голос:
– Угу-угу!
– С-со-ва! – пискнул в ужасе хомячок Топтушкин.
– Угу-угу! Угу-угу! – повторил кто-то совсем рядом над их головами, и зашумел ветками так, что посыпались еловые шишки.
Над камнями под сумрачным пологом леса кружились огромные совы. Крик хомячка разбудил их.
Минуты опасности бурундучок Мохнатик и хомячок Топтушкин провели в узкой сухой ямке, полной колючих еловых иголок. Тут впервые они узнали, что это такое, по-настоящему дрожать от страха.
Из ямы они пробрались в заросли папоротника и под его густыми листьями бросились бежать, не разбирая дороги. В конце концов они заблудились. Ручей исчез, и не было слышно его песен.
Вокруг путешественников стояли стеной густые заросли кустарника, за которыми часто находились бездонные пропасти. Было слышно, как монотонно кукует недалеко кукушка. Они вышли к маленькой горной полянке, лес расступился и открылось небо, в котором были видны величественные вершины гор. По небу по воле ветра скользили мелкие серые тучки. За одну из скалистых вершин зацепилась одна из них и висела неподвижно, словно изящный воротничок.
Спустившись вниз с колючего гранитного валуна бурундучок Мохнатик и хомячок Топтушкин подошли к кромке тумана.
– Облако спустилось с неба! – крикнул обрадовано хомячок, с удовольствием погружаясь в белую непроницаемую мглу. – Нам повезло. Совы теперь ни за что не найдут нас!
Бурундучок Мохнатик и хомячок Топтушкин осторожно ступая пошли вниз, откуда, будто бы из какой-то огромной трубы выползал сырой белый туман.
– Самое главное, с кем-нибудь не столкнуться, – заявил повеселевшим голосом Мохнатик. – Однажды в таком же тумане на меня едва не наступил огромный лось. Белый туман и бегущий лось, о, это ужасно!

Неожиданно полоса тумана кончилась и они оказались на песчаном берегу у кромки воды. Перед ними лежало громадное величественное пространство покрытое водой. Здесь было такое количество воды, что всему
этому должно было быть какое-то название, но ни бурундучок Мохнатик, ни хомячок Топтушкин такого слова не знали.
– Куда мы попали?! – восторженно воскликнули путешественники, удивляясь чудесному, невиданному прежде пейзажу.
Мерцая, монотонно катились к берегу зелёные холодные волны. Редкие растрёпанные клочья тумана беспорядочно суетились над беспокойной поверхностью воды. Волны с шумом  накатывались на берег и умирали, оставляя на влажном песке серебристую пену и водяных жуков.
– Послушай! Они поют свою песню! – воскликнул Мохнатик, стараясь перекричать  шум волн.
– Кто?!
– Волны!
Счастливые стояли они у кромки воды. Слушали шум прибоя, совсем забыв, как попали сюда. Переполненные романтическими чувствами они взялись за лапы и стали плясать какой-то весёлый танец. Они нашли песню соответствующую их настроению, и напевали её. Ветер полный запахов водорослей, подпевал им.
– Смотри, что это плывёт там, вдали, у скал? – с удивлением сказал бурундучок Мохнатик, вытягивая шею и чуть не падая в воду.
 Путешественники стали наблюдать за странным сооружением, которое плыло мимо них у далёких островерхих скал. Оттуда доносились удивительные ритмичные звуки и протяжные гудки.
– Это большое озеро и только, – сказал вдруг кто-то глухим  голосом рядом с ними. –  А там,  вдали, корабль. На нём плывут люди. Когда им скучно они развлекаются – играют музыку и поют песни. Но с людьми, поверьте мне, лучше не встречаться.       
Удивлённые путешественники увидели рядом с собой в воде огромную рыбу, похожую на почерневшее от времени и дождей бревно. Рыба лениво шевелила тёмными  плавниками. Волны методично бились в её бока. Огромная рыба как будто дремала.
– Можно вас спросить? – осведомился хомячок Топтушкин. – Вы кто? Как вас зовут?
– Я Сом-Перевозчик, – сказала рыба, – если пожелаете, я  могу вас доставить на другой берег.
– А кто это, люди? – ещё раз спросил хомячок Топтушкин, надеясь дополнить свои смутные познания о людях чем-то более интересным. 
Рыба долго молчала. Может быть она не хотела отвечать, или то был слишком трудный вопрос.
– Я толком не знаю, – сказал Сом-Перевозчик. – Говорят, что эти скверные существа умеют бегать по земле, они летают по воздуху, как птицы, что очень странно, ведь у них нет крыльев. И как видите, они ещё плавают по воде.
– Мы хотели узнать, куда бежит Серебряный ручей, но вдруг заблудились, – сказал удрученно бурундучок Мохнатик. – Мы совсем его потеряли, наш Серебряный ручей.
– Ха-ха-ха! – неожиданно рассмеялся Сом-Перевозчик. – Ваш ручей впадает в озеро. Оно потому такое огромное, что в него впадает множество ручьёв, таких как ваш. Конечно, я знаю ваш ручей. Вы плавать умеете?
– Я могу утонуть, – предупредил хомячок Топтушкин.
– Садитесь мне на спину, и я вас доставлю к Серебряному ручью. Доставлю бесплатно, раз вы заблудились, – великодушно предложил Сом-Перевозчик.
Друзей не надо было долго упрашивать. Они уселись на спину Сому-Перевозчику и притихли: вода вскипела вокруг них, они мгновенно промокли и продрогли, но это нисколько не сказалось на их настроении.
– Подумать только, он такой большой, но у него нет лап, – долго потом удивлялся Топтушкин вспоминая огромного Сома-Перевозчика, и восклицал, – а у меня их целых четыре!
Голос знакомой серой куропатки подсказал им, что скоро они будут дома. Такой насыщенный событиями день близился к ночи.
Приятно было вновь увидеть знакомые места: небольшую ложбинку, заросшую мягким клевером; тихую опушку леса – надёжную гавань у края овсяного поля; старую повислую берёзу, на которой пара лесных голубей устроила своё гнездо.
Прежде чем короткая летняя ночь вступила в свои права, бурундучок Мохнатик и хомячок Топтушкин, натерпевшиеся страхов, но довольные и гордые вернулись домой – на свою зелёную лесную опушку.
Это было самое грандиозное путешествие в их жизни.

Рис. Е.М. Володькиной


Рецензии
Какое увлекательное путешествие!
Спасибо, Михаил.
Творческой весны и новых интересных сюжетов!

Александра Немтина   01.04.2022 18:22     Заявить о нарушении
Большое спасибо за добрый отзыв!
С уважением!

Михаил Захарович Шаповалов   02.04.2022 09:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.