Первоапрельские грустинки

 
СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ.

 
  «Между прочим, начался апрель.
   Пусть не стаял снег, зато есть лужи.
   Между прочим, сгинула метель,
   И, наверное, уже не будет стужи.

   Как-то между прочим – двадцать два.
   Не заметил, как и набежало…
   «Между прочим» – вроде бы слова,
   А подумать – так совсем не мало!»

   Вот уже четверть века на рубеже марта и апреля мурлычу я под нос себе это начало песни друга детства Александра Уманского. И такая грусть накатывает – вязкая, густая, плотная, как утренний туман, что опускается в низины – хоть волком вой.
   А между тем все нормальное человечество радуется в начале второго весеннего месяца, шутит, балагурит, поздравляет друг друга…
   Этот День не внесен ни в какие календари знаменательных дат и всенародных праздников, но его вполне можно отнести к международным, поскольку он с одинаковым успехом отмечается и в России, и в Германии, и в Англии, и во Франции, и в Скандинавии, и даже на Востоке. В одних странах его называют Днем смеха, в других - Днем Дурака. 1 апреля каждый не прочь пошутить над окружающими, никто не застрахован от розыгрышей и даже самые серьезные невольно улыбаются.
   Трудно сказать, откуда пошел этот праздник. О возникновении первоапрельской традиции существует немало различных гипотез, сходящихся в одном: корни ее глубоко уходят в средневековую европейскую карнавально-балаганную культуру. По сути дела, это один из самых стойких элементов язычества, осевших в христианском сознании.
   Когда и кем этот праздник был завезен в Россию точно не известно, но уже в произведениях многих писателей и поэтов конца XVII века, появлялись строчки про первоапрельские розыгрыши. Пушкин написал:
Брови царь нахмуря,
Говорил вчера:
"Повалила буря
Памятник Петра"
Тот перепугался:
"Я не знал! Ужель?"
Царь расхохотался:
"Первый, брат, апрель..."
   В нашей стране первоапрельские розыгрыши утвердились после того, как однажды жители Петербурга ранним утром были подняты с постелей тревожным набатом, обычно возвещавшим о пожаре. Это было 1 апреля, и тревога была шуточной. Известно также, что в царствование Петра I труппа немецких актеров обманула в этот день и публику и государя, выставив на сцене вместо представления пьесы транспарант с надписью "Первое апреля". Петр не рассердился и сказал только, выходя из театра: "Вольность комедиантов".
   Причиной такой своеобразной традиции стала сама природа. Весенние капризы погоды люди старались задобрить шутками и розыгрышами.
   Не капризы ли природы ломают меня в эти дни? Нет. Я не веселюсь и не балагурю со всеми, потому что вот уже 31 год 1 апреля для меня – не праздник Смеха, а Дата. Веха жизни, если изволите. Ведь именно 1 апреля познакомилась я со своим мужем. Шутка, ценою в жизнь…Хохочу до сих пор…
   Нужно обладать таким явно нездоровым чувством юмора, как у меня, чтобы выбрать себе супруга в День розыгрышей и обмана! Да и где?! Мы познакомились в известном всей Москве баре, где собирались сомнительные деляги, фарцовщики, проститутки. В народе бар звался «Зеленкой», и мы, хорошие девочки-десятиклассницы, ходили туда исключительно потанцевать. А ещё в «Зеленке» можно было за 3 рубля купить входной билет, в стоимость которого входил бутерброд с черной икрой и коктейль. А чего еще девочкам, ищущим веселья и приключений, надо? Вот и таскались мы из центра на проспект Вернадского в это сомнительное заведение.
   1 апреля 1983 года стояла солнечная теплая погода, и все мы, по-летнему одетые, испытывали огромный душевный подъем. Точно вот-вот что-то важное и судьбоносное должно случиться. Вот она, обманчивость весны, греющей нас ложными обещаниями! Как часто поддаемся мы на очарование журчащих ручьев, лазурь неба, щебетанье птиц и начинаем верить в сказку! Может, и меня тогда накрыло весенней волной? Иначе как объяснить, что, едва повернувшись на слова моей подруги («Смотри, с каким классным мужиком я познакомилась!»), увидев в полутьме у стойки размытый силуэт, тотчас решила: «ОН!»
   Как такое могло приключиться с хорошей девочкой, недавно пережившей свою несчастливую первую любовь? С девочкой, сотканной из Уайльда, Гофмана, Экзюпери, Олдингтона? Девочкой, воспитанной на Бахе, Моцарте, Григе? Воистину, кто-то сверху тоже решил поюморить в тот день!
   Вы хотите сказать, что, дескать, ничего особенного в этом нет?  Не было бы, если не «юмор» всех последующих лет, где было обилие секса, скандалов, доводивших не раз до зала суда, расставаний и воссоединений, развод, новый брак, венчание…это был и есть бесконечный многосерийный трагикомический фильм – «Санта-Барбара» отдыхает. Наш союз был и остается ярким и бессмысленным, как фальшивый бриллиант, союзом двух взаимно противоположных личностей, где мужчина безуспешно пытается подчинить себе женщину, которая ему не по зубам. Но этот союз подарил мне сына – единственное деяние, в котором никогда не раскаивалась, которым горжусь. Так зачем же сегодня я коснулась так нелицеприятно памяти тех дней?
   Уайльд писал: «Очень опасно слишком рано встретить человека, который, казалось бы, предназначен вам самой судьбой». Я ни о чем не жалею в своей жизни. Более того, вероятно, начнись жизнь сызнова, я опять поступала бы так же. Но если мой любимый ребёнок осчастливит меня внучкой, я буду бдительнейшим образом следить за ее взрослением, все силы положу на то, чтобы объяснить ей, что не всякая «ах-любовь» является любовью истинной. Я расскажу ей свою историю, чтобы она поняла: раннее вхождение во взрослую жизнь чревато ранними же разочарованиями, которые не всякий способен стоически перенести, да и надо ли? Кроме того, «ах-любовь» может стать препятствием, когда в дверь постучится наконец истинная любовь.
   Знаю, читатель, что слова мои звучат весьма общо, а потому не слишком убедительны, но я не собиралась писать повесть своей жизни – просто поделилась своими невеселыми первоапрельскими мыслями.

Искренне ваша, Екатерина Волкова.


Рецензии
хоть первоапрельские мысли и невесёлые, но вы ни минуты не сожалеете о прожитом, ведь так? а ещё, на позитивной, и вполне разделяемой ноте, гордость - сын и будущие внуки! а это есть, всё же, весомый неоспоримый положительный момент! так, что мысли не совсем негативные, а двоякое восприятие прожитого и будущего. всё будет всенепременно хорошо! как сказал некто, позитивное приходит, в первую очередь, к тому, кто позитивно мыслит! спасибо автору :)

Вадим Бодня   16.04.2014 05:42     Заявить о нарушении
Невеселые мои мысли, Вадим, как раз и выражают сожаление, увы. Хотя, конечно, начни я все сначала, наступала бы на те же грабли. Однозначно! Как однозначно и то, что сын - наш совместный успешный "проект" :-)
Буду ждать позитива!
Спасибо, друг!
Рада твоему вниманию к моим опусам!!!

Екатерина Волкова 5   18.04.2014 21:19   Заявить о нарушении