Прометей и Иисус

Прометей и Иисус
   Прометей и Иисус - титан и сын божий. У этих, казалось бы не похожих друг на друга персонажей, есть нечто объединяющее их. Но это нечто у них совершенно разной природы, что отлично раскрывает их как личностей и показывает их внутренний мир. Это нечто - их жертвенный поступок. Оба пошли на этот поступок, чтобы помочь людям и оба понесли за это жестокое наказание. Но на этом сходство и заканчивается. Вернее будет даже сказать, что здесь же и начинаются различия. Но об этом чуть ниже. Но чтобы начать разбираться в этих различиях, стоит вспомнить как все происходило.
 
   Итак Прометей. Бессмертный титан. По легенде это именно он создал из сырой глины людей по образу богов (Уп-с, а в Библии не о том же говорится?). А Афина Паллада вдохнула в них душу. Далее Прометей научил их ремёслам и дал им все необходимые знания и умения. Словом, научил их всему. Но не это для нас важно. Важно то, что Прометей похитил с Олимпа священный огонь, без которого люди не могли выжить. И именно за это он понес страшное наказание. По приказу Зевса, верховного бога, он был прикован к кавказкой скале, а грудь ему пронзили копьём. Каждые три дня прилетал орел и клевал печень Прометея. Это длилось тысячелетия, до прихода Геракла, освободившего Прометея.

   Иисус. Сын божий. Также как и Бог-отец - бессмертен (по другим версиям в нем соединились природа Бога и природа человека). Был послан с миссией (Мессия) спасти род человеческий, взяв на себя все его грехи (искупительная жертва). Был распят за свои проповеди о царстве божием. Не учил людей ремеслам, не давал им знаний. Правда один раз накормил пять тысяч людей пятью рыбами и двумя хлебами, превращал воду в вино, ходил по воде и оживлял мертвых, изгонял бесов. Будучи распят страдал на кресте три дня и три ночи, после чего вознесся на небо в царствие божие к Богу-отцу (видимо, в райские кущи).

    Итак, как Прометей, так и Иисус пожертвовали своими жизнями (насколько уместно так будет сказать про бессмертных) ради людей и оба были за это наказаны. И здесь же начинаются различия. Если Прометей спасал жизни всех людей (без огня им грозила бы гибель) по-существу всего человечества, то Иисус же попросту нес новую веру, говоря, что спасется лишь тот, кто уверует в его Бога-отца. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»  (Мк. 16:16). То есть, чтобы спастись по Иисусу надо непременно принять какие-то обязательства. Согласитесь, поступок Прометея бескорыстен и благороден, он не ставит никаких условий, он просто спасает. Иисус же напротив, ставит человека перед выбором - будешь спасен, если... Ну а если нет, значит нет, извините - гореть в аду. Кого вы бы больше ценили и кого хотели бы видеть в роли спасателя, окажись вы в беде, того, кто ничего не требует взамен, или того, кто ставит какие-то условия?

   Далее. Наказание. Оба пострадали за свои поступки, оба знали о неизбежности наказания (Иисус от своего отца, Прометей же был провидцем - Прометей переводится с греч. как "провидец"), оба знали или догадывались о мере и тяжести своего наказания. И здесь есть различие. Наказание Прометея несоизмеримо тяжелее наказания Иисуса. Иисус страдал три дня, мучения же Прометея длились целые тысячелетия. Иисус знал, что после своей сметри его ждет блаженство в раю. Прометей же не мог расчитывать на такие радости. Он знал, что его ждут исключительно муки. И поэтому в жертве Прометея больше ценности, она требовала от него гораздо больше мужества и решимости.

    Далее. Непосредственно сам жертвенный поступок. Прометей пошел на него сознательно, это был его личный выбор, его собственная воля. Никто его не заставлял, не уговаривал и не убеждал. Он был свободен в своем выборе - спасать или нет. В его мотивации заложена бескорыстная помощь людям. Иисус же всего лишь Мессия, то есть он выполнял волю своего отца, но не свою собственную. Собственно Мессия и есть посланник. А посланник всегда исполняет чужую волю, хотя его намерения и желания могут и совподать с этой чужой волей. Иисуса можно сравнить с роботом, с заложенной в него  определенной программой действий, от которой он просто не может отклониться. Он проводник  и исполнитель чужой воли, а не своей собственной. И это, пожалуй, самое главное различие между Прометеем и Иисусом.
 
   Так кто же достоин большего уважения и почета? Кого должно помнить и ценить в первую очередь?


Рецензии
сравнивать мифы, в данном случае Греков, с реальным положением глупо и не корректно. Сказочные герои всегда выглядят лучше потому что сказочные. Кривое зеркало несет кривое видение.
Но предположим, что можно сравнивать эти две личности. Христос принес весть о Новом Мире, в котором не будет зла, греха, тьмы, страданий, смерти. Что попасть туда может любой, нужно лишь только стремиться к праведности от всего сердца. Злые и обманщики туда не попадут - что в этом плохого и не верного ?
Прометей принес огонь во спасение - и как это спасает мир ? Этот огонь люди используют не только для благого, но и для того чтобы этим же огнем уничтожать друг друга ? Никакой он не Провидец, я бы даже сказал - слепец. Его спасение это не спасение мира от зла, а спасение злого мира людей. Надеюсь высказался не сложно.
С уважением.

Анатолий Последний   12.11.2015 10:45     Заявить о нарушении
сравнивать Прометея и Иисуса можно и нужно. Так как за обоими стоит реальность. Прометей это миф, а не сказка. А миф всегда порождается реальностью. Так вот если сравнивать моральную сторону этих двух персонажей, то в гораздо лучшем свете предстает конечно же Прометей. В общем то я это довольно обосновано доказал в своем тексте.

Вы утверждаете, что Иисус открыл путь в новый лучший мир для праведников и что "злые и обманщики" туда не попадут. Но вот слова самого Иисуса «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Как видно главным критерием для попадания в христианский рай вовсе не благие дела, а факт крещения. Да и что проку для человечества из этой пустой вести о Новом мире. Ну что дала она человечеству, как его продвинула, как помогла. А вот дар Прометея позволил элементарно выжить, помогал в самую трудную минуту, обогревал в прямом смысле. Всего этого Иисус не смог дать.

И да, дар Прометея не спасение мира от зла. Ибо Прометей такую задачу и не ставил. Он герой, а не святоша. И его дар, как и дары науки конечно же можно использовать и во зло. Например, сжигать людей на кострах инквизиции во имя Иисуса. Но причем здесь Прометей?



Саня Байкал   16.11.2015 08:10   Заявить о нарушении
*** Вы утверждаете, что Иисус открыл путь в новый лучший мир для праведников и что "злые и обманщики" туда не попадут. Но вот слова самого Иисуса «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Как видно главным критерием для попадания в христианский рай вовсе не благие дела, а факт крещения.

Главным критерием для попадания в Рай является вера в Евангелие, а уж сам факт крещения это лишь заключение договора, по которому ты обязуешься жить по совести. Вы невнимательно читаете :
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:15,16)

Кто не будет веровать в Евангелие осужден будет, а кто будет веровать - спасен будет. Всё вращается вокруг веры. Теперь, что касается веры - вера в Евангелие по умолчанию предполагает праведность и добрые дела :
12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
15 А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
(Откр.22:12-15)

*** Да и что проку для человечества из этой пустой вести о Новом мире. Ну что дала она человечеству, как его продвинула, как помогла. А вот дар Прометея позволил элементарно выжить, помогал в самую трудную минуту, обогревал в прямом смысле. Всего этого Иисус не смог дать.

дар Прометея это метафора - никакого огня он не приносил, кроме как возможно огонь ненависти к богам.

И.А.Крылов. Безбожники

Был в древности народ, к стыду земных племен,
Который до того в сердцах ожесточился,
Что противу богов вооружился.
Мятежные толпы, за тысячью знамен,
Кто с луком, кто с пращой, шумя, несутся в поле.
Зачинщики, из удалых голов,
Чтобы поджечь в народе буйства боле,
Кричат, что суд небес и строг и бестолков;
Что боги или спят, иль правят безрассудно;
Что проучить пора их без чинов;
Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно
На небо дошвырнуть в богов
И заметать Олимп стрелами.

Смутяся дерзостью безумцев и хулами,
К Зевесу весь Олимп с мольбою приступил,
Чтобы беду он отвратил;
И даже весь совет богов тех мыслей был,
Что, к убеждению бунтующих, не худо
Явить хоть небольшое чудо:
Или потоп, иль с трусом гром,
Или хоть каменным ударить в них дождем.
"Пождем, - Юпитер рек, - а если не смирятся
И в буйстве прекоснят, бессмертных не боясь,
Они от дел своих казнятся".
Тут с шумом в воздухе взвилась
Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных,
Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных,
На собственные их обрушились главы.
Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,
Чем против божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час,
И обратятся все в громовые вам стрелы.

Что касается пользы христианства - то вы просто совсем не вникали в тему - именно христианство способствовало гуманизму, отмене рабства, формированию основ науки, которая призвана была облегчить материальную сторону жизни - родильными домами науки были богословские университеты Европы, а видными её представителями глубоковерующие люди такие как Ньютон, Паскаль, Фарадей, Пастер, Коперник, Бекон, Галилей, Кеплер, Бойль, Мендель, Леонардо да Винчи, Флеминг, Максвелл и т.д. http://www.e-reading.club/chapter.php/86154/192/Morris_-_Bileiiskie_osnovy_sovremennoii_nauki.html

Анатолий Последний   16.11.2015 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.