Мои размышления об украинских событиях ч. 12

     Духинский родился в польско-русской семье. Учась в Киеве, воспринял идею участия западнорусского населения в борьбе с Россией на стороне поляков. В 1846 году покинул Россию, жил в Османской империи, Франции и Италии. Во время Крымской (Восточной) войны был интендантом в британском экспедиционном корпусе. Затем поселился во Франции и занялся преподавательской деятельностью. Преподавал историю в Польской высшей школе в Париже. Выступал за размежевание «Руси» (западнорусских земель, бывших ранее под властью Литвы и Польши) и «Москвы». Предлагал исключить историю Руси из истории Москвы и включить её в польскую историю. По его мнению, Галич, Волынь, Подолия и Литва на протяжении средних веков стремились к соединению с Польшей. И они были населены славянами, родственными полякам, а расположенные к востоку земли населяли племена «туранской ветви» (так, тогда называли угро-финнов и урало-алтайские народы). На основе данных положений Духинский выработал теорию, которую изложил в труде «Основы истории Польши и других славянских стран, а также истории Москвы» (три части были опубликованы в 1858-1861 гг.).
   
    Духинский постоянно проводит мысль о расовом и цивилизационном единстве поляков с русинами, противопоставляя их «финно-монгольской московской культуре». Москва, по его мнению, «азиатское» государство, опасное для Европы. Эти идеи были горячо восприняты польской интеллигенцией. Нашли они положительный отклик и во Франции. Благо Западная Европа уже давно была поражена русофобией. Духинский сделал ещё несколько «открытий». Так, «москалей», по его словам, можно было также называть «чудью» (от слова «чудище»), «скифами» (от «скиты» — «скитальцы, бродяги»). Также жителей «Московии» можно назвать «турками», так как на её территории возникло первое, исторически хорошо известное, турецкое государство (Золотая Орда). Духинский считал, что основы «Москвы» лежат в Великом княжестве Владимирском, Казанском и Астраханском ханствах.
                Таким образом, истоки украинской «историографии» лежат в довольно слабых трудах польского русофоба XIX столетия. Западноукраинские «мыслители» практически ничем не смогли обогатить придуманную польскими панами «украинскую историю» и русофобскую идеологию. Разве что добавили к «украинской истории» ещё и скифский и арийский периоды. А особо одарённые дописались о 40-тысячелетней или даже более «древней» истории «укров». Хотя болезни под названием «украинство» не более двух столетий.


Рецензии