Эффект гусиного пера

Часто современную литературу пытаются сравнить с литературой XIX века. Говорят, современные авторы пишут хуже. Тогда литература была великой. А что сейчас? И читать нечего, и качество текстов на порядок ниже, чем в те славные времена. Как правило, тут же критики современной литературы не упускают возможности сравнить технологический уровень эпох. Считается, что современный автор находится в лучших условиях, ведь у него компьютер есть, возможностей больше. А тогда вообще гусиными перьями писали. И получается, что все великие романы были написаны гусиными перьями, и качество текстов было выше, и даже производительность авторов — ну, мол, больше написать успевали, хотя по логике, должно происходить всё наоборот. Парадокс, короче.
В таких случаях, всегда спорю с критиками. Нет, в той части, которая касается качества текстов авторов прошлых времён, я согласен, сейчас так не напишут. Тогда, действительно, литература была великой. Да, соглашаюсь, сейчас качество текстов значительно  ниже; да, современные авторы пишут хуже. Но вопрос о лучших условиях остаётся спорным.
И когда спор достигает апогея, произношу вслух мысль, которую публиковал уже не раз, где только можно: «Если хотите, чтобы современный автор писал столь же ярко и сильно, как авторы XIX-го столетия, введите на компьютере эффект гусиного пера».
— Как это, что это? — вопрошают критики.
— Ну, создайте программу для составления текстов, где будет воплощена технология прошлых веков. Эффект гусиного пера. Пусть современный автор почувствует, как писали тогда.
А как же было тогда, в те великие золотые для литераторов времена?
Автор покупал пачку бумаги, два десятка перьев, чернила по необходимости и финансовой возможности. Чернильница, надеюсь, у него была по наследству от дедушки. Затем автор оттачивал перья и, прежде чем окунуть перо в чернильницу, осмысливал текст. Вот это и было самым важным в прошлые времена — мыслительный процесс. Автор знал, что не располагает неисчерпаемыми ресурсами. Тощая пачка бумаги, на которую хватило денег, не позволяет бездумно разбрасываться словами. Писать нужно хорошо и сразу, ибо могут иссякнуть запасы чернил. Да и как сформулировать фразу, чтобы одной каплей на кончике пера написать её всю до точки и не посадить кляксу на ценный лист бумаги, иначе придётся всё переписывать заново. И приходилось переписывать, и не один раз, и всё это делалось руками, и тщательно выводилась каждая буква, то есть каждая буква  опять же осмысливалась. Сравните нажатие клавиши и работу пером. В первом случае  имеем чисто механическое действие, во втором — движение похожее на работу кисти художника. И тексты получались художественными, словно картины.
А как же автор понимал и чувствовал, что его текст должен оправдать затраты. Ведь бумага стоила дорого, чернила — тоже далеко не вода. И автор знал, что выбор  ограничен — либо он пишет великую вещь, либо подыхает с голодухи.
Те возможности, какими обладают современные авторы, развращают литератора. У него есть всё, что позволяет ему редактировать текст в любом формате, публиковать его даже до окончания работы над ним. То и дело можно слышать: «Текст ещё сырой».  Автор пишет  уже даже не слова и не буквы, а знаки. И не пишет, а набирает. У автора есть производительность, которую можно посчитать, количество знаков в минуту. Автор может легко манипулировать главами и абзацами, удалять и вносить исправления. При этом заметьте, никаких затрат. Никогда он не испортит лист случайной кляксой, никогда не испытает той бури эмоций, какие может эта клякса вызвать в душе человека, который секунду назад  радовался, что написал весь лист чисто, осталась одна строка и …! И что ещё? Современному автору не нужны чернила, то есть писать- набирать можно любой объём текста. Можно текст копировать и рассылать. Ценность текста снижается. Работают авторы менее тщательно. И романы всё больше становятся похожими на сборники СМСок. Не удивлюсь, если появится вдруг в современной литературе «роман в СМСках».
Но, должен признать, у современного автора всё же есть преимущество — это компьютер, где можно создать эффект гусиного пера и много-много других интересных вещей, которые помогут авторам лучше осмысливать свои тексты.


Рецензии