Пришло время осознать

..., что мы живем в ДПМ-цивилизации

(Пер. с англ. cтатьи "Ours Is SPT Civilization", представленной для опубликования в "New York Times" для рубрики "Opinion" (Мнение)… и не нашедшей поддержку Московского бюро "New York Times", осуществляющего онлайновый контроль направляемых туда публикаций. То ли из-за "ущемленно-патриотических" соображений (это понятно из нижеследующего), то ли из-за неэксклюзивности материала (процентов на 20--30 это действительно так).)

Напоминание: ДПМ – это Дефицит Панорамного Мышления, т.е. предопределенный антропогенезом недостаток человеческой ментальности (см. в сб. Сменить мозги, чтобы выжить).

При чтении книги В.М. Аллахвердова "Методологическое путешествие к таинственному острову сознания через океан бессознательного" (2000) для меня было как открытие: оказывается, само название этой большой, 400-страничной книги является обыгрыванием концептуальной метафоры Уильяма Джеймса, американского психолога и философа. Вдобавок выяснилось, что я был его последователем последнюю дюжину лет, поскольку мои размышления, если продолжить его метафору, были направлены к осознанию того, как расширить этот "остров" и обустроить его получше.

Желая узнать больше об этом ученом XIX—XX веков, показавшемся мне единомышленником, я нашел подтверждение этого: оказалось, что одно из его положений, касающихся будущего, также находится в русле моих интересов – если их интерпретировать соответственно. Я имею в виду его предсказание: "Сила, способная сдвинуть мир, заключена в нашем подсознательном уме."

В этой статье я хочу показать, почему это звучит как пророчество и как руководство к действию.

Большинство людей, по-видимому, согласны с народной мудростью, выраженной английской пословицей: "Some are wise, some otherwise." По смыслу, хоть и не так изящно, это значит: люди бывают умные, а бывают и иначе. Несомненно, мы – среди тех, "первых". Правда, кто-то из нас может иногда сказать: "Ну и дурак же я был!" – но только в исключительных случаях, не "навсегда".

Хочу представить здесь другой подход к человеческому Разуму, самоназвавшему себя Вершиной цивилизации. Похоже на то, что он оказался настолько велик, чтобы выстроить и поддерживать огромную цивилизацию, но недостаточно велик, чтобы спасти ее от уничтожения и самоуничтожения.

Еще в середине XX века А. Эйнштейн сказал: "Нам нужна существенно новая манера мышления, если человечество намерено выжить". Он определенно имел в виду новую манеру мышления, позволяющую преодолевать какую-то нашу ментальную эволюционную отягощенность. Иначе трудно было бы как-то трактовать слово «существенно». Эта мысль Эйнштейна тем более должна быть верна в начале XXI века. Двадцать с лишним лет, прошедшие после ООНовского Саммита—1992, посвященного устойчивому развитию, показали, что человечество к этой цели не приблизилось, и глобальные проблемы по-прежнему нависают над миром неразрешенными. Институт Риска Глобальных Катастроф, Вебсайт Глобальных Катастрофических Рисков, Сервер Мирового Кризиса могут рассматриваться как символы времени, в котором мы живем.

Предложение Юджи Ишигуро сознательно снизить численность населения с 7 to 1 миллиарда, представленное в его книге "Одномиллиардный мир" [1], воспринимается, вопреки автору, скорее как предсказание огромного депопуляционного сброса, чем мера спасения.

Земля, что за точка под знаком вопроса!

(Это и другие высказывания, выделенные здесь и дальше в отдельную строку, принадлежат Станиславу Ежи Лецу, который выглядит мыслителем 21-го века, хоть и ушел из жизни еще в середине 20-го).

Почему отсталость? Сразу это можно и не понять. Кто-то может даже возмутится: "Что? Человеческому Разуму, породившему мощную цивилизацию и ведущему нас к еще более высоким вершинам эволюции, присуща какая-то отсталость!?"

Тем не менее, это так. Представим себе те доисторические условия эволюции. На протяжении нескольких последних миллионов лет существование рода Homo определялось периодами оледенений и межледниковыми периодами. В таких жестоких, трудных и опасных условиях существования первобытные люди смогли выживать, объединяясь в племена, осваивая огонь, освобождая передние конечности (руки) для изготовления инструментов для труда, осваивая речь для коллективной охоты, создания коллективной защиты, расширяя диапазоны устных и письменных коммуникаций, что позволило перейти к социальному наследованию приобретенного опыта и удлинению периода детства как эволюционному преимуществу.

Получивший столь огромные преимущества вид Human Sapiens начал распространяться по всей Земле, наращивая свою численность. В результате пресс элиминирующего отбора ослаб, став в исторические времена совсем несущественным, поскольку средняя продолжительность жизни превышала возраст репродуктивной жизни. Это означало, что геном вида Human Sapiens, этого самого нового животного вида, с зарождения цивилизации уже не имел существенных стимулов продолжать свою эволюцию. В том числе и эволюцию по разуму.

Со времен изобретения человека он совершенствовался только протезами.

Итак, разум, некогда соответствовавший условиям существования в дикой природе, оказался неадекватно действующим в условиях цивилизационного существования, и потому ДПМ имеет массу возможностей проявить себя. Вот только несколько примеров его проявления.

* Попытайтесь решать одновременно 2 простейшие арифметические задачи на сложение и умножение чисел из первого десятка; или рисовать двумя руками, так же одновременно, треугольник и круг. Не так-то просто, правда? Понятно, ведь мозги наших предков, чтобы они могли остаться в живых, должны были работать быстро и как машины последовательного, а не одновременного действия.

* Мозги человека в условиях цивилизации слабо задействованы. В самом деле, люди любят (и даже обожают) ограничиваться лишь необременительным умственным сопровождением событий. Миллионные армии фанов, рвущиеся услышать и увидеть своих спортивных и эстрадных кумиров, являются убедительным свидетельством этого.

Не будем строить прибежищ для умственного убожества!

Другие пристрастия, хотя другим и не видные, – к наркотикам, спиртному, азартным играм, сексуальным излишествам, обжорству – также подтверждают сказанное.

Люди, как я подметил, любят мысли, которые не заставляют думать.

* Еще к этому же: почему мы, имея в нашем распоряжении ум, т.е. инструмент мышления, так мучимся и скучаем, когда вынуждены кого-то или чего-то ожидать?
Возникает невольная ассоциация: не зря, видно, активна лишь 1/10 часть нейронов мозга.

* В нас сохранились гены наших предков, которые потому и выжили, что смогли реагировать на экстремальные ситуации, и не удивительно, что наше мышление оказывается поспешным даже тогда, когда есть возможность поразмыслить. Вот почему то и дело возникают ошибки недомыслия – свои и чужие.

* Самое прямое проявление ДПМ – слабо развитая способность людей сопоставлять одно с другим. Вот только один пример, но кричащий: мы используем термины криминальная личность, криминальная банда, криминальные действия, при том, что то же прилагательное есть и в терминах криминальное законодательство, криминальная полиция, криминальный кодекс. Понимая буквально, криминальные законы существуют исключительно для криминалов чтобы облегчать им их криминальные действия.

Около 30 лет назад я поразился своей тупости (и других тоже, но это меня слабо утешило): ведь если мы говорим открой дверь / окно, то тогда нам надо говорить открой веки / губы вместо открой глаза / рот. Новые реалии жизни демонстрируют наше недомыслие: теперь двери/ окна могут быть уже закрываться ролетами, т.е. “грамматически правильным образом”.

* Любой язык можно представлять себе как лингвистический музей, более точно, как безнадзорное хранилище слов, без всякого персонала (за исключением разве что зала лексических норм), куда каждый может приносить нелепые лексемы, которые затем могут оказаться удобными для массового употребления и могут даже заботливо передаваться следующим поколениям. Вот почему такие объекты критического внимания (ОКВ) могут и должны обнаруживаться, и нормативные лексемы типа ОКВ представляют особый интерес. Лев Толстой был уверен: "Пользоваться языком кое-как значит и мыслить кое-как."

* Мы можем видеть отображение ДПМ даже в юморе. Излюбленный трюк юмористов состоит в демонстрации недомыслия их героев, даже как будто это недомыслие их собственное. Вот для примера высказывание Дж. Берла: " Мы благодарны Томасу Эдисону. Если бы не он, мы бы смотрели телевизор при свечах."
Почему такой трюк так востребован? Потому что юморист получает благодарный отклик аудитории -- за то, что ей дали возможность почувствовать замысел юмориста "как бы" и посмеяться над ходом мысли тех, что подобным образом мыслит.

* Но вот уже не шутка, что внутри наших мозго «живут» "ментальные жуки", мешающие думать хорошо. Классификация этих "жуков" была дана американским ученым Джоном Варфилдом в его Mentomology; отталкиваясь от нее, я представил Эволюционную ментомологию, включающую и варфилдовских «жуков».

* В свете сказанного, стоит ли удивляться, что ДПМ создает нам многочисленные проблемы: коррупция, терроризм; межличностные, межэтнические, межконфессиональные, межнациональные, военные и другие конфликты; патологическая (выше, чем у других животных ) агрессивность, еще более сужающая поле сознания и провоцирующая людей на насилие. Что ж, мы имеем право говорить о системном несоответствии: человеческий мозг все более и более не соответствует растущей сложности цивилизации.

Вот сравнение, призывающее нас задуматься. Глубоководные рыбы, живущие на столь больших океанских глубинах, что они не знают ни цунами, ни ураганов, не могут быть подняты оттуда живыми – именно потому, что они узко специализированы к тем глубинам. Homo Sapiens, "снабженный" ДПМ, т.е. "специализированный осуществлять программы джунглей и пещер", тоже как бы вытаскиваем к вершинам цивилизации, живя в условиях все более и более сложных, чем те, что во времена пещер. Так что катастрофические события приближаются, и только это (если человеческая способность предвидеть сможет достигнуть отдаленного будущего) могло бы послужить стимулом для радикального реформирования образовательных систем.

Когда же мы запустим ракету мысли за пределы Разума?

Этот вопрос понятен: "за пределы Разума" означает призыв к людям стать панорамными мыслителями, которые обретут способность открывать цивилизации ее упущенные возможности для выживания и развития.

Люди имеют запоздалый рефлекс: они понимают только в следующих поколениях.

Хотелось бы верить, что вы, читающие этот текст, не из тех, что с «запаздывающим рефлексом», и найдете свои роли в грандиозном плане совершенствования цивилизации.

Литература
1. Ishiguro Yuji. One-Billion World. In search of a peaceful sustainable world. – Rio de Janeiro: Booklink, 2010.


Рецензии
Уважаемый Уладзимир.
Согласен, мы живём в ДПМ-цивилизации.
Но, может быть, мы поэтому и живём! И как только этот Дефицит исчезнет - исчезнет цивилизация. Потому что исчезнет генератор развития - изменчивость живых существ.
Это ведь супер - "я знаю, что ничего не знаю", и плюс библейский запрет срывать плоды с дерева познания. Человечество интуитивно ощущает свою неспособность "объять необъятное", когда "процесс всё - результат ничто".
Жить с "запаздывающим рефлексом" это одно из следствий естественного отбора, когда выживают особи вовсе не отличающиеся развитым "панорамным мышлением".
Как высокоразвитая Римская Империя пала под напором варваров, так интеллектуальная дворянская Россия - под напором "черни", так строившее бесклассовое общество СССР - под напором "золотого тельца".
Человек постоянно стремится к состоянию стать "панорамно мыслящим". Но достичь этого состояния, видимо, невозможно, как невозможно состояние абсолютного ноля.

Виктор Попов 7   07.06.2017 08:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.