Гл. 9А. О России и русской душе

   Говорит Р .Р. фон Раупах (источник и фото – см. гл. 10).
   Россия удивительная страна. Там всякий маньяк, мечтатель или просто проходимец может беспрепятственно производить свои опыты. И чем шире его фантазии, чем они «планетарнее» и нелепее, чем большая наглость сопровождает их утверждение в массах, тем больше в них веры. (Вспомним Г. Распутина – при царе Николае II, разных экстрасенсов вроде А. Кашпировского, А. Чумака и прочих в конце XX века  – ЮБ).

   Удивительна склонность русского человека исключать из всех представившихся возможностей именно те, которые просты и наиболее естественны.

   Русский мужик никогда не верит ничему, что просто и понятно. Но шепните ему только одно слово, вроде - «Антихрист», «Золотая грамота» - лишь бы было таинственно и необычно (пусть даже и нелепо) – и он тотчас же готов идти на любую смерть.

   Приветствующие падение любой деспотии упускают из виду, что таковой  как явления самостоятельного вообще не существует. Есть рабство, «рабский дух» в народе, а деспот – это только его необходимый атрибут. (КАК ТОЧНО ! К сожалению, актуально для нас в России и сейчас  - ЮБ).

   Альберт Тома говорил: «Я видел в России много людей легкомысленных, не меньше - глубокомысленных, но… здравый смысл… <практичность> отсутствует у русских поголовно».
               
  «По мнению многих французских интеллектуалов (в целом, часто определяющих общественное мнение своей страны) Россия, в принципе, не способна к демократическому развитию по двум причинам: во-первых, из-за мощной традиции авторитарного правления, которая довлеет над властными элитами; во-вторых, из-за избыточно развитого (приобретённого) чувства подчинённости и пассивного начала в самой изначальной природе русского человека» (Э. Каррер Д’Анкос – член Французской Академии, лауреат Золотой медали им. М. В. Ломоносова РАН).

   Со стороны – виднее. Сказано очень точно! Вспомним ещё суждения философов о «женственной русской душе» (например, см. Емельянов Б. В. «Русская душа: вечно женственное и вечно «бабье» - http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/58170/) и другие работы - ЮБ.
   «Разные народы дали разные образцы человеческих идеалов.  У китайцев это мудрец, у индусов - аскет, у римлян - властитель, у англичан и испанцев - аристократ, у пруссаков - солдат, Россия же предстает идеалом своей женщины». Так утверждает В. Шубарт  в книге «Европа и душа Востока». М., 2003. С. 231 (см. в Интернете  Всемирную электронную библиотеку) .

   Проблема женского и мужского начал с преимущественным интересом к женскому - одна из магистральных в русской философии. Она «работает» во многих областях гуманитарного знания, но самым интересным ее решением, на мой взгляд, является определение русского национального своеобразия, русского менталитета в утверждении женственности в характере России.

   Наибольшее количество работ и высказываний по этой проблеме оставил нам русский философ Николай Бердяев. Он считает, что в европейских странах, особенно в Англии, Франции и Германии, на известной ступени развития в национально своеобразной форме мужественный дух пробуждался изнутри, органически оформляя народную стихию. Но в России этого не произошло. В ней преобладала женственность. Почему? «В русской истории не было рыцарства, и поэтому не прошла Россия через закал и дисциплину личности, через культуру личной чести» (Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 11). По Бердяеву, это недостаток России: «...всё мужественное, освобождающее и оформляющее в России было как бы не русским, заграничным, западно-европейским, французским или немецким, или греческим в старину» (Там же. С. 19). Россия - средоточие противоречий: с одной стороны, она мятежная и жуткая в своей стихийности, а с другой - для нее характерны смирение и покорность, готовность подчиняться власти. А в известной своей статье «О вечно бабьем в русской душе» он парадоксально заостряет свою точку зрения, считая, что «бабье» - это «рабье».

   Но представления о влияние «женского начала» на ментальность и ДУШУ русского народа разделяли не все русские философы. К примеру, Н. Лосский утверждал: «Говорят иногда, что у русского народа - женственная природа. Это неверно: русский народ, особенно великорусская ветвь его, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужественен; но в нем особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственной мягкостью» (Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 290).

   Как бы то ни было, в истории русской мысли давно принято считать, что сама Россия, как и душа ее народа - тайна. Самое известное стихотворение по этому поводу написал Федор Тютчев:               
                Умом Россию не понять,
                Аршином общим не измерить,
                У ней особенная стать,
                В Россию можно только верить.

А один «обрусевший хохол» (Н. В. Гоголь) в XIX даже и пошутил: «Русского человека надо уважать уже хотя бы за его намерения…». 

   P. S. Вышеприведенные представления , конечно, весьма субъективны и в чём-то спорны. Заинтересовавшимся этим вопросом смею посоветовать углубиться в проблему, используя Интернет и специальную литературу. Тема интересная (ЮБ).

   


Рецензии