Как я составлял поэтическую антологию
Я хочу спросить у всех авторов прозы.ру, каким образом к вам приходит идея сюжета? – где вы его находите? По-видимому, у каждого своя история, у каждого свой творческий настрой, свои находки.
Но в основе своей, как мне кажется, лежит какой-то личный интерес, который приходит в наши головы неожиданно и совсем непредсказуемо. Меня сюжеты, темы, назовите, как хотите, цепляют совсем неожиданно.
Я как-то работал над книгой о композиторе Родыгине, собирал материал из его биографии в архиве.
Заказал документы, ожидал, когда принесут. И в этом момент досуга, от нечего делать я пошел смотреть по выставочным стеллажам какие-то книги, справочники. Взял в руки совсем невзрачную брошюрку, читаю: «Писатель Балин, рассекреченные документы». Кто такой Балин? Понятия не имею. Но он писатель. Собрат по перу. Его рассекреченное дело находится в другом архиве. Полистал, посмотрел, почитал, заинтересовался, отложил, забыл. Но глубинный компьютер памяти напомнил мне об этом Балине.
Пошел в архив поднял дело, прочитал. Меня поразила сила воли этого человека, его обвиняли в отходе от социалистического реализма. А он говорит: «Нет. Я прав». Его коллеги из союза писателей обвиняют, коллеги по газете, в которой он работал – обвиняют. А он говорит: «Нет!». Меня поразило мужество этого человека восстать против всей советской системы подавления личности. Прочитал дело, обдумал, решил написать очерк. Но дело Балина потянуло мои интерес вообще ко всей писательской организации Урала.
Так родилась документальная повесть «Узорщики слова и пробы пера», которая была опубликована в журнале «Урал» в 2002 году в двух номерах, а затем издана отдельной книгой. Повесть имела положительные и негативные отзывы в периодической печати, интернете, на неё ссылался журнал «Новый мир».
Вспомнив, Балина я вспомнил поэта и драматурга Николая Новикова, более известного в литературных кругах под псевдонимом Николай Черешнев. Это имя мне было знакомо давно, поскольку Черешнев детство и отрочество провел в Бисерском заводе, с этой географической точкой была связана и моя юность.
Просматривая дореволюционные газеты, я наткнулся на строки из стихов Черешнева:
Белой черемухи гроздья душистые
Нежно прильнули к девичью окну…
Трепетно-нежные, ласково чистые,
В лунном сиянии, как снег серебристые,
Шепчут, прекрасные, вновь про весну.
Особенно первая строка напомнила мне куплеты из оперетты «Белой акации гроздья душистые…». Я перелистал все имеющиеся газеты в областной библиотеке им. В. Белинского, собрал стихи Черешнева, написал вступительную статью и издал за свой счет книгу его произведений, которой при жизни автора не было издано.
Собирая материал по творчеству Черешнева, я обратил внимание и на других авторов, стихи которых производили приятное впечатление своей напевностью, ритмом, сюжетом. Я начал выписывать стихи разных авторов. Но они не все выступали под своими фамилиями, было много псевдонимов.
Эта работа меня захватила, я начал углубляться во времени и пространстве. Просмотрел все подшивки за все годы первой частной газеты «Екатеринбургская неделя» (1879-1896гг.), за ней последовала газета «Рудокоп», «Урал» и т.д. Я просмотрел все дореволюционные газеты, журналы, альманахи, литературные приложения и сборники, затем периодику периода гражданской войны, военного коммунизма, НЭП и первых пятилеток. Просмотрел все, что сохранилось, и до чего был доступ.
Конечно, подшивки газет сохранились не полностью. В отдельных изданиях были потеряны отдельные номера, в других потеряны подшивки многих лет. Газетная бумага не прочная. С годами она рассыпается как от времени, так и от человеческих рук. Приходилось не перелистывать страницы газет, а перекладывать их по отдельным кусочкам. Я ходил целенаправленно ежедневно по всем библиотекам, архивам, музеям, как на работу, меня знали и знают во всех этих заведениях города Екатеринбурга.
Екатеринбург до революции 1917 года был уездным городом Пермской губернии. Но это был особый город, здесь находилось горное управление Урала, в город стекались все статистические данные по добыче и обработке цветных и благородных минералов.
В его окрестностях нашли первое золото России. Здесь, на Урале начиналась золотая лихорадка России. Здесь впервые в мире был изобретён промывочный лоток для добычи золота открытым способом, это изобретение затем широко использовалось американцами на Аляске и воспето Д. Лондоном. Здесь жили хитники и инженеры, рудокопы и огранщики. Специалистов хватало. В связи с этим и заносчивости хватало. Екатеринбург во все времена считался столичным городом.
Мои знания о литературной жизни столицы Урала расширились и углубились. Для меня Екатеринбург стал не только городом, где родились, жили, трудились: Решетников, Мамин-Сибиряк и Бажов, но и городом где сочиняли и публиковали стихи местные авторы. Об этом нам ничего не говорили в школе.
Когда я разобрался с Екатеринбургом, передо мной встал очередной вопрос. А как этот город выглядит на фоне других уездных и губернских городов Урала?
Чтобы поехать по уральским городам и весям за свой счет для начала надо было подготовить домашние тылы.
Для этого по вечерам, на кухне я читал своей жене местную пейзажную, любовную, бытовую, юмористическую и сатирическую, духовную и политическую лирику. Больше, конечно, под стакан горячего чая, а иногда для пущего усвоения нового материала и под рюмку водки. Тылы были подготовлены. Что касается меня, то я уже давно созрел для сбора материала и путешествия.
Таким образом, я проехал города: Курган, Оренбург, Пермь, Тобольск, Тюмень, Челябинск. Все по несколько раз, за исключением Оренбурга. В упомянутых городах я работал в музеях, архивах, областных библиотеках. Жил, как правило, не в гостиницах – дорого, а в комнатах отдыха при железнодорожных вокзалах.
Но вот материал собран, набран на компьютере, проанализирован, разложен по городам и периодам. Что дальше? Надо публиковать. Но где? – и за чей счет?
Мне чертовски повезло. За публикацию собранного материала взялось издательство «Банк культурной информации», директор Ю.В. Яценко.
Было опубликовано семь книг:
Голдин В. Елизавета Гадмер плюс сто одна поэтесса Урала конца Х1Х – начала ХХ веков. – Екатеринбург, 2005
Голдин В. Поэзия конца Х1Х – начала ХХ столетий в периодических изданиях Урала. Кн. 1. – Екатеринбург, 2006.
Голдин В. Поэзия конца Х1Х – начала ХХ столетий в периодических изданиях Урала. Кн. 2. – Екатеринбург, 2006.
Голдин В. Поэзия гражданской войны в периодических изданиях Урала: 1917-1919 годы. Кн. 1. – Екатеринбург, 2006.
Голдин В. Поэзия гражданской войны в периодических изданиях Урала: 1917-1919 годы. Кн. 2. – Екатеринбург, 2006.
Голдин В. Поэзия периода военного коммунизма, НЭП и первой пятилетки в периодической печати Урала. Кн. 1. – Екатеринбург, 2007.
Голдин В. Поэзия периода военного коммунизма, НЭП и первой пятилетки в периодической печати Урала. Кн.2. – Екатеринбург, 2007.
В этом же издательстве были изданы ещё две книги, где я выступал составителем и автором вступительной статьи:
Шубин А.И. Избранное. – Екатеринбург, 2005.
Тарбеев Виктор. Орден жизни. Избранные стихотворения. – Екатеринбург, 2008.
Таким образом, анализу были подвергнуты 272 источника, за почти 60 лет.
В антологию вошли стихи 875 авторов.
Но еще, сколько осталось не собранных стихов и не упомянуто в антологии, но учтенных по картотеке? Их имена, псевдонимы не должны были остаться в пыльной тиши библиотек и архивов. Их много – более 4000 авторов.
Пришлось составить словарь:
Голдин В. Русская поэзия в уральской периодике: 1879-1935. Биобиблиографический словарь. – Екатеринбург, 2007.
С итогами проделанной работы я выступал со статьями в журналах и газетах города, принимал участие в научных конференциях.
По итогам этой работы опубликована книга: Голдин В. Забытые поэзия и литераторы Урала. – Екатеринбург, 2007.
Уважаемые читатели, вы думаете, что этот громадный труд был сразу принят на ура читающей публикой, научными работниками, знакомыми и друзьями?
Ничего подобного.
На одной из конференций доктор филологии прямо так и заявила:
- Зачем это надо, это не поэзия, это графомания, в лучшем случае – фольклор. Какой тираж? – 300 экземпляров! Вот и нечего больше их распространять.
Мне самому, без мнения этого профессора было ясно, что это далеко не все талантливые поэты. Не может быть в одном регионе хотя бы и большом, как Урал, или Москва существовать 4000 авторов с мировым именем.
Это «товар» штучного производства. Золото на то и золото, что оно в природе встречается редко, но разве такой минерал могла создать природа без сопровождающих условий, создающих ту среду, в которой вызревают благородные кристаллы золота?
Такие же условия создаются творческими неравнодушными людьми и в сфере культуры для выращивания талантов. Ведь всё познается в сравнении. Собранный материал для меня был интересен не только со стороны качества поэзии, как предмета узконаправленной деятельности человека. Собранный материал для меня запечатлел и раскрыл суть происходящих событий в стране, в умах людей, отразивших настроение эпохи.
Любое издание, любой книги доходит до сознания читающей и умеющей анализировать публики не сразу, а года через три, а иногда и более длительное время.
Как говорил поэт: «Лицом к лицу, лица не увидать, большое видится на расстоянии».
И действительно, уже на последующих научных конференциях стали появляться доклады, а затем и статьи, подготовленные к печати на основе моих выше перечисленных книг. Сноски на мою ФИО можно найти в солидных журналах: «Российская история» «Урал», « Веси», диссертациях, периодической печати.
Поэт Юрий Конецкий в статье «Их взоры наивны, понятия – чисты» в «Областнаой газете», 19 декабря, 2006 года писал: «Можно было бы высказать еще несколько небольших придирок, но главное свершилось: увлекательной работы исследователям русской поэзии Урала прибавил этими публикаторскими томами Владимир Голдин, за что будущие и настоящие исследователи русской поэзии Урала ещё не раз скажут ему спасибо».
Леонид БЫКОВ в журнале «Урал», 2006, № 11, отмечал: «Владимир Голдин, основательнейшим образом перетряхнув сохранившуюся в библиотеках и музейных архивах уральскую периодику 19 – начала 20 века, показал, как зарождалось в крае стихотворство, как наши зачастую далекие от литературы земляки пробовали с помощью ритма и рифмы выразить переполнявшие их чувства, не соглашаясь жить «на подножном корму» прозаического существования».
Поэт из Забайкалья Виктор Кабисский в статье «Поэтессы Урала» в газете «Сельская новь», 2006, 11 июля. Село Акша в рецензии на книгу «Елизавета Гадмер плюс сто одна поэтесса Урала XIX – начала ХХ веков», писал: «Не знаю, сколько времени затратил В. Н. Голдин, чтобы просмотреть журналы и газеты почти 70 наименований, выходивших в Челябинске, Тобольске, Тюмени, Перми, Оренбурге, Кургане, Шадринске и Екатеринбурге в указанное время, но результат получился впечатляющим».
Он же, в статье «Пласты уральской (и не только!) культуры». «Сельская новь», 2007, в рецензии на мою книгу «Забытые поэзия и литераторы Урала», «В очередной раз сожалею, что ничего подобного в нашем регионе (кроме незабвенного подвижника литературного краеведения покойного Е. Д. Петряева) никто сегодня не предпринимает. Книга В. Н. Голдина пример, достойный подражания».
Анатолий ПЕВНЕВ – журналист. «Помнить, что было». В рецензии на книгу «Забытые поэзия и литераторы Урала». «Областная газета», 2008, 15 ноября, подчеркнул: «Благодаря книге Владимира Голдина «Забытые поэзия и литераторы Урала» читатель имеет возможность увидеть, словно на развернутом полотне литературный и поэтический процесс в его становлении и развитии. В. Голдин открывает читателю такие имена, о существовании которых он и подозревать не мог».
Отклики-рецензии на мои книги появились в журнале «Веси», газетах «Наука Урала», «Новости» в Пермском крае, в интернете.
Читатель вправе спросить: «А какую материальную выгоду ты получил от этого труда?». Отвечу: «Никакой». Скорей наоборот этими публикациями значительно ослабил семейный бюджет.
Но какое моральное удовлетворение я получил от вновь полученных новых знаний из истории поэзии Урала. Скольких авторов вернул читателю. И читатели не забывают меня. В 2013 году в Екатеринбурге вышла книга-альбом Вадима Осипова под названием: «Просветители Екатеринбурга. Избранное». В этой книге поименованы артисты, художники, писатели, общественные деятели города, и здесь, как всем остальным, мне посвящены две страницы.
Сегодня я начинаю публиковать на сайте проза.ру обзорные статьи и очерки из жизни и литературной деятельности отдельных авторов, которые оставили определенный след в развитии поэзии не только на Урале, но России в целом.
Эти публикации предназначены для людей пишущих и читающих и интересующихся жизнью и творчеством своих предшествующих коллег.
Свидетельство о публикации №214040601151
противодействовать забвению, тлению, разрушению.
Илья Миклашевский 08.06.2014 20:08 Заявить о нарушении
Владимир Голдин 08.06.2014 20:20 Заявить о нарушении