Ангелина Прудникова
Раннее творчество Ангелины Прудниковой, как и у многих, – стихи о природе, о Севере, с полнотой восторга жизнью, веют наивностью, легкостью, что свойственно юности. Поэма «Двинская Амазонка» – поэма, вышедшая отдельной книгой, где перед читателем предстает образ девушки Али. Аля (сокращенное от Ангелина) – хулиганка, заводила, с лидерскими качествами, «свой парень» – она умеет и ездить верхом на коне, и метко стрелять, и превосходная пловчиха. «Сарматская царевна», как называет героиню поэт, – это женщина-воин ираноязычных племен. «Сармат», в переводе с осетинского языка, это думающая, мыслящая голова. Предположение от том, что прототипом героини является сам автор, подтверждается стихотворением «Предки» («Я чую зуд неудержимый /Вскочить скорее на коня /И мчать туда, свистя нагайкой».
…А там, недоуменно
Букет подняв с крыльца,
Не ведала девчонка,
Что держит их сердца.
Самые светлые стихотворения Ангелины Прудниковой – воспоминания о детстве: «Детство-шнур – это связь, что протянута к свету» (с. 66, с. 59, с.81 с. 85, с.169, с. 253 в «Ж.В.Ж»). Ангелина Владимировна немало пишет о себе. Хочется процитировать особенно понравившиеся строки:
Моя земля! Провинция моя!
Где твои люди, ангелы и боги?
Ты поднимала, нянчила меня
И расстилала предо мной дороги.
Иди, спеши, успей, ведь ты должна…
Да, я должна, но где-то я застряла:
До очерственья жизнью сожжена,
Я не иду – хромаю как попало.
Если говорить о стихотворчестве Ангелины Владимировны, то замечается использование усечений, частое употребление диалектов, устаревших и просторечных слов, широкое применение афоризмов, фразеологизмов, крылатых выражений. Впечатляет забота о читателе – в книгу включены и комментарии, и словник. В книге преобладают стихи на темы язычества и поморской истории, быта, культуры. По моему мнению, стихи гражданской направленности зазвучали с 1987 года. Оптимистичность, характерная для раннего творчества, заменяется напряженностью, заскользил гротеск и сарказм, ирония и аллегория – особенно в цикле «Басни» («Не забывай, встречая в жизни Попугая, Что не Кукушка ты, а Курица простая»). Для меня «Басни» показались самой привлекательной главой, т.к. Ангелина Владимировна видит недостатки современного общества, а выражение их в сатирическом исполнении остается в веках, как показывает опыт.
В эссе «Грани и лики» Любовь Царькова недаром упоминает Мандельштама. Читая Прудникову, вспоминается «Кремлевский горец» поэта серебряного века. Недовольство властью, народом, работой, условиями жизни. Так, у А.П. работа инженера сопоставляется с каторгой, а жить приходится в тесной коммуналке («Не стало пионеров, не надо инженеров /И вот пример: забыт пенсионер»). Сатирически изображена жизнь в стихотворении «Шире бумагу!» или, «Всё ясно: существует только Ад (Нам Бога дали для отвода глаз)». С упором на нравственность. (Застилает взор иной самомненье, любованье /Тщетно зеркало порой гордецу внушает знанье).
«Имею право я спросить?» – по-мольеровски пишет о нравах здесь, в Северодвинске и его окрестностях – как и по всей стране (Иные попики поклон/Мазне уж бъют, а не иконам…/Куда детей мне повести?/Со всеми вместе выгнать в стадо?/Крестить их? Боже упаси –/ Отвергло стадо все обряды). Возникает образ серой массы, который потянется на протяжении всех лет творчества, а свою эпоху поэт обозначает веком МЕДНЫМ. «Толпа живет инстинктом усреднения», «Мне снился сон: личины, хари,/ свиные рыла вкруг меня»
Россия, родная Россия,
Не буду тебя утешать,
Ты лучшее в чреве носила –
А самому худшему мать.
…И знай, тебя любит без меры
Твоя непутевая дочь.
И вот пришли такие времена,
Что внукам старики уже не рады.
И за порог шагну – в страну,
Что только числится Россией
Шутливое предначертание:
Ох, залопочут скоро бабки – мне явилось –
Над колыбелями на тюркском языке
Бичевание пьянства («Похороны поэта», «Лежишь… Невнятны бормотания», «Антизастольная», «Похмелье»), высмеивание узости мира у людей и как результат – образ Северодвинска, напрямую отличающийся от образа города у А. Ипатова – романтически возвышенного. У Ангелины Владимировны это – закрытый город зеков, расчерченный по линейке, заслонивший стены монастыря, направленный на истребленье жителей.
Не все стихотворения Ангелины Прудниковой войдут в историю, но многие должны стать достоянием литературы Русского Севера. Подтверждение тому – ряд публикаций в изданиях общероссийского масштаба («Невский альманах», «Русское поле»).
Опубликовано в г. "Графоман" №12 (110) -2013. декабрь.
Свидетельство о публикации №214040801372