Фейерверк цыганских мелодий Горана Бреговича

Горан Брегович — всемирно известный музыкант и композитор родом из Сараево, в творчестве которого присутствуют балканские и цыганские традиционные мотивы, используются духовые инструменты в сочетании с мощными басами и битами. Международная известность пришла к Горану Бреговичу благодаря фильмам, в первую очередь, Эмира Кустурицы, к которым он написал музыку, и сейчас он гастролирует с «Оркестром свадеб и похорон» (Wedding and Funeral Orchestra).

Горан влюблен в цыганские традиции, и все же некоторые вещи желает изменить. По его словам, он хотел бы добиться того, чтобы цыгане получили образование, поскольку в современном мире без него нет будущего.

Выступая в новых для себя городах, интересуется, есть ли в них ансамбли цыганской музыки.

На одном из концертов артиста мне удалось побывать, и я вновь мысленно возвращаюсь к этим незабываемым для меня впечатлениям.

***
Зал ДК им. Ленина в Луганске, аншлаг. Публика самых разных возрастов, много молодежи. На сцене — ряд микрофонов и пока еще пустые стулья. Несколько раз слушатели начинают хлопать в ожидании выхода артистов, и вдруг… Все оборачиваются на протяжный звук, доносящийся откуда-то сзади. Прямо в зрительном зале играет музыкант в национальном костюме. Проходит несколько секунд, и выясняется, что он не один — в разных концах зала другие музыканты, стоя в проходах, устраивают перекличку на медно-духовых инструментах, превращающую помещение ДК то в горный склон, то в равнину, то в могучий буковый лес.

О, эта балканская музыка! Сколько в ней колорита, щемящего чувства обретения и утраты чего-то, что не выразить словами, глубокой грусти и фонтанирующего веселья одновременно, юмора, жизнелюбия и искренности! Именно эта искренность и зажигательность привели в движение весь зал, собравшийся послушать знаменитого югослава (именно таковым он считает себя по национальности) — пропагандиста цыганской культуры, композитора и исполнителя, автора саундтреков к фильмам, в частности Эмира Кустурицы и Патриса Шеро — Горана Бреговича с его Свадебно-похоронным оркестром. К счастью, если кого-то и хоронили в этот день, то это была скука повседневности. А праздник музыки, организованный в ноябре 2013 г. концертным агентством «Мастер-шоу» (руководитель — Максим Ткаченко) и называвшийся «Шампанское для цыган», хотя и включал грустные нотки, в целом все же напоминал свадьбу.

Как любителю этники, мне было вдвойне интересно услышать Горана и его коллектив вживую, и могу заверить — атмосфера и энергетика его концерта ни с чем не сравнится! Вот музыканты оркестра, солируя по очереди, проходят по зрительному залу, поднимаются на сцену, и лирический музыкальный пейзаж сменяется зажигательной танцевальной мелодией. В белом костюме выходит сам Горан, садится к микрофону и берет в руки электрогитару. Второй вокалист, он же и барабанщик, напротив, одет в черную футболку, но контраст в одежде только  подчеркивает слаженность их вокального дуэта! Извилистые, подобно змейкам вокальные партии переносят слушателей на Балканский полуостров. А медно-духовые инструменты, кажется, не только сияют золотом, но и издают такой же ослепительный звук, ниспадающий на слушателей звонким золотым дождем, хоть ладони подставляй…

Публика в восторге, ведь звучат знакомые многим песни как из последнего альбома Горана Бреговича, так и более ранние: Champagne For Gypsies, Maki Maki, Presidente (записанная совместно с группой Gypsy Kings), Be that Man, Balkaneros, Mesecina и многие другие, как заводные, так и задумчиво-лирические. Чего стоит настроение грустного танго в песне Ausencia, в которой аккомпанируют только гитара и кларнет, передавая атмосферу одиночества. Или возвышенная Ederlezi с женским вокалом — народная песня, популярная среди цыган бывшей Югославии и повествующая о Дне святого Георгия. «Это наш день», — поется в песне от лица того, кто желает не остаться в стороне, разделить этот праздник с цыганским народом… Зал, тронутый дуэтным исполнением вокалисток в веночках, хлопает в такт, а по окончании песни, конечно же, вовсю рукоплещет.

Балкано-цыганские мотивы в этой концертной программе позволяют ощутить как родство с природой, открытость небу и ведущей вдаль дороге, так и некую бездомность, мечту о чем-то более  высоком и прочном, чем просто четыре стены и крыша. Кто есть человек и куда он идет? Чего стоят его радости и беды? Каждый по-своему ответит на этот вопрос, но, наверное, неспроста у цыган и балканских народов чрезвычайно важны свадьбы и похороны, ведь между ними вся жизнь — как на ладони. Вот откуда такое «противоречивое» название оркестра Горана. Можно вспомнить родное украинское «червоне — то любов, а чорне — то журба».

И все же на концерте «червоного» больше, самые задорные песни своим ритмом так зажигают зал, что многим трудно удержаться, и вот в средних рядах уже выплясывают девушки, а к концу концерта зал просто бурлит и колышется в едином порыве: кто хлопает в такт, кто топает. А самые темпераментные выкрикивают «Gas! Gas!», призывая артиста поддать газу, как поется в одной из песен.

Жесты Горана спокойны и слегка величавы, видно, что и он, и его коллеги получают настоящее удовольствие от исполнения. Время от времени Брегович хитро улыбается, поглядывая в сторону других музыкантов или, опять же, расплываясь в улыбке, водит поднятым вверх указательным пальцем. В песне Bijav играет звонкую мелодию на колокольчиках и дирижирует палочкой.

Одну из самых популярных песен Бреговича — In the Death Car из фильма Эмира Кустурицы Arizona Dream зал узнает с первых нот. Восторг слушателей выливается в крик «А-а-а!», но Горан, обращаясь к залу, просит не хлопать в такт, а вместо этого подпевать в рефрене. Когда его просьбу игнорируют и продолжают хлопать, автор песни морщится и отрицательно кивает головой: «Don’t clap!». Видимо, не все осознают подлинный смысл английских слов, и потому к концу этой драматической песни, после печального инструментального соло, зал хлопает уже вовсю. Хотя подпеванием публики все же Горан остался доволен, выкрикнув по-русски: «Еще раз громко!». А ведь, по сути, если вникнуть в содержание, мы все едем в этой самой Death Car, и это повод задуматься о чем-то большем, чем просто веселое времяпровождение…

Разумеется, публика просто так не может отпустить Свадебно-похоронный оркестр, и после того, как прозвучали имена всех музыкантов, а двое духовиков даже сплясали в обнимку и с инструментами в руках, коллектив исполняет несколько произведений на бис.

В песне Jeremia, рассказывающей о бравом артиллеристе, зал по просьбе Горана дружно подпевает на слове «артиллерия». А сам он в паузах между куплетами торжественно провозглашает по-русски тост: «За него!».

Песня итальянских солдат — борцов с фашизмом Bella Ciao вначале томно, а затем весьма страстно повествует о любви, но с патриотическим пафосом («Это цветок партизана, который умер за свободу», — поется на итальянском). (Любопытная деталь: на вопрос, знает ли Горан о том, что эта песня в исполнении народного артиста СССР Муслима Магомаева в свое время очень нравилась генсеку Леониду Брежневу, маэстро ответил утвердительно. Более того, признался, что ему и самому по душе исполнение  Магомаева).

Завершает программу веселая Kalasnjikov, во вступлении к которой Брегович поручает одному из духовиков сыграть сигнальную армейскую мелодию. Примечательно, что изображая автоматную атаку, Горан произносит слово «Вперед!» по-украински, а когда зрители не верят, что песня закончилась, удивленно переспрашивает: «Еще раз “Вперед!”?» И снова — армейский сигнал… Между прочим (Горан не знает об этом), в зале сидит человек как раз по фамилии Калашников, звучащей в припеве этой песни, и он тоже композитор и музыкант, лидер одного из луганских коллективов. Так что точек соприкосновения с аудиторией масса! И в этот момент зрительской эйфории вряд ли кто может представить себе, что уже в недалеком будущем многие из посетивших концерт реально будут задумываться об угрозе автоматных «бум-бум-бум» и молиться, чтобы их не было…

Крики «Браво!» еще долго не умолкают в зале, а несколько поклонниц пытаются вызвать Бреговича из-за кулис, скандируя у сцены: «Горан! Горан!».

Впрочем, не так важно, все ли желающие смогли тогда получить автограф. Программа в исполнении Свадебно-похоронного оркестра сама стала музыкальным автографом на культурном поле многих городов Украины, России и не только, ведь «Шампанское для цыган» — европейский тур. По словам самого Горана Бреговича, он хотел «обратить внимание европейцев на цыганскую культуру и возможно, изменить их отношение к цыганам». Как видно, ему и его замечательной команде это в значительной мере удалось, и удается по сей день. Ведь тот, кто по-настоящему любит и ценит свою собственную культуру, сможет ценить и то лучшее, что есть в культуре другого народа, презирая всякую межэтническую вражду, находя родство душ и глубже понимая, зачем мы созданы.

Фото автора


Рецензии
Да у Балкан вообще особый дух - это видно и у Бреговича, и в фильмах Кустурицы.. Кстати, ты сам был на Балканах?

Константин Матаков   10.04.2014 21:29     Заявить о нарушении
Нет, мне не довелось, к сожалению... Хотя среди далеких предков в моем роду (пра-пра-пра-пра) были сербы...

Игнат Меренков   11.04.2014 00:11   Заявить о нарушении