Местный взгляд на большую политику
Шел июль 1978 года.Рано утром они на своём «Жигуленке», на пятый день путешествия от украинского Краматорска к Черному морю, выехали на берег моря в пригороде Поти. Маршрут они запланировали на летний отпуск еще в Норильске, зимой. Мечтали о поездке, приготовили карты автодорог, расспрашивали друзей из тех южных мест, что собирались посетить впервые в жизни. И ожидания их не подвели. Дорога шла по таким живописным местам, что порой захватывало дух от открывшихся с Кавказских перевалов видов.
В Поти друзья заехали не случайно. Юра, трудившийся в одном из строительно-монтажных управлений огромного Норильского комбината, год назад на курсах повышения квалификации в Москве познакомился с коллегой – инженером из Поти Вахтангом. В свободное от повышения квалификации время они с удовольствием познавали все возможные удовольствия, предлагаемые щедрой столичной жизнью. Подружились, и при расставании обменялись адресами и приглашениями погостить при любом удобном случае. Вахтанга предупредили еще весной, что возможен вариант встречи в Поти.
- Как будете подъезжать, звоните. Обрадовался он. Я всё лето на месте.
Поплавав в ласковых волнах, друзья часов в девять уже звонили из городского автомата Вахтангу на работу. Он приказал никуда не уходить и побежал предупредить начальство о прибытии друзей с Севера, а это являлось в Грузии оправданием отсутствия на работе в течение нескольких дней куда более весомым, чем больничный лист. Через полчаса, уже втроём, они мчались по проселочной дороге в родное село Вахтанга, где жили его родители и вся родня.
Встретили их как сошедших с неба ангелов. Отвели просторную уютную комнату, напоили с дороги прохладным легким вином с вкуснейшим козьим сыром и виноградом. Потом заставили отдыхать до вечера, когда в дом придут гости по случаю такого события. В Саду у дома накрыли длинный стол, в летней кухне-пристройке мать Вахтанга и еще две или три соседки развели готовку. Оттуда сразу потянуло такими вкусными ароматами, что к приходу гостей аппетит перехлестывал все нормы и пределы.
Вахтанг обошел всех жителей небольшой, дворов на двадцать, деревни. Судя по заполнению накрытого стола, отказавшихся от приглашения не было. Хозяин предупредил своих гостей, что застолье будет вестись по всем грузинским обычаям, с тамадой. Что им не надо утруждать себя придумыванием тостов, всё будет идти по плану и слово им предоставят не скоро. Северян сразу спросили, что они предпочитают пить? Вино или чачу? Вино на Крайнем Севере продукт, редко употребляемый, и друзья согласились на чачу более близкую к привычным спирту и водке. Местная чача-продукт перегонки винодельческих отходов - крепостью оказалась ближе к спирту. Но обилие вкусной и сытной закуски, и неспешность застолья позволили Юре и Борису продержаться довольно долго.
Гости в большинстве своём были людьми в возрасте. Некоторые - в весьма преклонном. Молодежь, как и Вахтанг, не очень принимала деревенский образ жизни, стремилась найти более легкую и интересную судьбу в городе. За столом сидели только мужчины, а женщины, согласно местным обычаям, подавали на стол, меняли тарелки, убирали мусор и приносили новые сосуды с напитками. Тамада не спеша произносил тосты, рассказывая о лучших качествах того, за кого поднимается очередной тост, гости чинно выпивали, не спеша закусывали, пели прекрасные грузинские песни.
Постепенно начались разговоры на волнующие сельчан темы. Старики были настроены довольно критично ко всем аспектам текущей жизни. Доставалось и колхозному руководству и Тбилисским начальникам. Много расспрашивали гостей с севера о жизни за Полярным Кругом. Нет ли межнациональной розни между приехавшими на заработки со всех концов СССР? Живут ли там грузины, и как они переносят суровый климат? Застолье тянулось далеко заполночь, и когда «молодежь»- северяне с Вахтангом - уже видели третьи сны, старики еще долго тихо пели и говорили о своём, перейдя на родной грузинский. При гостях все вежливо говорили только на русском.
Всё это было вчера. А сегодня, прибежав после плескания в ручье в дом, друзья тотчас получили по кружке крепкого чая с айвовым вареньем и с утра нажаренными пирожками с творогом.
- Отдыхайте, попросили их родители Вахтанга,- Гости придут к обеду.
Удивленный такой программой, Юра пошел прояснять ситуацию к Вахтангу.
-Что Вы! Развеял он недоумение по поводу продолжительности мероприятий,
-Такое событие у нас отмечают минимум три дня! Так что наберитесь терпения и мужества.
После полудня к столу подтянулась вся вчерашняя компания, то есть вся деревня. Был зарезан очередной барашек, не говоря уже о курах и утках. Открыт новый бочонок с кахетинским и застолье полилось с прежней неторопливостью. На этот день друзья выбрали вино. Это был настоящий горный рубинового цвета напиток. Пился он легко, аромат и вкус были прекрасны, но часа через два при очередной попытке прогуляться от стола, Борис заметно кренился на левый борт и еще через час его проводили отдохнуть с пониманием отсутствия привычки к местному напитку.
Юре пришлось всю жажду стариков к обмену информацией принять на себя. А беседа подошла к наиболее волновавшей патриархов теме. Политика занимала их умы больше всего. После довольно обширной критики правившего в то время Брежнева, все старики, хорошо помнившие времена их земляка Иосифа Виссарионовича, стали уверять Юру, что все беды современного государства происходят от отсутствия «твердой руки»! Они прямо не называли Сталина, но было видно куда склоняется мнение старейшин.
-Надо такого главного в стране, чтобы всех в кулаке держал! Никому спуску не давал, хоть свату, хоть брату!
-Такого, как Сталин?
Спросил Юра. Ему, утомленному долгим застольем и большим количеством выпитого, уже поднадоели эти политические дебаты. Порой он мог быть довольно язвительным и острым в споре. И тут не выдержал.
-Значит, хотите такого как Сталин? А если он будет не грузин?
-Пусть не грузин! - распалились старики, - пусть русский, украинец, пусть казах! Только пусть сильная рука, как Сталин, только чтобы порядок навел!
-А вы помните, как Сталин с чеченцами поступил? Как он их выселил в 24 часа!?
-Да помним, - закивали деды головами, - правильно выселил! Чечены очень плохой народ, предатели, так им и надо, всё правильно сделал Иосиф!
-Ну а если новая «сильная рука» скажет, что грузины плохие? Ленивые стали, много воруют, взятки берут. А? Возьмет да и выселит всех куда-нибудь на Колыму или в Калмыкию? Что тогда?
Тут весь политес перед приезжим у аборигенов пропал, все перешли на грузинский. Начали между собой обсуждать услышанное, постепенно повышая накал и громкость полемики. Юра незаметно встал из-за стола и пошел вздремнуть.
Уже вечером они с Борисом, посвежевшие, присоединились к застолью. Старики, не обращая на них внимания, продолжали политические баталии, не забывая прерываться на положенные по процедуре тосты.
Еще через час вдруг все затихли, головы повернулись к Юре и самый уважаемый старейшина вежливо потрогал его за плечо. С какой-то робостью и неуверенностью старик откашлялся и задал ему вопрос, видимо мучивший всю компанию:
-Неужели выселит!?
Связаться с автором можно по адресу: grinsponvladimir@rambler.ru
Свидетельство о публикации №214040801915