О применении клонидина

О применении клонидина в психиатрической практике

В последние десятилетия в психофармакологии появилось большое количество новых антипсихотических препаратов. Несмотря на это, актуальным остается поиск и развитие нетрадиционных подходов к лечению психических заболеваний. В качестве антиманиакального средства применяли клонидин. Пролечены 20 больных в возрасте от 20-ти до 60-ти лет. Все пациенты были резистентны к стандартной терапии. Клонидин назначался в дозировке 0,2-0,45 мг. Выявлены предикторы эффективности клонидина.
Известно, что клонидин (клофелин) относится к гипотензивным средствам с вороженным седативным эффектом, из за чего применение его в терапевтической практике резко сократилось.
В конце 80-х годов были единичные работы(1,2,3) о применении клонидина в психиатрической практике, в частности при лечении маниакальных состояний. Но в последующем он широко в психиатрической практике не использовался, поскольку не проявил значительной антипсихичечской активности. В последние годы клонидин нашел применение в наркологической практике при купировании абстинентного синдрома, в частности при опийной наркомании, что объясняется центральным а2- адреномическим действием. Отмеченная при этом толерантность к гипотензивному эффекту клонидина объясняется особенностью метаболизма катехоламинов при наркомании (4,6). Клонидин был применен нами при лечении 20 больных с преобладанием в приступах маниакально -галлюцинаторно-бредового синдрома. У 12 больных был диагноз «Шизофрения, приступообразно-прогредиентная форма», у 8 больных «Органическое поражение ЦНС с названным выше синдромом». Длительность заболевания- от 2 до 15 лет. Продолжительность приступов- от 3 до 6 месяцев. У всех больных отмечалась резистентность к стандартной терапии и тенденции к удлинению приступов с укорочением ремиссии. Все больные поступали в стационар с вороженными признаками обострения заболевания.
Лечение начиналось с 0,2 мг клонидина, в последующем доза повышалось до 0,45мг. В случае достижения положительного терапевтического эффекта при суточной дозе меньше максимальной, дальнейшее увеличение дозы не проводилось. Оптимальная терапевтическая доза определялось индивидуально. Других препаратов в период лечения клонидином больше не получали. Все пациенты ежедневно осматривались психиатром и терапевтом. Кроме того, состояние оценивалось медицинскими сестрами. Проводилось ежедневное трехкратное измерение артериального давления (АД) и частоты пульса. Антиманиакальное действие клонидина выявлялось относительно быстро. Уже через 4-7 дней приема препаратов явно уменьшилось выраженность аффективных нарушений, больные становились мягче и доступнее, контакт - более содержательным. Особого внимания заслуживает обратная динамика и других продуктивных расстройств, а именно галлюцинаторных, псевдогаллюцинаторных, психических автоматизмов, бредовых идей. В начале лечения они теряли аффективную окрашенность, становились менее яркими, стертыми, приобретали внешнее не завершенный, неразвернутый характер; больные говорили о них менее охотно. Дополнительное назначение нейролептиков в этот период приводило к быстрой и полной редукции не только маниакальной, но и галлюцинаторно-бредовой симптоматики. У большинства пациентов (17 человек) снижение АД составило в среднем 10-20 мм. рт.ст, явлении ортостатического характера не наблюдалось. После проведения курса лечения клонидином (4 недели) больных переводили на лечение галоперидолом и еще через 3 недели при отсутствии обострения - выписывали на амбулаторное лечение.
У 3 больных ввиду резкого снижения АД (20 и более мм .рт .ст.) увеличение доз не проводилось. В течение первой недели лечения на минимальных дозах клонидина маниакальный аффект не редуцировался, и клонидин был отменен.
Таким образом, в процессе лечения клонидином больных с маниакально -галлюцинаторно-бредовой синдромом, резистентных к стандартной терапии, выявились следующие закономерности:
1. Предиктором эффективности лечения клонидином являлось отсутствие у больных вороженного снижения артериального давления (более 20 мм. рт.ст.) в течение первых 3-4 суток.
2. С учетом возможностей реакции отмены переход на дальнейшее лечение нейролептиками приводился постепенно.
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что клонидин может быть рекомендован для лечения психопатологических синдромов, в структуру которых входит маниакальный аффект. Обладая вороженным седативным эффектом, он редуцирует маниакальный аффект и снижает интенсивность галлюцинаторное - бредовых компонентов сложного синдрома. Последующее включение нейролептиков (галоперидол) относительно быстро ведет к редукции галлюцинаторно - бредовых расстройств.
Таким образом, можно предположить, что клонидин, оказывая выраженный седативный эффект, уменьшает и редуцирует аффективные расстройства, а также уменьшает резистентность к другим препаратом, в целом повышая эффективность действия последних. Применение клонидина как экономически выгодного лекарственного препарата может быть рекомендовано при лечении описанных выше психических расстройств.


Рецензии