От Верблюда

Конкурс Копирайта -К2
Проблемы коммуникации в рассказах о животных

Непростую задачу задал нам Николай Малахов, организовав «Зверский конкурс».  Сложно в жанре реализма сделать зверушку главным героем. Звери ведь не могут разговаривать. Следовательно, все диалоги главного героя – псу под хвост! Разве что в режиме восприятия людей. Думаю, что Ива посоветовала Николаю расширить рамки и добавить возможность разговора, а также жанр мистики и фэнтези. И почти все конкурсанты радостно ринулись в образовавшиеся ниши.

Три рассказа, которые твердо можно назвать реализмом, это – «Там где не тает снег» Горностая, «Котопес» Кузбуся и Синичка «Двое». Однако «Там где не тает снег»  и «Котопес»  не соответствуют конкурсному заданию в  том, что главным героем должно быть животное. В рассказе «Двое» этот момент спорный, но можно с натяжкой сказать, что Мыш – главный герой. Во всех остальных работах наличествуют добавки фэнтези или мистики (а также сказки и мифа). Рассмотрим вкратце остальные работы в порядке возрастания нереального компонента.

1. Север. «Георгий». Сомик Георгий является фоном для рассказа, а также своего рода ружьем «висящим на стене». Явно не главный герой. Однако для придания яркости рассказу Автор добавил Георгию некоторые несвойственные качества. Георгий понимает, кто хороший человек, а кто – плохой, играет, демонстрирует неприятие уж не помню какого размера груди, и строит башню. Явная добавка мистики.

2. Веня Ванин «Цепь». Пес вроде бы обычный (только злой очень), но вся обстановка мистическая. Не могу назвать наполовину галлюцинаторный рассказ реализмом.

3. Лиз. «Жизнь налаживается». Кошка Лиз не может говорить. Зато отлично понимает людей.

4. Антипов. «Засада». Здесь наоборот,  Марс толком не может понять, что говорят люди, зато хорошо воспринимает речь в телевизоре и разбирается в оружии.

5. Ягорец. «Дом».  Белый медведь разговаривает с обезьяной.

6. Росомаха «Спасение». Загробные разговоры, буддизм, реинкарнация.

7. Кендель. «Скажите ей».  Помимо разговоров, Кеша находится в потустороннем мире, снимает негативную энергию.

8. Доктор Склиф «Маруся». Маруся лучше докторов разбирается в лечении. Видит энергии.

9. Анунах «Пес в тигровой шкуре». Разговоры между котом и собакой, демоны, всякая пакость.

10. Сигма. «Дельфины не плачут». Высший разум, видеокамера на плавнике, взрывчатка в брюхе. Думаю, что в реальности бы  взрывчатку прикрепили какими-нибудь ремешками, а не стали препарировать дельфина.

11. Рыжик. «Алеша познает мир». Сказка. Толпы злобных зайцев. Политические союзы непримиримых.

12. Нэ. Юки. Леший. Водяной. Русалка.

13. Дарина. «А там за лесом». Леший с сыном! Водяной. Баба-яга.

14. Кот Мирт. «Выбор» Колдуны. Тупые эльфы.  Умные хомяки.

15. Славка «Артемида и Даниэль». Все смешалось в доме Облонских. Боги. Пауки. Коалы. Орки. Тролли.

16. Ася. Ийоайвийо. Атлантида. Чипы. Лунатики. Катастрофа планетарного масштаба.

17. Адам «Жила-была стая» и Инфузория Туфелька «Оно» рассказывают о некоем коллективном разуме.

Надеюсь, никого не забыл. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в жанре реализма с животным в роли главного героя сделать рассказ весьма и весьма затруднительно. Для этого надо либо добывать кучу информации, как Горностай, либо писать о хорошо знакомых животных, как Кузьбусь и Синичка. И заметьте. Действие всех трех рассказов в жанре реализма происходит вблизи людей. Это сделано, чтобы можно было вставить диалоги и дать «человеческую» точку зрения. Трудно. Очень трудно писать человеку, не затрагивая человека. За то, что была предоставлена такая возможность еще раз скажем спасибо Николаю.  В следующий раз сделаем лучше.


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2014
Свидетельство о публикации №214033000616

обсуждение
Рецензии
Написать рецензию
в жанре реализма с животным в роли главного героя сделать рассказ весьма и весьма затруднительно.(С)

Не соглашусь, пожалуй, - не здесь собака зарыта))) Специфика написания рассказа, не затрагивающего человека, - есть навык, требующий трудозатрат не более чем работа над любым другим жанровым прои.
Применительно к данным условиям, например, нет ничего сложного в художественно оформленном текстовом комментарии к научно-познавательным документальным лентам BBC со товарищи из серии "про живую природу" - материала прорва и никаких проблем с реализмом. И вполне прилично могло получиться, причем даже без особых напрягов (для профи копирайтера - как два пальца).
Но вероятно такое задание показалось бы не слишком привлекательным (хотя я почитал бы - всё интересней, чем мысли суперхомяка) для творческих авторов, коих тут большинство, - с выбранной тематикой при условии реализма конкурс рисковал прямым курсом выйти на соревнование документальных очерков, что само по себе хоть и неплохо, но численность аудитории покосило бы основательно, а малый охват - слабый интерес.
Ход с возможностью повествования о разумных и говорящих братьях меньших, безусловно, слегка улучшил положение, но тем самым перевел стрелки на путь фантасказки с животными-главными героями (стоит ли удивляться проценту "нереального компонента"?).
И вот здесь, с учетом желательного выполнения условий, как мне думается, основной трудностью оказалось вообще написание вменяемого и одновременно интересного рассказа (диалоги и размышления от лица живности читаются дико - ну консервативен я в вопросах биологии, что поделать?).
Таким образом, в результате имеем явно более высокий уровень внеконкурсных и не отвечающих заданию работ на фоне многих из тех, которые без помех прошли бы премодерацию, - и выход за рамки получился весьма впечатляющим, что наводит на мысль о непродуктивной формулировке условий. Возможно, стоило разрешить авторам отдавать зверью роли второго плана, как думаете? По-моему, при таком подходе, учитывая творческую жилку конкурсантов, интересных прои удалось бы собрать значительно больше.

высказывался по вопросу трудозатрат ПсихованыйКролик
Автор Хочет Сказать   30.03.2014 15:09

Слышали что-нибудь про такие произведения, как: "Лобо"; "Мустанг-иноходец"; "Белый Клык"? Еще: "Рысь выходит на тропу"... И, наконец, "Белый Бим Черное Ухо". В перечисленных произведениях главная роль принадлежит животным. А человек - на вторых и третьих ролях.

Коза-Дереза
Архив Конкурсов Копирайта К2   30.03.2014 15:06

Дж.Лондон, равно как и авторы остальных перечисленных прои (которые кстати писали в жанре более близком к реализму, чем к фантастике), в конкурсе не участвовал.
Я сравнивал и делал выводы на основании выложенных на странице работ - для условий данного конкурса и имеющегося в наличии набора конкурсантов.
Вышеупомянутые оговорки в моей реце имеются, обобщений не делалось, о том, что это личное мнение там тоже есть.
Какому же из моих высказываний Вы, уважаемая, желаете оппонировать?)

Не проникшийся вопросом ПсихованыйКролик)
Ра
Автор Хочет Сказать   30.03.2014 15:37

"с выбранной тематикой при условии реализма конкурс рисковал прямым курсом выйти на соревнование документальных очерков"
Архив Конкурсов Копирайта К2   30.03.2014 15:41

Кроликов сколько развелось в этом конкурсе то.
Но я с этим кроликом согласна. Чтобы были хорошие тексты - условия конкурса должны быть лучше продуманы. А когда вместо преподов условиями занимаются любители - ведь мы это уже проходили - государством может править кухарка.
И зубодробильные - когда сам постановщик условий в них не вписался.
А я, понимая, что это над кроликами эксперимент поставили, сразу заранее пренебрегаю условиями, потому что в них не верю.
Обучением лучше заниматься профессионалам. Как и всем остальным.:)
Евгения Шапиро   30.03.2014 16:25

И чего? (я с вас улыбаюсь) Хотите сказать, что такой риск отсутствовал бы напрочь?)

Видите ли, в рассматриваемом нами случае ,при обязательных реалистичных рамках, гораздо легче описывать действия животных, сохраняя документальность, чем балансировать на тонкой грани, имея все шансы свалиться в фантастику, - мы все-таки недостаточно знаем мысли и ощущения животных, чтобы их уверенно транслировать как реально имеющие место быть.
И что при аналогичном задании более легкий путь выберут многие - эту вероятность я бы не исключал.
К тому же, категоричных утверждений о неизбежности именно такого исхода (соревнование документалистики в художественном исполнении) я себе не позволял - речь шла о риске возникновения ситуации, которая все-таки возможна (читайте внимательно).

И большая просьба - если желаете спорить, выдвигайте хотя бы свои аргументы, поскольку собственные мысли я изложил более чем доходчиво и разжевывать каждую фразу дополнительно не вижу смысла.

взгрустнувший ПсихованыйКролик

Автор Хочет Сказать   30.03.2014 16:34   Заявить о нарушении правил
Поспокойнее, поспокойнее, уважаемый ПсихованныйКролик. Спорить с Вами я не собиралась. Привела пример в ответ на Вашу фразу, и Вашу фразу в ответ на Ваш вопрос. Придумывать какие-то свои аргументы мне скучно.

КД

Архив Конкурсов Копирайта К2   30.03.2014 16:41   Заявить о нарушении правил / Удалить
Вот и мне скушно)
уйду я от вас,

ПсихоКролик
Автор Хочет Сказать   30.03.2014 17:03

Это невры ) Перед оглашением результатов :)
Архив Конкурсов Копирайта К2   30.03.2014 17:06

//Возможно, стоило разрешить авторам отдавать зверью роли второго плана, как думаете? По-моему, при таком подходе, учитывая творческую жилку конкурсантов, интересных прои удалось бы собрать значительно больше.//

Хочется мне высказаться по поводу этого предложения.
Мне кажется, что именно условия, рамки заданий двигают автора в том направлении, который автор сам и выбирает. В том то и дело, что определенные условия для конкурса и выявляют именно те качества писателя, которые и являются основными, которые движут автора к созданию произведения. Если автор обладает своим конкретным стилем, мышлением, некоторым внутренним противостоянием против норм и ограничений, он по-любому не впишется в условия конкурса. Разве это плохо? Другой вопрос, что автор слепо следует заданию и пишет по шаблону какому-то. Просто ради участия и победы. Есть ещё и те, кто чудесным образом вписывается в условия и "рождает" чудо. О! Это очень редко, уверенно заявляю. Поэтому условия нужны, как катализатор наверное. И пусть авторы их нарушают. Зато и чудесные рассказы появляются. После этого конкурса я буду помнить именно внеконкурсные прои. Это факт! Не это ли является основной задачей писателя? Создать незабываемое произведение, а не просто рассказ для конкурса.
Рене Леруа   30.03.2014 18:56

//Обучением лучше заниматься профессионалам. Как и всем остальным.:)//
В следующий раз, Женя, когда будете оспаривать со мной факты о том, стоит ли писать так или этак, я потребую от вас наличие диплома филологического факультета. В противовес предъявлю свой. Правда, западный. Но суть одна. Этого будет достаточно, чтобы вы прислушивались к моему мнению?
Это провокационный вопрос. Желательно хорошо подумать над ответом.
Рене Леруа   30.03.2014 19:06

Ставить условия для конкурса сложно. Как правило, все огрехи постановки бывают очевидны, только когда конкурс завершается.
Поэтому вот лично мне было бы интересно, чтобы при объявлении условий конкурса инициатор - в двух словах - сказал, каким он видит "идеальный" конкурсный рассказ.
Ругать меня бессмысленно :), но вот так мне хочется. Причём не с сегодняшнего дня :)).
Удав Юзик   30.03.2014 21:37

Юзик, мне кажется идеального в литературе быть не может. Это же не фабрика по производству калош? ГОСТовая оценка не может быть в субъективном мнении в этой области, как литература. А литература очень субъективная наука. Задания конкурса - никогда не будут неким "приказом" действовать именно вот так. Автор - это свободомыслящий человек, пишущий, как хочет только он. Загонять в рамки - лишать индивидуального мышления. Условия конкурса я вижу лично для себя, как пищу для размышлений, но не как правила, по которым нужно обязательно следовать, чтобы победить.
Рене Леруа   30.03.2014 21:45

На болотах, по которым ходят люди, ставят вехи - сюда ходи, туда не ходи, а то утонешь. Конкурс - это задача пройти по болоту темы, используя вехи условий.
Внеконкурс - это попытка перейти болото не ограничивая себя волей вех. Поэтому внеконкурсные произведения часто более яркие
Я хочу быть уверен, что тот, кто расставлял вехи, хотя бы раз, их используя, болотом прошёл. Или знает, как это делали другие.
Это - не претензия. Просто я хочу.
Удав Юзик   30.03.2014 22:57

Тогда нужны более точные критерии оценок. И эмоционально-субъективное мнение, типа "понравилось или не понравилось" пусть критики пишут сами, если хотят. Эту оценку давно пора исключить. Может быть тогда все и будут стараться держаться условий конкурса и быть в равном положении со всеми. О! Супер, какое прои. Высший бал. И что? А другой старался следовать условиям, и оказался в дураках. Вообще, если честно, устаёшь от этого. Вы правы, Удав.

Рене Леруа   31.03.2014 00:57   


Рецензии