К 55 годовщине гибели экипажа подводной лодки М 20

22 ноября в городе Палдиски состоялся митинг, посвященный 55 годовщине гибели экипажа дизельной подводной лодки М-200. Открыл митинг председатель “Союза военных пенсионеров” Рычков Валерий Георгиевич.

Затем слово взял капитан первого ранга запаса Л. Руденко, собравший множество материалов и статистических данных о трагедиях на подлодках и гибели их экипажей в годы войны и в мирное время. По всем собранным им фактам — картина удручающая.

Ведь война — это сражение и защита Родины, а гибель подлодки и экипажей в мирное время — это нонсенс, связанный с человеческим фактором и техническими причинами. Очень интересным и объективным было выступление Цапко, очевидца этих трагических событий, который будучи в то время матросом срочной службы, непосредственно принимал участие в спасательной операции экипажа М-200, обеспечивая работу водолазов.

Затем выступил А.Терентьев, до сих пор носящий боль от этой трагедии в душе, потерявший тогда друзей и участвующий в траурной процессии. На митинге он прочел о подводниках замечательные стихи собственного сочинения.

С душевными словами обратилась к присутствующим А.Стерзлева, вдова уважаемого офицера, мать и бабушка целой династии офицеров-подводников, член совета Русской общины Палдиски. Закрыл митинг наш бессменный председатель Русской общины Валентин Константинович Константинов, который, несмотря на свой почтенный возраст, всегда в строю. На митинге присутствовал и участвовал в возложении венков мэр Палдиски Каупо Каласс.

“Мы здесь сейчас стоим, а где-то в дальнем море,
Моряки — подводники. Герои
Службу свою трудную несут.
Мрак вокруг, бездонные глубины…
Пожелаем же удачи им.
Пусть судьбой счастливою хранимы,
Все вернутся к берегам родным”.

К сожалению, этим ребятам, экипажу подводной лодки М–200, настоящим героям-подводникам, не суждено было вернуться домой.

Хотелось бы напомнить, рассказать, особенно молодежи, трагическую историю их гибели, чтобы помнили и знали, в честь кого поставлен монумент на Русском кладбище в Палдиски.

Дизельная подводная лодка М-200 “Месть” XV серии из состава 157-й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота погибла 21 ноября 1956 года в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем “Статный”.

М-200 совершала переход из Палдиски в Таллинн и обратно для замера магнитного поля. Накануне на лодке был сменен командир — новым стал капитан третьего ранга Шуманин, служивший ранее на лодках серий “Щ” и “С”, но не имевший навыков управления “малюткой”.

Обеспечивающим офицером на борту находился начальник штаба бригады капитан второго ранга Штыков. После окончания замеров в 19.00 21 ноября М-200 вышла обратно в Палдиски. В 19.45 вахтенный сигнальщик обнаружил огни встречного корабля на дистанции в 40 кабельтовых.

Находившийся на мостике Штыков, верно определивший во встречном корабле эсминец, рекомендовал Шуманину, быть внимательнее при расхождении, после чего спустился вниз на ужин. Несмотря на то, что командир “Статного” трижды менял курс, уходя вправо, Шуманин продолжал следовать встречным курсом, а на дистанции в 4 кабельтова, вероятно, потеряв ориентацию относительно маневра “Статного”, отдал команду резко повернуть влево, “подставив” лодку под удар эсминца.

В 19.53 “Статный” врезался в правый борт М-200 в районе 5-6 отсеков. Подводная лодка стала быстро оседать кормой, в течение 6-10 минут дифферент достиг 80 градусов, после чего лодка стремительно затонула. На поверхности остались восемь моряков, двое из которых вскоре утонули.

Находившиеся в 5 и 6 отсеках шестеро подводников погибли в момент столкновения. На дне вместе с лодкой остались 28 членов экипажа, находящихся в 1, 3 и 4 отсеках.

В 20.00 по таллиннской военно-морской базе была объявлена боевая тревога, и в район аварии начали выходить корабли Восточно-Балтийской флотилии. В 21.05 был обнаружен аварийный буй и установлена связь с первым отсеком, однако к этому времени моряки, находившиеся в 3 и 4 отсеках, уже погибли.

В ночь с 21 на 22 ноября в район аварии вышло 16 спасательных судов с двумя кранами. Первоначальный замысел командующего ВБФ завести под корпус лодки стропы, для буксировки на мелководье, с целью вывода экипажа на поверхность осуществить не удалось. Не сумели также организовать подачу в первый отсек воздуха через забортные клапаны.

Еще ночью, в 04.00, подводники сообщили, что они облачились в спасательное снаряжение и подготовили отсек для самостоятельного выхода на поверхность. Однако, вместо того, чтобы дать добро, собравшиеся начальники всех рангов принялись совещаться, в итоге чего решение о выводе личного состава было принято спустя почти сутки с момента аварии — в 17.00 22 ноября.

Лодку же планировалось поднять с помощью 250-тонного крана, килекторного судна и спасательного судна “Пулково”. Начало работ определили на 18.00, однако из-за ухудшения погоды, спасательные суда сдрейфовали, и телефонный кабель аварийного буя был оборван. Связь с лодкой прекратилась.

Возобновили спасательную операцию уже 23 ноября. В 03.47 спущенные водолазы обнаружили лодку, при осмотре корпуса в открытом верхнем люке 1-го отсека был обнаружен мертвый подводник, одетый в гидрокомбинезон, включенный в индивидуально-спасательный аппарат и имеющий рядом с собой аварийно-спасательный буек. Только тогда стало ясно, что надеяться на спасение кого-либо уже поздно.

М-200 стала братской могилой своему экипажу. После обрыва связи, оставшиеся в отсеке, подводники поняли, что надеяться не на кого, и приняли решение выходить самостоятельно. Однако после длительного пребывания в холодной воде, в условиях высокой концентрации углекислого газа, моряки лишились сил, и мичман, первым вошедший в люк, умер от сердечной недостаточности, закрыв остальным путь к спасению.

Спустя еще шесть дней М-200 была поднята спасательным судном “Коммуна” и отбуксирована в Таллинн. По окончанию расследования обстоятельств гибели М-200 Шуманин и командир “Статного”, капитан третьего ранга Савчук, получили по три года лагерей.

Командование Балтийского флота, руководившее, бездарнейшей в истории, спасательной операцией на Балтике, и 36 часов принимавшее решение о выводе на поверхность, оставшихся в живых моряков, осталось в стороне.

Жизни 28 подводников стали ценой человеческой беспечности. Страшно даже представить, в каких мучениях погибли эти люди. Как боролись они, чтобы хоть на мгновение продлить свою жизнь, понимая при этом, что спасения уже нет, не расскажет никто. Вечная им память!


Рецензии
Я когда-то служил в Палдиски.
Знаю эту историю.
Все так и было.


Реймен   09.04.2014 21:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Ванико.
Мне очень важна Ваша рецензия.

Галина Садко   10.04.2014 00:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.