На тему Национализма

Или почему мы не любим друг друга

    Решила поделиться с читателями и писателями на страницах Проза.ру своими воспоминаниями и выводами из них по поводу вспышки современного национализма в поколении молодых людей разных национальностей.

    Я родилась в ссылке у репрессированных в 1934 году «врагов народа» ещё до Великой Отечественной войны.
    Начала учиться уже после Победы в школе - четырёхлетке в посёлке рядом с небольшим городом на юге Казахской ССР.  Во время войны наш посёлок пополнился сосланными немцами Поволжья, чеченцами и крымскими татарами, а также беженцами из Украины, после её освобождения от оккупации. В первых классах мы учились все вместе на русском языке. После уроков с учителями и вожатыми трудились на прилегающих полях – плантациях хлопка, а также собирали колоски и металлолом. Я не помню имён и фамилий моих одноклассников, но в памяти сохранились их визуальные образы и наша искренняя дружба и помощь друг другу в учёбе и работе. Моей первой подружкой была маленькая худенькая девочка с седыми волосами – её привезла с западной Украины тётя, спрятавшая ребёнка от  бендеровцев, которые повесили её родителей и сожгли хату с другими детьми... Помню мальчика – украинца – он заикался от пережитого ужаса в оккупированном Киеве.

       После окончания средней школы, уже в Алма-Ате я поступила в Каз.СХИ, где собрались студенты со всех концов СССР, что объяснялось высоким уровнем профессорско-преподавательского состава в этом Вузе.
       На нашем курсе учились десять юношей с Кавказа – грузины, армяне, азербайджанцы,  отцы многих из них погибли в годы ВОВ. Ни о каком разделении по национальному признаку не было речи, мы даже не знали кто какой национальности, на сельхозработах пели украинские, казахские, грузинские песни, наши кавказцы во время демонстраций на Первомай плясали лезгинку...

       По окончанию института я была направлена на работу в Казахскую агролесомелиоративную экспедицию, куда также попала дивчина-почвовед из Львовского института Дарья Матерацкая. На первых же полевых работах красавица и певунья покорила сердце молодого русского парня – шофёра Петра и во время первого трудового отпуска повезла его показывать родителям в Киев, в качестве жениха. Родителям Петя понравился, там же и свадьбу сыграли. Ну, а наш деревенский парень Петя вернулся домой не просто счастливый, а потрясённый и восхищённый Украиной и украинским языком. Он не уставал всем  рассказывать какая прекрасная страна Украина, и какой правильный украинский язык: «Представляете, говорил Петя - там на дверях в мужской туалет висит табличка – Для чиловиков! А на транспарантах к празднику написано:
Да здравствует Великий животень!»

        Пока в СССР страной руководила одна партия КПСС,  беспартийные не занимали руководящие должности, а депутаты не получали зарплаты – это была общественная работа. Советы депутатов трудящихся формировались из представителей всех слоёв общества и всех проживающих в районе, городе или республике национальностей согласно процентному соотношению.
В 1979 году я, как русская, с высшим образованием, хороший работник, передовик попала в списки на выборах депутатов в районный Совет г. Алма-Аты.
Депутатская деятельность меня не сильно напрягала, хотя иногда отвлекала от моей работы, за которую я получала зарплату по нормам и расценкам... 
В постановления, решения и правила, которые иногда приходилось единогласно утверждать, или одобрять на заседаниях, мы – депутаты не вникали и, по правде сказать, были рады, что кто-то берёт на себя ответственность за жизнь населения и трудящихся.
      
        Помню, как в Алма-Ате открылась Фотовыставка из США и американцы, которые привезли  выставку, искренне удивлялись, что у нас нет безработицы, бесплатное здравоохранение и обеспечение квартирами...

      В Казахстане в школах и даже в Вузах, где преподавание велось на русском языке, обязательным было изучение казахского языка, а в классах и группах студентов с обучением на казахском языке – русского.
Но квалификация педагога не связана с языком! Однажды к доценту КазГу, читающей лекции по физике на русском языке, ректор обратился с просьбой заменить заболевшего старшего преподавателя в казахской группе студентов первого курса. Она, немного смутилась и обратилась к студентам, чтобы кто-то из них стал переводчиком, но этого не потребовалось, тк. русский язык казахи понимали... Самое интересное, что когда к ним вернулся прежний препод, то вся группа обратилась к ректору с просьбой вернуть «апашку», которую они лучше понимают.

     Я не любила советскую власть не потому, что не было «Свободы слова» - это как раз БЫЛО! Когда после основной работы проводились политзанятия по изучению «Научного Коммунизма» или на общих собраниях принималась поддержка введению «ограниченного контингента советских войск в Афганистан» - я вставала и уходила, а что мне могли сделать? НИЧЕГО!
    Советская Власть меня раздражала тем, что решала и думала за других. Директору нашего проектного института и даже Министру лесного хозяйства я говорила, вот если бы Вы были владельцем лесного фонда, то никогда бы не разрабатывали проекты облесения дна Аральского моря и не создавали леса посевом семян саксаула, закапывая в землю огромные деньги Госбюджета...

     Когда пошатнулась единая власть КПСС, начал внедряться хозрасчет, приватизация квартир, умные хозяйственники получили свободу выбора что сеять на полях, я была в восторге и целовала М. Горбачёва по телевизору... Но я не могла додуматься, что на смену нашему «социализму» придёт настоящий КАПИТАЛИЗМ, где главной ценностью являются деньги. При Советской власти на любого руководителя можно было найти управу, пожаловавшись в ОБКОМ, Горком и выше... За взятку наказывались и взяткобратель и взяткодатель, поэтому и не было коррупции. Национализмом и не пахло, за оскорбление человека по признаку той или иной национальности также можно было «сесть» или лишиться места работы.

    Я работала в Казахском филиале от Государственного проектного института «Союзгипролесхоз», по СССР функционировало более 20 филиалов. В Казахстане мы писали свои проекты на русском языке, а в Грузии, республиках Прибалтики – на своём, национальном. Головной институт строго контролировал качество проектов, поэтому предоставленные на экспертизу в Москву проекты из некоторых филиалов требовали перевода... Это не было проблемой, разговорным русским владели все авторы проектов.

    После развала СССР под влиянием западников в среде интеллигенции казахской национальности начал проявляться национализм, вернее чувство национальной гордости и осознание, что это ИХ страна...
    Казахский язык стал Государственным, а русскому присвоили статус языка межнационального общения... Постепенно все руководящие должности перешли к казахам, а наши проекты и делопроизводство тоже начали переводить на государственный язык...
    В Казахском  сельскохозяйственном институте забыли о бывших учёных и профессорах русской национальности, их портреты исчезли с доски почёта, а улицы, названные в Алматы в честь Великих  писателей, учёных, композиторов не казахской национальности - заменили на казахские имена и фамилии.
    Больше всего усердствовали казахские Поэты и Писатели, которых наняла оппозиция Президенту Н.Назарбаеву, пытающаяся повернуть республику в сторону Запада и заменить межнациональный русский язык на английский!
    
     Мудрый Н.Назарбаев устоял, да и простой казахский народ не мог отказаться от русского языка и прежней дружбы между народами в многонациональном Казахстане...
    
     Казахи – кочевники и вольный народ никогда не отличался большой религиозностью и не стремился к сохранению чистоты своей расы. Юноши – казахи с большим удовольствием женились на русских девушках, а черноокие красавицы казашки выходили замуж за белобрысых русских парней. Родители, как правило, не возражали.
     В настоящее время и казахи и русские вспомнили о своей принадлежности к разным религиям, стали соблюдать мусульманские и православные посты и запрещать своим детям любить человека другой национальности...

     Свои размышления о корнях национализма мне хочется закончить своим стихотворением, написанным по поводу вспышки национализма на Украине:

ОШИБКИ НАДО ПРИЗНАВАТЬ...

Фашизм – это страшно ОЧЕНЬ,
а НЭО, так ещё страшней!
Но мы – тупые – жаждем «хочим»,
не осознав его «идей»...

Ну, как вы можете: поляки, евреи
ЭТО оправдать?
Забыть, как жил с петлёй на шее?
И за фашизм голосовать?
А Вы, Обама – африканец,
чьи предки были ИМ рабы?
Теперь достойный «Иностранец»
в защите «НАЦИ» - не ПРАВЫ!

Вчера спросила я соседа,
не любит русских (Он – поляк)
В Бендерах жил – пришла Победа...
Вас там пытали? -
«Только коммуняк!»

      Мой сосед родился в Бендерах, на западной Украине, в 50-х годах прошлого столетия окончил Львовский ВУЗ и по распределению попал в Казахстан, где очень успешно работал землеустроителем, женился на настоящей красавице с украинскими корнями, дочери репрессированных родителей... Свою ненависть к русским он объясняет расстрелом польских офицеров в Катыни.
      Я рассказала ему о нашем почвоведе – украинке Дарье Матерацкой, которая, как и он в войну жила под немцами, и рассказывала нам, что немецкие оккупанты не шли ни в какое сравнение с бендеровцами, которые издевались над своими же украинцами.  На этот рассказ мой сосед, не моргнув глазом, парировал: Наверное, они были коммуняки!

 
     Я родилась в Казахстане, мои родители, как и другие народы были выселены сюда из родных мест по приказу Иосифа Сталина, по определению я была бы должна его не любить...
     Но я хочу выступить в его защиту. В школе мы изучали труды Иосифа Виссарионовича по национальному вопросу, он сумел примирить и объединить такие разные народы, его боготворили и обожали ВСЕ!
     Великую Октябрьскую революцию современные «образованные» люди стали называть переворотом, а теперешние «перевороты» в борьбе за власть и деньги – революциями!
     Вот и пришла к выводу, что главным злом для простого человека является обогащение, которое приводит к безответственности, безделью и высокомерию, в случае «образованности»...
Никто же теперь работать не желает, только «ДАЙ!»

    В качестве последней точки приведу свой новый стих на ту же тему:

В ЗАЩИТУ ДИКТАТОРА

Ну, что такое Вождь и Лидер?
Он должен общество сплотить...
Он в КАЖДОМ Человека видит
Толпой готов руководить.

Мы – люди, так разнообразны...
У всех свой ум, у всех свой лик,
но до простой работы - праздны...
Живём порою за других...

Спортсмен силён своей наукой,
сумел на ринге победить,
но там ОДИН соперник – глупый...
А Лидер должен умным быть!

И.Сталин был отцом народов...
А.Гитлер – только одного...
Среди нас всех полно уродов...
Хотим всё сразу и всего!

Один себя считает Геем...
Другой готов его убить...
Похоже, скоро околеем...
Как научиться в дружбе жить?!


Рецензии
Но казахи же всё же собрались на латиницу переходить, что очень грустно.

Кимма   26.02.2018 18:29     Заявить о нарушении
А почему грустно? Это разумно! В настоящее время шрифт казахского языка не на кириллице, в алфавите 46 букв. Когда-то казахи писали арабской вязью, потом на латинице, а потом исправили кириллицу, чтоб легче было читать на русском языке.
На востоке народы мудрее... А на западе - жаднее, высокомернее и глупее. Убедилась за свою длинную жизнь и хочу умереть здесь, на родной казахской земле.

Маргарита Вышенская   27.02.2018 05:32   Заявить о нарушении
Маргарита - это заказ Америки по отделению казахов от русских.
А казахи для русских, как и русские для казахов словно соль к хлебу.
Потому и жаль.
Если смотреть самые лучшие качества этих народов, то они в сцепке образуют нечто сильное,радостное, искристое, запредельное. непобедимое
Не зря же космодром в Казахстане построен.

Кимма   27.02.2018 08:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.