В поисках красоты Целого
=========================================
Творческий союз папы и сына Гардона – это, конечно, не союз Германа Старшего и Германа Младшего. Я не читала, прошу прощения, литературных произведений Гарри Борисовича, по которым сын (журналист, радио- и телеведущий) поставил и снял, в качестве режиссера, два фильма. Но я смотрела несколько лет назад «ночные эфиры» на НТВ. Там Александр Гардон натурально напивался в прямом эфире, с каждым бокалом всё непринужденнее рассуждая с собеседниками, например, о «Книге мёртвых», квантовой физике или «Множественных мирах Эверетта» … Программа заканчивалась около двух часов ночи и, казалось, всегда не вовремя: большинство приглашенных обладали не только «умом и сообразительностью», но ещё и не страдали косноязычием, так что слушать их было необычайно интересно. Но, только они (не будучи телезвездами) начинали свыкаться с присутствием телевизионных камер и говорить так, словно сидели на моей московской кухне, канал садистски заканчивал своё вещание, обрывая разговор (по крайней мере, для зрителей), как обычно, «на самом интересном месте»...
Сначала Гардону, судя по всему, запретили пить алкоголь в прямом эфире (после чего подаваемые им реплики, стали уже не так бойки и остроумны), а потом и сама программа перестала выходить на «голубые экраны» ТВ. Не думаю, что дело в исчерпанности тем или собеседников (чего-чего, а русскую культуру этим Господь не обидел!), так что было искренне жаль, когда «неформатные» ночные посиделки внезапно прекратились.
И когда Александр Гардон рекламировал свой режиссерский кинодебют (опять же, в «ночном показе»), ностальгия по интеллектуальным играм насмешливо подтолкнула меня в назначенное время включить телевизор. Но… честно отсмотрев минут двадцать, дальше смотреть мне не захотелось. А, следовательно, кто там и зачем пас «своих коров», так и осталось для меня тайной. И хорошо.
Стилистика же фильма «Огни притона» совсем иная. Поэтому узнав, что её авторами является всё тот же тандем отца и сына, было как-то трудно в это поверить. Мне даже, грешным делом, пришла мысль, что: сын был продюсером, а подбирал актёров, оператора и режиссировал фильм кто-то другой. Ну, так мне показалось. Ведь пишут же «литературные негры-инкогнито» бестселлеры и автобиографии… Пишут. И все об этом знают.
***
- Хаим, где ты сейчас работаешь?
- В негритянском джазе.
- И много у вас там негров?
- Нет, только мы с Мойше. Остальные все евреи.
(Одесский юмор)
«Огни притона»
---------------
Жанр – драма
Режиссёр – Александр Гардон
Автор сценария – Ал-р Гардон, по книге Г.Б. Гардона «Мама Люба»
В ролях – Оксана Фандера, Алексей Левинский, Ада Роговцева, Анна Слю, Катерина Шпица, Кристиан Жереги, Богдан Ступка, Евгений Цыганов, Наталия Фиссон, Михаил Голубович и другие
Страна – Россия
Год – 2011 г.
Время – 01:52
Сюжет фильма:
--------------
«Это социальная полуфилософская драма, рассказывающая о жизни одесской проститутки. Одесса, конец 50-х годов. Главная героиня фильма, женщина по прозвищу Мама Люба, является владелицей небольшого борделя, под попечительством которой живут и работают всего две молоденькие путаны: Зигота и Зинка-Гитлер. Отлично передана атмосфера времени, настроения людей и неопределенность будущего. В центре повествования – опытная проститутка Любовь. Общественность очень сильно осуждает ее за такую профессию, но при этом Люба остается самой простой женщиной, мечтающей о простом счастье: выйти замуж за любимого человека и завести детей. Но в ее реальности не все так просто, как можно прочитать в романтических новеллах. Моряк, которого она так долго ждала, кажется, уже не вернется; за ней начинает ухаживать юный и стеснительный очкарик Аркаша, сын местного прокурора, а ее новый «интерес» – в лице контуженного на войне и отсидевшего в нашем лагере философа-пророка Адама, во время приступов, регулярно отправляемый в психлечебницу, – в перспективе тоже не сулит ничего хорошего. Кроме того, у Любы большие проблемы с мамой, терзаемой внутренним конфликтом между любовью к дочери и ее заработком…
Но Люба не сидит и не ждет какого-то чуда, просто она верит, что когда-нибудь и у нее будет «всё, как у людей». Когда же она, наконец, решается кардинально изменить свою прежнюю жизнь, всё, вокруг измученной женщины, начинает не просто меняться, а – рушиться…».
Какое-то такое, по мнению виртуальных пиарщиков (а я просто немного добавила, на мой взгляд, недостающей ин-фы), Ал-р Гардон снял кино.
Кино не для всех
=====================
Едут в трамвае два старых одессита и проезжают мимо дома, где до
революции был бордель. Один глубоко вздыхает. Второй поворачивается к
нему и говорит:
- Вы мне будете рассказывать!
(Одесский юмор)
По словам самого папы режиссера, он написал то, чего, на самом деле, не было. В первую очередь, никакого одесского «притона». А зная его (по явно литературно-притчевой основе сценария «Пастух своих коров») некую слабость к данному жанру, вполне возможно заподозрить Гардона-Старшего (а то и обоих) в красивом видео-ролике на тему слов Иисуса, обращенных к книжникам и фарисеям, приведшим к нему блудницу: «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Евангелие от Иоанна (гл. 8, ст. 7).
В итоге: зрители всем сердцем и душой симпатизируют не многочисленным жителям колоритной Одессы (имеющим в фильме «роль со словами» и тем, кто в массовке «изображает» трудолюбивых, добропорядочных советских граждан города и деревни, коими, как видят зрители, отнюдь не являются на самом деле), а, отошедшей от «дел» Любе, которую даже мама, несмотря ни на что, и с глазу на глаз, без свидетелей, иначе, как проститутка – не величает, а также её, периодически выходящему из ума, избраннику по имени Адам.
Вот такая сладкая парочка главных кино-героев: Человек (а «Адам», в переводе на русский, – переводится просто как «человек»), сбрендивший, не выдержав «легкости земного Бытия» и, не сразу, но ведь нашедшая его (!), Настоящая Любовь. Любовь (которой очень жалко людей, «особенно всех»*, по выражению самой Любы, как и положено Большой МАМЕ), под неусыпным и заботливым оком которой проживают маленькая Вера и маленькая Надежда, но… как мы знаем, «…любовь из них больше».** Что на художественном киноязыке равносильно – «старше». К тому же, слово «любовь» здесь, по сути, должно бы быть написано с большой буквы. Имя героини как раз и пишется с такой буквы, поскольку является именем собственным, – однако окружающие видят её (любовь), скорее всего с – маленькой, ибо никаких духовных трансформаций, при взаимодействии с ней, они не ожидают, и, похоже, они с ними и не происходят. С теми самыми фарисействующими советскими гражданами. А других в фильме, сколько не присматривайся, всё равно ведь нет…
Квадратуру круга
=====================
К одесситу подходит приезжий с чемоданом:
- Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный вокзал?
- Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете!
(Одесский юмор)
Вообще, на фоне порхающей бабочки – стильной красавицы Оксаны Фандеры, облаченной в яркие модельные наряды (всем известно, что весь «импорт» давным-давно делался на Дерибасовской) и естественного ландшафта (как то: море, цветы, щебечущие в изумрудных кронах платанов, птахи) – жители города (равно как и деревни) кажутся фантомами, мертвяками, перекочевавшими в этот мир, вероятно, для заполнения зияющих послевоенных пустот. И на сколько порочен и безумен должен быть этот мир, если лучшими представителями рода человеческого здесь, безусловно, являются Люба и её возлюбленный Адам. В этом смысле замечательна (с хрипотцой и неподражаемым акцентом) фраза одесситки в больничном халате, распахивающей двери лечебницы перед доставленным туда нарядом милиции, Адамом. «Это же – ваш», - подталкивает милиционер худощавого пророка, беседующего в этот момент с самим собой. «Наш, ваш, - словно передразнивает его медицинская работница. - Все – наши!».
Похоже, что так. Мозги у всех набекрень. Если даже провожая свою единственную дочь после изнурительных выходных «в гостях у мамы» (часть из которых Люба хлопотала по хозяйству, а часть – пролежала с компрессом на голове, мамой же заботливо меняемым), прощаясь с ней (думая, что надолго, а оказывается – навсегда), нежно прижимая к себе тоненькую, что вербовая веточка, замученную жизнью, Любу, она шепчет ей в самое ушко по-матерински ласково (нет, не «серденко моё»), а: …. «проститутка...».
Воспринимая фильм в виде некой притчи или аллегории (по-другому, на мой взгляд, воспринимать его – полный абсурд), логично предположить: то не женщина Люба, а загнанная, вконец, Любовь покидает мир, обогреть и переделать который она не в состоянии: такая ноша явно ей не по силам. Более того, покидает его вовремя, поскольку уже начала поддаваться искушению – мечтать о том, чтобы стать такой же, как все… то есть, одной из тех, кого мы имели счастье наблюдать в течении, почти двух часов на экране: нормальной, правильной, высокоморальной и… нравственной…
Уход Любы даже показался мне чем-то схожим с возвращением на свою планету Маленького принца: только того укусила изумрудная змейка, а сердце Любы до смерти стиснул-остановил Зеленый змий (ведь тело, увы, не приспособлено для свободного перемещения души)…
Что же до Адама, лишенного Любви, то участь его тоже, в принципе, предрешена. Ибо: «…Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто».**
Пс: Впрочем, смотрите и думайте сами. Это интересно.
--------------------------
*) «…жаль людей, особенно всех» – этой фразой щедро поделились во время одного их «ночных ТВ-эфиров» Гардона-младшего (в конце декабря 2001 (!) года), приглашенные на его программу философ Гр. Померанц и поэт, переводчик З. Миркина (личности, о которых в народе принято говорить с глубоким уважением: «мудрые люди», «мудрецы»)…
**) Ап. Павел, «1-е послание к Коринфянам».
Свидетельство о публикации №214040601309
Михаил Поторак 06.04.2014 19:32 Заявить о нарушении
Гардон, пардон, меня не интересует (и, надеюсь, что это - взаимно)))
Мне было интересно слушать, приглашенных на его "авторскую" ночную Программу (вряд ли, им самим,- для этого ведь, другие люди имеются, не так ли?) Мне много, что интересно (ты же, в курсе ;)), но нельзя объять необъятное - чего-нибудь, где-нибудь, да пропустишь, мимо кого-нибудь и проскочишь... сама того не ведая (мда). А в России множество уникальных людей проживает, и как хорошо, что была возможность на них посмотреть и послушать. Некоторыми личностями (их деятельностью), благодаря этой программе я заинтересовалась(и заинтересовала других ; ) :)
------------
Снобов, хамов, циничных вралей и кидал мне как-то уважать не приходилось. За что их уважать-то? Тьфу, на них))))
------------
Пс: С началом весны тебя! – и, должно быть, с очередной премьерой?
Виктория
Виктория Любая 06.04.2014 20:16 Заявить о нарушении
Спасибо! И тебя!) Премьера - через несколько дней))
Михаил Поторак 06.04.2014 20:22 Заявить о нарушении