Жить музыкально

               

                Музыка убеждает и действует не какой-то нормой               
                или законом, но исключительно силой (т.е. силой
                музыкальности).
                Ясно также отсюда, почему чисто музыкальное         
                бытие переживается как полная анархия, бесприн-
                ципность и бесцельность, как бытие, в котором               
                нет каменной крепости норм и законов, но где они      
                расплылись и растворились во всей бездонной пучине               
                музыки. Ясно и то, почему музыка в древних религиях      
                и культах очень часто симптом и символ оргийных      
                радений, экстатических культов и всяческого               
                освобождения от земных уз и законов «индивиду-               
                ализации» ради растворения в безумной стихии перво –
                жизни.
                Лосев А. Ф.

       Так писал о музыке один из величайших русских философов Алексей Фёдорович Лосев. Развоплощение, растворение – по сути дела, такими словами описывают воздействие на человека наркотических средств. Музыка – это стихия, которая захлёстывает нас безвременьем, жгучей смесью страдания и наслаждения, это ощущение вечности, в которой слито настоящее, прошлое и будущее. Музыка – стихия, рождённая человеческим гением, таинство, скрытое в жизни чисел, из которых она рождена.
      Утром я просыпаюсь от шума. Кому взбрело в голову в такую рань начал делать ремонт? Ревела дрель, стучали молотки. Наконец до меня дошло, что эта «долбёжка» отнюдь не шум от строительных работ. Это музыка! Кто-то слушал музыку. Боже! Разве это можно слушать?
     Александр Данилин, известный врач нарколог, пишет, что взрослые даже не задумываются о том, что существует музыка, которую невозможно слушать без наркотиков. То есть сама композиция, сам музыкальный стиль уже априорно предполагают наличие наркотического опьянения у слушателей. Это музыка, чей смысл сводится к репродуцированию того или иного наркотического опыта. Не удивительно, что в Гуантануме американцы пытали заключённых музыкой. Человек с нормальной психикой, не наркоман слушать такую какофонию не в состоянии.
      Что же такое музыка? Беснование, которое порицали ещё в библейские времена? Удовольствие? Наркотик или путь к наркотической зависимости? Что мы знаем о музыке? Очень мало мы о ней знаем. Музыка хранит свои тайны. Что несёт она нам: катарсис, очищение, или беснование в наркотическом угаре потерявшей свой человеческий облик несчастной молодёжи? Жиль Липовецки писал: «Музыка помогает устранить противоборство между реальным и воображаемым, что, прежде всего, обозначает трансформацию реальности и индивида». Человек уже не является собой. Наркотическая культура в лице психоделического рока, регги, тяжёлого рока и прочих направлений искажает души  фанатов.
      Сразу хочется вспомнить, что при Советской власти пытались запретить проникновение в страну модной в то время музыки. Сами коммунисты догадались или «Государство» читали – трудно сказать. Платон, пожалуй, одобрил бы такую политику. Он писал, что нужно избегать введения нового рода музыки – это подвергает опасности государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области. Музыка – это ещё и оружие.  Она была оружием много тысяч лет назад и будет им всегда.
      Бредовые тексты, отвратительные звуки, навязанный ритм и толпы, ревущие в едином экстатическом порыве. Управляемые толпы. Гипноз, совместный «трип» тысяч людей, растворённых в музыке. Но в какой музыке?  Неужели этот бьющий в грудь глухой ритм музыкального внушения, бушующего тела без души, без духовной составляющей и есть музыка? О текстах я вообще не хочу говорить, то, что звучит  со сцены подчас трудно назвать текстом, скорее это похоже на бессвязный набор отдельных фраз. Известный врач-нарколог А. Данилин пишет о том, что энцефаллограмма, снятая с любителей рока во время концерта или индивидуального прослушивания, оказывается аналогична той, что получается при сеансе гипноза. Многие молодые люди уже не представляют себе жизни без постоянно звучащей музыки. Космические, «кислотные» (наркотические) звуки бушуют в головах. Современная техника позволяет держать фанатов под контролем всё время. Они теряют свой собственный ритм жизни. Чужой ритм влечёт их, опьяняет, заставляет искать новых и новых эйфорических, ощущений.
        В своё время американские учёные пытались программировать сознание граждан, используя для этой цели наркотики. Кстати, одно время ЛСД в США чуть ли не пропагандировали. Дело оказалось сложным, несмотря на идеальную внушаемость наркоманов. Проблема была в том, что наркоман слушал лишь того, кто оказывался рядом, его нельзя было выпускать из поля зрения. С музыкой дело оказалось проще. Ни один культурный феномен не оказал такого «программирующего» влияния на молодежь, как популярная музыка. То, что сейчас происходит в концертных залах совсем не так уж безобидно. Многие думают: «Молодежь перебесится, образумится, повзрослеет…» Да «повзрослеет» и «перебесится», но с чем она войдёт во взрослую жизнь? И будет ли эта «взрослая жизнь» для наркоманов, получивших «внушение» в ночных клубах, где звучит то, что без наркотиков слушать невозможно?
      Что же говорили о музыке древние философы? Обратимся к Мэнли П Холлу. Он приводит слова Платона о том, что песни и поэзия были у египтян в течение, по крайне мере, десяти тысяч лет и что они были такой возвышенной природы, что только боги или богоподобные люди могли сочинить их. В Мистериях лира считалась секретным символом человеческой конституции, корпус инструмента представлял физическое тело человека, струны – нервы, а музыкант – дух. Играя на нервах, дух, таким образом, сотворил гармонию нормальной музыки, которая, однако, превращается в дисгармонию, если природа человека развращена.    
      А теперь вспомним Пифагора. Вот выдержка из книги Стенли «История философии»  «В пифагорейской концепции музыки сфер интервал между Землёй и сферой неподвижных звёзд рассматривался в качестве диапазона – наиболее совершенного гармонического интервала. Наиболее принятым порядком музыкальных интервалов планет между сферой Земли и сферой неподвижных звёзд является такой: От сферы Земли до сферы Луны – один тон; от сферы Луны до сферы Меркурия – полтона; от Меркурия до Венеры – полтона; от Венеры до Солнца – полтора тона; от Солнца до Марса – один тон; от Марса до Юпитера – пол тона; от Юпитера до Сатурна – пол тона; от Сатурна до неподвижных звёзд – полтона. Сумма этих интервалов равна шести тонам октавы». Пифагор рассматривал Вселенную как громаднейший монохорд с одной струной, прикреплённой верхним концом к абсолютному духу, а нижним – к абсолютной материи. Другими словами, струна, натянутая между небом и землёй. Теория музыки Пифагора очень сложна и я не буду рассматривать её подробно в этой статье. Мэнли П. Холл писал, что Пифагорийцы верили, что всё, что существует во вселенной, имеет свой голос и что все создания вечно поют хвалу создателю. Человек не смог удержать в себе эти мелодии, потому что его душа запуталась в иллюзии материально существования. Когда он освободит себя от бремени низшего мира с его ограниченным чувственным восприятием, музыка сфер опять зазвучит, как в Золотой век. Кстати, Пифагор предпочитал струнные инструменты и предостерегал своих учеников о возможном негативном воздействии флейты и цимбал.   
       Известный античный философ Ямвлих считал, что некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя. Он так же говорил, что Пифагор использовал музыку против ярости и гнева, против заблуждений души, что показал он себя в этом деле большим мастером. 
       Если бы Пифагор да и Платон услышали симфоническую музыку, оперу, духовную музыку, я думаю, они бы пережили величайшие и лучшие ощущения в своей жизни. Не было тогда такой музыки, но были великие слушатели. А мы? Далеко нам до музыки сфер. Прошли века, тысячелетия… Современная  популярная музыка со всем её мощным арсеналом не служит добру и не врачует человеческую душу, наоборот, порабощает её, делает зависимой, внушаемой и жестокой. Музыка, в которой нет страдания, нет ничего трагического, ничего светоносного, только ритм, деструкция, движение в никуда. Звучит струна, натянутая между Землёй и преисподней. Запутавшиеся в ней люди бьются в ритме, как в гигантской паутине, даже не понимая той опасности, которую она им несёт.
       Музыка… «Абсолютное Бытие музыки есть одинаково бытие Бога и мира. Сладостная мука и томление мировой Воли, и Хаоса есть томление божественное. Мучение и воздыхание Тьмы, сладостной и полной ужасов, есть жизнь Абсолютного. Страшно приближаться к Тебе, живое Тело Вечности…   Музыкально жить и чувствовать – значит превратить бытие в звучащий инструмент Вечности и потопить в нём всё, кроме звука…», –  так по юношески восторженно писал молодой А. Ф.  Лосев о музыке много лет назад, ссылаясь на статью неизвестного немецкого философа. Может быть, именно так и следует жить – жить музыкально, очищая душу красотой. Так хочется забыть обо всём, от всего отрешиться, раствориться в вечности, где нет ничего кроме звука. Наше тело – лира; нервы – струны; наш дух музыкант, играющий на струнах вселенной. Какие звуки мы извлечём, зависит от нас, от нашей человеческой природы. Тайна музыки, магия музыки – связь тела и духа – вселенский монохорд.

                05.02.2011


Рецензии