Илья Иконников. России без неба нельзя

О книге Ильи Александровича Иконникова "России без неба нельзя"

Наша Родина необъятна. Еще необъятней мне кажется малая Родина. Чем больше смотрю на нее, тем кажется она шире и прекрасней, дороже и милей. Лопшеньга – знакомый на слух населенный пункт. Из Васьково в Ручьи, Несь, Золотицу, Пурнему, Пертоминск, Индигу, Лопшеньгу и другие труднодоступные населенные пункты еще летают рейсы АН-2. Диву даюсь, на чем эта малая авиация держится, хотя, спрос на рейсы еще имеется, да и цены на билет – как до столицы. Каково же было мое удивление, когда в начальнике аэропорта я узнала русского поэта Илью Иконникова. Очень русское имя и говорящая фамилия – это отметила Ольга Корзова в статье «Есть такой парень», где сравнивала его с Ильёй Пророком и Ильёй Муромцем.
В 2012 году издательством «Северная неделя» учреждена премия им. Александра Роскова. Первым ее лауреатом стал Илья Иконников. Александр Ипатов, друг и соратник Роскова, говорил в одном из интервью: «И знаешь, что удивительно. У Александра есть стихи, где такие слова: «Я творец домашних очагов». Он ведь по первой профессии был печник, много печей сложил. Когда Илье вручили премию, он менял место жительства – в Онеге аэропорт, где работал, закрылся. Пришлось премию в новое жилье, в очаг вложить. И нынешние лауреаты (театр романса Елены Бускиной) тоже дом строят - он от пожара пострадал. Так что Александр продолжает участвовать в строительстве очагов». («Северная Неделя», 24.06.2013)
Чем дальше живет человек от городской суеты, тем ближе он к своему естественному состоянию, единению с природой. Говоря словами Роскова, «Человек должен жить на природе/ На виду у Господних небес…». Это доказывают удивительные стихи Ильи, которые он пишет без пафоса и восторга, искренне и правдиво. Если стихи Ильи пейзажной тематики, то не чувствуется перепевов и штампов. Не каждому поэту удается создать что-то свое и яркое о любви к природе родной стороны, выразить неразрывную связь с ней. У Ильи Александровича звучит изящно и образно. Только прочтите:

Болото спелой клюквой пересыпано,
Набрал баул — и впору уходить,
Да шепчет жадность, прорва ненасытная:
«Не мог с собой ведёрко прихватить! —

То мхи облазишь — говорить не хочется,
Что взял. А нынче — вся удача тут,
И ягода сама в ладони просится!
Её ж другие мигом оберут!»

Ничуть не жаль!.. Я строю планы новые,
Где ждёт иной, неведомый поход,
А бусины, рубиново-бордовые,
Взглянув на небо, отправляю в рот…


У меня в руках заветная книга «России без неба нельзя», 77 страниц содержательного текста, где звучит сквозь гражданскую лирику, сквозь тему малой авиации и глубинки Онежской области действительность нулевых годов. Каждое стихотворение Ильи значимо и ёмко по смыслу. Он пишет о местной авиации:

«Перестройкой», словно битою,
Годы детства сметены,
Авиация разбитою
Оказалась без войны»...

Иконников своеобразен в олицетворении природы, метафоричен и выразителен («Облака, седые исполины,/Отдохнуть за лесом прилегли», мха бородки, локоны подводных трав, ледовое крошево) – уникальные поэтические находки поэта.

Глубок и трагичен образ Отечества в творчестве русского поэта. «Деревня дремлет на угоре, по-старушьи чутко, …ставит избы прежние во сне», «а нашенским – увы, не до небес/На деньги «бич-пособий» - не до жиру», «швейная машинка и гармонь – как приметы лада и достатка». В маленькой книжке автор показывает большую и несчастную, прозябающую часть России, распиленную и поделенную. Сын гармониста, не различающий нот – представитель «пепсипоколения» рыночного века, не дорожащий отчим домом («Избы родительской поветь/ На чурки пилит сын беспутный»). Горькой иронией звучит обращение к односельчанам: «Что ж, земляки, - сидите на земле,/ Смотрите ваш любимый «телевизер»… Сытая Москва – противовес провинциальному Поморью. В стихотворении «Полнозвездное небо крещенское» поэт называет страну мёртвой.

А впрочем - нет, доселе не бывало
На землях русских, чтобы без войны
И пашня ивняком позарастала,
И фабрики-заводы – всё пропало,
И труженики стали не нужны.

Тема ушедших в мир иной земляков звучит на той же пронзительной ноте: «Теперь, без вражьего набега,/И двадцати в ней (Онеге) тысяч нет…./И немигающие взгляды /С фотоовалов, с черных плит…/Опять теснится строгий бор,/и сосны валятся, как люди,/ Попав под горестный топор…. Не деды – «дети перестройки» - /Пожалуй, треть из всех могил… Что на погосте стало больше/Знакомых, чем среди живых…»

Справедливо винит Иконников власть в происходящей разрухе, в «мире алчном, прогнившем, тесном». Написанное – не служение нотам упадничества, а честное описание действительности, иногда смелое: «Властей и пресс-служб тиражировать ложь//…И летопись вел обещаний пустых». В одно верит Иконников – милосердие, которое держит страну на плаву: «Если на ночлег откроет двери/ Путнику хороший человек…//Если наши лодочник, паромщик/Попросись - «за так» перевезут…//Столько теплоты, как в русском сердце,/ На планете больше нет нигде...»
Истории про деда Федора, бабушку-вдову и бабушку из Подмосковья требуют отдельного отзыва.
В книге по-особому выделяется стихотворение «Ушли цветы под снег, и вот – весна», где ключевым является четверостишие:

И семечко, на каменную твердь
Попавшее, иль сгубленное стужей –
Судьбой своей обязано кому же,
Виновно в чем, приняв до срока смерть?

Эпиграф к "Братьям Карамазовым" написан так: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». (Евангелие от Иоанна, 12:24.). По-достоевски задается христианскими вопросами Иконников, о человеке или о законах природы размышляет он в этом стихотворении?
По-рубцовски, вслед за Фокиной, обращается поэт к Родине: «Россия. Русь, храни себя, храни». Если у Рубцова поэзия тихая, то у Иконникова – громовая, огненная, жгущая сердце болью за Родину. Но Иконников не пророчит, не заглядывает в будущее, не уповает слепо на Бога, и лишь обобщенно приводит к укоризне:

Заросли ивняком поля,
Встали ёлочки по дорогам –
Это избранная земля
Так готовится к встрече с Богом!
Это Им сбереженный край
В мире алчном, прогнившем, тесном –
Не порушит Огонь Небесный,
А потом здесь наступит Рай!
И вернутся, в лучах зари,
С позабытых лесных погостов,
В белом – русские косари -
Жди, страна, загостились просто…

Михайлов отмечал традицию преемственности писателей Севера. Гражданская позиция ярко и выразительно звучит в поэзии Александра Роскова, Николая Колычева, Ольги Корзовой, Ильи Иконникова. Хочется верить, что на поэтическом горизонте появятся поэты нового поколения, двадцати-, тридцатилетние патриоты. России без них нельзя.
Выражаю искреннюю благодарность Илье Александровичу за его подвижнический труд, творчество, любовь к поэзии, к землякам, к России и желаю ему надежных тылов, благополучия, новых творческих высот.

Статья Ольги Корзовой «Есть такой парень»: http://www.stihi.ru/2011/09/08/4314
Некоторые стихи Ильи Иконникова размещены на сайте содружества литературных проектов «Русское поле» http://parus.ruspole.info/node/2994.


Рецензии